"Дежавю" концепции микрорайона в ХХI веке на примере г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:03, статья

Краткое описание

В статье анализируется эволюция развития одной из главных проектно- структурных идей градостроительства ХХ века – микрорайона, на примере г. Красноярска. Проводится параллель между имеющимся проектным опытом формирования жилой среды и актуальными идеями ее развития.

Содержимое работы - 1 файл

Дежавю концепции микрорайона в ХХI веке.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

УДК 711.58 
ББК 85.118

.                                                                                              Позднякова И.Г., аспирант СФУ

Научный руководитель:

кандидат  архитектуры, доцент Кукина И.В. 

  «ДЕЖАВЮ» КОНЦЕПЦИИ МИКРОРАЙОНА В ХХI ВЕКЕ на примере г. Красноярска.

     Аннотация: В статье анализируется эволюция развития  одной из главных проектно- структурных идей градостроительства ХХ века – микрорайона, на примере г. Красноярска. Проводится параллель между имеющимся проектным опытом формирования жилой среды и актуальными идеями ее развития.

     Ключевые  слова: микрорайон, укрупненный квартал, жилая среда, урбанизация

     На  рубеже веков при трансформации  понимания и методов проектирования жилой среды становится актуальным рассмотреть некоторый итог развития одной из главных проектно-структуных идей градостроительства ХХ века – микрорайона.

       Как известно, концепции «микрорайона» предшествовала концепция «укрупненного квартала». Предыстория укрупненного квартала в Красноярске начинается в 1929 г. когда рассматривался вопрос о постройке благоустроенных жилых домов для рабочих, так называемого «каменного квартала», при замене существующей деревянной застройки на каменную. В принятой резолюции указывалось, что «острый квартирный кризис в особенности в рабочих районах, который вынуждает производить частную постройку домов, не соответствующих удовлетворению в области гигиенических и бытовых условий... является одной из причин развития частной собственности, обрастания и неплановщины, каковая ведет не к культурному воспитанию и организованности рабочих масс, а к невежеству, дезорганизации и обывательщине» [1, с.67]. Для «быстрейшего проведения в жизнь» вопроса постройки каменного квартала был предложен ряд мероприятий, среди которых выделялись такие, как: «вовлечение в строительство самих рабочих, нуждающихся в квартирах, путем вкладов денежных сумм в фонд строительства каменного квартала» и проведение разъяснительной работы «среди всех рабочих масс о значении постройки каменных рабочих кварталов, ведущих от обывательщины и частной собственности к культурному воспитанию, организованности масс и раскрепощению женщины от кухни и старого быта» [1, с.69]. Постепенно происходит «социализация» мелкого капиталистического домашнего хозяйства и, следовательно, происходит процесс «обобществления» частного. Общим становится весь процесс жизнедеятельности: быт, труд, отдых человека. Это вызывает необходимость увеличивать размеры квартала за счет  обязательного включения в него достаточного процента зеленого пространства, объектов и территории культурно- бытового обслуживания, улучшением системы магистральных улиц и движения транспорта.

     Комплексное формирование селитебных территорий Красноярска впервые предпринято в схеме планировки генерального плана 1931г. (архитектор А.И. Колпакчи, Гипрогор) и генеральный план «Большого Красноярска» 1934 г. (архитектор И.О. Гохблит, Горстройпроект) [2]. Уже в процессе разработки генерального плана началось сооружение первых промышленных предприятий и приближенным к ним жилых территорий. В числе первых таких массивов города, начатых в середине 1930-х годов, жилой укрупненный квартал машиностроительного завода на проспекте им. Красноярский рабочий, застройка кварталов в районе «Авиадома» по ул. Вавилова. Одновременно с жилыми домами здесь были построены первые школы правобережья (рис.1).

     Поиски оптимальных объемно-планировочных решений жилой застройки, повышающих уровень культурно-бытового обслуживания населения, и стремление размешать учреждения повседневного обслуживания в ближайшем соседстве с кварталами, позволили уже в начале 30-х годов перейти к укрупненному кварталу, который рассматривался как часть общегородской системы. Чуть позже в 1937 году А.М. Мостаков (Горстройпроект), предложил следующую конструкцию укрупненного квартала: выявление общественного центра (форума), являющиеся местом сосредоточения основных культурно-бытовых сооружений; возможное размещение некоторых общественных функций в первых этажах жилого здания, формирующего магистраль; внесения ясной и четкой дифференциации пространства разными функциями; развитие общего внутреннего двора, с исключением из него детских дошкольных учреждений и школы; периметральная система застройки [3].

     Укрупненный квартал являлся принципом формирования жилых территорий при вновь строящихся промышленных предприятиях и предполагал «модульное» развитие жилой застройки. Таким принципом, вплоть до 1950-х годов, в основном осваивался «промышленный» правый берег Красноярска и частично левобережье.

