Понятие, виды и признаки неосторожной вины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Вина лица всегда выражается в совершении определенных общественно опасных действий (или в бездействии). При этом объективные признаки преступления выступают в единстве с его субъективными признаками. Установить виновность лица в совершенном деянии означает указать на состав преступления. В этом смысле определение субъективной стороны преступления есть завершающий момент выделения состава преступления в действиях лица и, следовательно, в решении вопроса о виновности лица.
Целью курсовой работы является сущность одной из форм вины – неосторожность.

Содержание работы

Введение
Понятие вины по Российскому уголовному праву, ее формы
Понятие, виды и признаки неосторожной вины
- Преступное легкомыслие, как вид неосторожной вины
- Преступная небрежность, ее психологическое содержание и критерии
Преступления, совершенные по неосторожности
Причинение смерти по неосторожности (ст. 109)
Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118)
Квалификация неосторожных преступлений
Заключение
Литература

Содержимое работы - 1 файл

курсовик уголовное.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

То есть социологический  подход к исследованию составов неосторожных преступлений дает возможность не только более тщательно изучить основания  ответственности обвиняемого, но и  решить вопрос об ответственности в  отдельных случаях и потерпевшего. Такой подход нацелен на справедливое решение вопроса об основаниях ответственности  путем анализа элементов и  признаков состава преступления и квалификации деяния по той или  иной норме уголовного права.

 

____________________________

18Квашис В. Е. Преступная неосторожность. Владивосток, 1986

19 Кузнецова Н. Ф. Проблемы изучения эффективности уголовно-правовых норм и институтов // Эффективность применения уголовного закона. М., 1973.

Квалификация преступления предполагает познание объективной  истины, основывающееся на восприятии факта посягательства конкретного  лица на охраняемые уголовным законом  общественные отношения, на подыскании и оценке возможности применения конкретной уголовно-правовой нормы, сопоставление  содержания диспозиции уголовно-правовой нормы с признаками состава исследуемого преступления.

Раскрывая существо процесса познания при квалификации преступления, В. Н. Кудрявцев пишет: «Прежде всего, следует уяснить, что именно познает юрист, применяющий уголовный закон. Если не иметь в виду данные, необходимые для назначения наказания, то с уголовно-правовой точки зрения знания и представления следователя, прокурора и судьи, которые можно оценивать с позиций истинности или ложности, складываются из трех элементов:

 а)   представления  о  фактических обстоятельствах   дела;

б) представления о содержании уголовно-правовой нормы;

в) представления об отношении  между фактическими признаками деяния и признаками, предусмотренными в  уголовно-правовой   норме».20

Сам процесс  познания и  установления истины при квалификации преступления   подчиняется законам  логики, сформулированным основоположниками   марксизма-ленинизма. В соответствии с конечной целью процесса квалификации преступления, — установлением объективной истины — юрист должен найти ответ на вопрос, какое именно преступление совершено. Для  этого ему необходимо! абстрагироваться от первоначально воспринятого факта, посягательства на общественные отношения, послужившего поводом к возбуждению уголовного дела, и расследовать

________________

20Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986

обстоятельства данного  посягательства,   повлекшего на конкретном жизненном участке деформацию либо полный разрыв общественных   отношений. Чувственное восприятие факта посягательства   на общественные отношения и выяснение его  обстоятельств,   изучение содержания уголовно-правовой нормы   служат   первоначальными шагами в познании истины на   перцептивном уровне. Для юридического анализа состава преступления и восхождения   к следующему  этапу познания истин юристу необходимо абстрагироваться от факта посягательства   на общественные отношения и исследовать систему элементов и признаков, образующих состав преступления, признаваемого основанием уголовной ответственности. Здесь возникает проблема правильного разграничения понятий идеального и материального порядка.

«Проблема идеальности, —  писал Э. В. Ильенков, — всегда была аспектом проблемы объективности («истинности») знания, т. е. проблемой тех, и именно тех форм знания, которые обусловливаются и объясняются не капризами личностной психофизиологии, а чем-то гораздо более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой и совершенно от нее не зависящим». Далее, конкретизируя понятие идеальности, Э. В. Ильенков сформулировал вывод: «„Идеальность" вообще и есть в исторически сложившемся языке философии характеристика таких вещественно зафиксированных (объективированных, овеществленных, опредмеченных) образов общественно-человеческой культуры, т. е. исторически сложившихся способов общественно-человеческой жизнедеятельности, противостоящих индивиду с его сознанием и волей как особая «сверхприродная» объективная действительность, как особый предмет, сопоставимый с материальной действительностью, находящийся с нею в одном и том же пространстве (и именно поэтому часто с нею путаемый)».21

_______________

21 Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философия. 1979. № 6.

Эти общетеоретические положения  о разграничении понятий материального  и идеального имеют важное значение не только для философии, но и для юридической науки, в частности, для такой сложной проблемы, как посягательство на общественные отношения и его юридическая квалификация.

При анализе признаков и элементов состава преступления и квалификации общественно опасного деяния возникает необходимость абстрагироваться от понятий материального порядка и пользоваться понятиями идеального порядка. Материальную основу для построения рассуждений идеального содержания в этом случае составляет не преступление (имело оно место или нет, еще неизвестно, на выяснение этого и направлена вся деятельность), поэтому материальным субстратом для построения идеального порядка выводов следует признать самый факт посягательства на общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Удостоверившись в том, что общественные отношения подвергнуты деформации, правоохранительные органы начинают строить рассуждения, содержащие юридическую оценку этого посягательства, и тем самым активно включаются в процесс выяснения и познания объективной истины, используя понятия материального и идеального порядка.

Следовательно, процесс юридического анализа состава преступления и  его квалификации предполагает изучение и исследование идеальных образов, возникающих и находящихся в  неразрывной связи с материальным компонентом — фактом реальной действительности — посягательством на охраняемые уголовным законом общественные отношения.

Изложенное дает основание  утверждать, что процесс квалификации преступления есть частный случай процесса познания объективной истины. Юридический  анализ признаков и элементов  состава преступления, на основе которого осуществляется   квалификация преступления, представляет собой оценочную, абстрагированную от материального факта посягательства на общественные отношения конкретным лицом деятельность познавательного плана с использованием идеальных образов.

 То есть  состав  преступления представляет собой  оценочное понятие, познание которого  основывается на исследовании  понятий и принципов   категории   идеального   порядка! Исследование  признаков состава преступления  нацелено на правильную квалификацию   преступления и служит  его  средством. В свою очередь,  правильная квалификация преступления  есть средство для   установления  объективной истины по  делу. 

В связи с этим юридический, анализ признаков состава преступления и его квалификация являются самостоятельным  и важным этапом на пути к познанию истины   по делу.   Использование  для  этих целей рекомендаций по правильному разграничению понятий  материального и идеального открывает  перспективу более углубленного изучения  и познания  на диалектической основе всех элементов и признаков  составе преступления и решения  в конечном итоге вопроса о  пределах ответственности лица, привлекаемого  за наступившие общественно опасные  последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение

 

Таким образом, преступления, совершаемые по неосторожности, представляют собой  часть общей преступности, самостоятельный элемент ее структуры. Как социально – правовое явление  неосторожная преступность достаточно распространена и опасна.

Законодательство Российской Федерации в уголовной сфере, как и в любом государстве, представляет собой отражение процесса развития общества, изменения социальных условий.

Актуальность проблемы борьбы с неосторожными преступлениями обусловлена не только неблагоприятными тенденциями их динамики и непосредственно  ущербом, причиняемым жизни, здоровью, имуществу людей, но и тем, что  указанные преступления принадлежат  к числу наиболее острых и опасных  форм проявления социальной безответственности, недисциплинированности, эгоизма, равнодушия преступников к обществу и его  благам.

Сферу неосторожных преступлений, как и любую другую сферу общественных отношений в нынешней России коснулось  пресловутое  “несовершенство законодательной  базы”. Субъектам законотворчества необходимо правильно оценивать действующее законодательство и практику его применения, с тем, чтобы использовать все, что является эффективным в борьбе с неосторожной преступностью, и вносить необходимые изменения в те правовые нормы и институты, которые не будут соответствовать складывающимся условиям, а может быть, и с самого начала были недостаточно эффективными в силу тех или иных причин.

Нормы, предусматривающие  преступные посягательства в области  взаимодействия человека и техники, после своего принятия в первую очередь  подвергаются риску устареть, быть реконструированными путем внесения дополнений или уточнений. Это вполне закономерно в условиях необычайного прогресса науки и техники и, соответственно, общественных отношений, складывающихся в этой области человеческой деятельности.

Сознавая это, законодатель вместе с тем не в состоянии  предусмотреть все те новые технические  системы либо производственно-технические  процессы, действие которых при нерадивом  управлении может привести к причинению общественно опасного вреда либо создать угрозу его наступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

Нормативные акты:

  1. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года - справочно-правовая система ГАРАНТ, М., декабрь, 1999.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ  (ред. от 21.02.2010) // Собрание законодательства РФ.1996. N 25.
  3. Уголовный кодекс РФ текст и справочные материалы с изменениями и дополнениями на 15 октября 2008 г. М. Эксмо

 

Материалы судебной практики:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 г. „О строгом соблюдении законов при рассмотрении дел судами". справочно-правовая система ГАРАНТ, ноябрь 2008г.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1969 года „О судебном приговоре" сайт Консультант Плюс
  3. Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях"Бюл. ВС СССР, 1970, N 1
  4. Извлечение из постановления Краснояружского суда Белгородской обл.( по делу Он-ко) сайт http/ www.law.ru

 

Научная литература:

  1. «Уголовное право Российской Федерации. Общая часть.» под редакцией А.И. Рарога М. Юрист 2002
  2. Нерсесян В.А. О концепции вины в уголовном праве // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. - М., 1996
  3. Таганцев Н.С. «Уголовное право. Общая часть.» по изданию 1902г. Allpravo.ru 2008
  4. Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977
  5. Злобин Г.А., Келина С.Г. Некоторые теоретические вопросы криминализации общественно опасных деяний // Проблемы правосудия и уголовного права. М., 1978.
  6. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философия. 1979. № 6
  7. Квашис В. Е. Преступная неосторожность. Владивосток, 1986
  8. Кузнецова Н. Ф. Проблемы изучения эффективности уголовно правовых норм и институтов // Эффективность применения уголовного закона. М., 1973.
  9. Нерсесян В.А. Криминализация неосторожных противоправных деяний нуждается в системном подходе // Журнал рос-го права. 2001. N 3.
  10. Нуртаев Р.Т. Борьба с неосторожными видами преступлений. АлмаАта: Наука, 1995
  11. Российское уголовное право. Курс лекций. Т. 1. Преступление.
  12. Уголовное право России. Часть общая / под ред. Л.Л. Кругликова. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  13. Уголовное право России. Часть особенная / под ред. Л.Л. Кругликова. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  14. Уголовное право. Общая часть / под ред. В.Г. Беляева. М., 1999.
  15. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008
  16. Явич Л.С. Научно-техническая революция, право и юридическая наука // Правоведение. 1973. N 5.
  17. БВС РФ. 1997. N 3.
  18. БВС РФ. 1994. N 5

Информация о работе Понятие, виды и признаки неосторожной вины