      Рис.1 Укрупненный квартал на проспекте  им. Красноярский рабочий (1930-1940 гг)

     Концепция «Микрорайон» внедрялась как альтернатива «квартальной» структуре старого города в послевоенное время, представляя из себя четкий алгоритм действий:

     - определить всю совокупность повседневных потребностей, включая потребность в безопасности от уличного движения;

     - подсчитать среднюю численность взрослых, детей и стариков на каждую тысячу жителей;

     - определить предельно допустимое расстояние от подъезда жилого дома до детского сада (150–200 метров), школы (200– 300 метров), местного торгового центра, учреждений бытового обслуживания, поликлиники (500 метров);

     - выявить и сгруппировать объекты учреждений обслуживания в зависимости от характера и частоты пользования ими (тем самым, получив так называемую универсальную модель «ступенчатого обслуживания» жителей).

      Основным градообразующим фактором в это время продолжает оставаться промышленность,  вокруг которой формировались селитебные территории в соответствие с системой микрорайонирования. В левобережной части города, кроме реконструкции существующих, осваиваются новые территории - северо-западного района и третьей левобережной надпойменной трассы (ныне жилой район, состоящий из 5-ти микрорайонов, «Зеленая роща») (рис.2). Основной градообразующей базой жилого района «Зеленая роща» являлся алюминиевый завод. В границах каждого микрорайона в радиусе пешеходной доступности должны были располагаться детские сады, школа со спортивными площадками, комбинаты бытового обслуживания, продовольственные и промтоварные магазины, общий сад. Обслуживание с первых этажей жилых зданий «уходит» в самостоятельные комбинаты бытового обслуживания.

     Рис.2 «Индустриальный» микрорайон «Зеленая роща» (1960г)

     Эпоха индустриализации - это время господства системно-структурных, иерархизированных и стандартизированных моделей общества и культуры. Кроме того, жители города перестали быть «творцами» своей жизненной среды, система «индустриальности» полностью была изолирована от будущих обитателей, лишая их всякой возможности участвовать в проектно-строительном процессе или влиять на его результаты, превращая человека в безропотного, пассивного «потребителя». Индустриальное жилище не отвечало диверсифицированности обитателей, их потребностей, образов жизни, культурных норм и вынуждает приспосабливаться к этому несоответствию ценой серьезных социальных и  психических издержек.

      К концу 1960 г в микрорайон приходит многоэтажная застройка, дома порядка 9-16 этажей, это обуславливалось стремлением  эффективно использовать городскую  территорию. В 1970-80 годах индустриализация и типизация как инструмент в градостроительстве внедрился в стратегию градостроительства: целые микрорайоны стали формироваться крупнопанельными зданиями. В 1971-1972 годах завод «Культбытстрой» (первоначальное название предприятия – завод ЖБИ-2) начал освоение серии 111-97 для строительства жилых домов, формируя новый, на тот момент, принцип «свободной» планировки микрорайонов с повышенной этажностью [1]. Сегодня этот принцип не обеспечивает формирование ни ясно очерченного, безопасного частного пространства, ни доступного общественного. Вместо этого образуется территория,  малопригодная для системного благоустройства из-за гипертрофированности пространства. Таким принципом застраивались жилой район «Солнечный»  (при Красноярском Машиностроительном заводе), микрорайон «Черемушки», район «Северный» (рис.3).

     Рис.3 Микрорайон «свободной планировки»  «Пашенный» (1978)

     С 1980-х нарастает процесс конверсии промышленных предприятий и исчезает необходимость «привязывать» к ним жилье, происходит переосмысление принципов формирования жилых территорий.  Наступает эра исключительно гибких, мгновенно вступающих в кооперацию и распадающихся бизнес-структур. в этот период распадаются организации крупных застройщиков и территория города буквально «режется» на кварталы и продается тому, кто способен ее застроить [4]. Жилая застройка вновь формируется «квартальным» принципом, формируясь обособленно друг от друга, с отсутствием «контекста» окружения и теряя жесткую привязку к производству (рис.4).

Рис.4 Планировочная «разобщенность»  «дежавю-кварталов» начала ХХI века

     В Красноярске активно начинает развиваться северо-восточная часть города, на территории старого аэропорта. Одним из первых «дежавю-проектов» является  укрупненный жилой квартал «Кода» (годы строительства 1991-2000г). На участке около 3 га  расположены восемь 6-11-этажных жилых блок-секций, с офисными помещениями в первых-третьих этажах и кладовыми в  цокольном, а так же подземной автопарковкой (Рис.5). Внутренний двор формирует досуговый центр (ныне фитнес центр с офисными помещениями), занимая практически все дворовое пространство. Строительство детских учреждений предусматривалось, как встроенные «частные» детские садики, а строительство школы предусмотреть было не возможно из-за отсутствия необходимой территории. Обслуживание формируется за счет предприятий мелкого и среднего бизнеса, создавая тем самым, вокруг себя зону зону активной коммерции. Похоже, что через полвека мы получили современную версию «укрупненного квартала», возводимого в нашей стране в довоенное время, но в отличие от типизации своих предшественников «дежавю»-проекты имеют яркий индивидуальный характер, формируя «разобщенную», агрессивную среду. По аналогии формируются жилые укрупненные кварталы «Городок», «Ковчег», «БЦ-7», «Лазурный» и др. (рис.6).

      Рис.5 Жилой  квартал «Кода» (1991-2000гг)

     Обследуя  территорию вновь возводимых «дежавю-кварталов» можно сделать следующее общее заключение:

     - жилищу отводятся кварталы-блоки, площадью 3-3.5 га, которые своей обобщенной формой символизируют периметральную застройку, образуя с одной стороны - публичное пространство улицы, с другой - приватное пространство двора;

     - на смену «привязки к производству» приходят «мультифункциональные, коммерческие зоны» в первых этажах жилых домов, представляющие широкий спектр услуг жителям, формируя насыщенные улицы;

     - наблюдается тотальная нехватка объектов социального обслуживания: школ, детских учреждений;

     - исчезают открытые, просторные публичные пространства ежедневного отдыха;

     - трансформируется само социальное устройство российского общества: появление товарищества собственников жилья (ТСЖ) и законов самоуправления, провоцирующих и позволяющих развивать другой уровень отношений по поводу своего собственного жилища, где человек перестает быть «потребителем», а становится «создателем» своего жизненного пространств;

      -присутствуют четкие границы и индивидуальный образ, способствующие рождению чувства общего дома для всех живущих.

     Рис.6 Примеры «дежавю-кварталов»: «Городок», «БЦ7», «Лазурный»

     Следующий этап развития жилой среды так же вызывает ощущение «дежавю» связанного с появлением крупных девелоперских компании-застройщиков, способных комплексно осваивать территории микрорайонного масштаба. На данном этапе происходит переосмысление роли элементарной планировочной единицы в вопросах формирования актуального образа жизни, и приобретая новейшие качества.

       На сегодняшний день в Красноярске складывается следующие тенденции формирования селитебных территорий, в рамках концепции «Микрорайон»: освоение свободных территорий типовыми проектами крупнопанельного домостроения преимущественно 111-97 серии, и монолитно-кирпичное домостроение, в своей массе так же тяготеющие к типовому проектированию (микрорайоны Утиный плес, Звездный, Чайковский, Ястынское поле, Иннокентьевский, Покровский); экспериментальные проекты - поиски «инновационного» микрорайона только вступившие в фазу строительства. (5 микрорайон Слободы весны, Южный берег, Белые росы, Надежда).

     Вновь застраиваемые свободные территории типовым домостроением «дежавю-микрорайоны» являются муниципально-коммерческим продуктом, формируемым государством и господствующими в стройиндустрии Красноярска монополиями. Натурное обследование уже реализованных микрорайонов в Красноярске показало: жилая среда формируется «механическим» принципом «расстановки» типовых жилых групп вокруг социальных объектов (школы и детских садов), согласно действующей нормативной документации, причем объекты социального обслуживания и инженерной инфраструктуры сильно отстают от строительства жилых групп, зато механизм «мелкокооперативного» освоения территории запущен в микрорайон в полной мере. Первые этажи большинства жилых домов уже на стадии проекта формируются под малый и средний бизнес, намечается тенденция формирования в жилой среде так называемых коммерчески активные зоны. Примером формирования таких зон в жилой среды может служить микрорайон «Иннокентьевский», расположенный в активно осваиваемой площадке северо-восточной части города (период строительства 2005-2011) (рис.7). На первых этажах жилых зданий представлении широчайший спектр услуг. Микрорайон все еще представляет собой систему типовых «кирпичных» болк-секций, с некоторой индивидуальностью в решении фасадов выходящих на магистраль. Почти 70% жилых домов уже заселенны. Школа и д/сы, согласно плану располагаются внутри микрорайона и ориентированы на бульвар, но территории этих объектов законсервированы. Стихийное несанкционированное паркование автомобилей внутри двора создает не только визуальный дискомфорт, но и затрудняет доступ жителям к озелененным пространствам, которых в микрорайоне предельно мало. Благоустройство жилых дворов состоит из унифицированного оборудования, пространство не дифференцированно, иногда провоцирует вандальное отношение к среде.  

Информация о работе "Дежавю" концепции микрорайона в ХХI веке на примере г. Красноярска