Освоение неудобных территорий и восстановление элементов нарушенного ландшафта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Естественный ландшафт является базисом для создания высококачественной городской среды жизни. Сохранение естественной поверхности земли вместе с почвенным слоем, растительностью, рельефом и другими компонентами ландшафтов тесно связано с поддержанием качества среды жизни и экологического равновесия. Исходя из понятия экологического следа, распространяющегося далеко за границы городов, необходимо сохранять и глобальные ландшафты. Невозможно использовать только прилегающие к городу природные участки для создания хорошей городской среды. К тому же нужно учитывать, что в конечном итоге все жители Земли хотят иметь одинаково высокий уровень жизни.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 3
Освоение неудобных территорий и восстановление элементов нарушенного ландшафта. 4
Освоение неудобных территорий. 4
Восстановление элементов нарушенного ландшафта. 15
Заключение. 21
Список использованных источников. 22

Содержимое работы - 1 файл

Реферат на сдачу.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет» 

Кафедра «Городское строительство и архитектура» 
 

СОЦИАЛЬНЫЕ  И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

АРХИТЕКТУРНОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ 
 

РЕФЕРАТ

    на  тему: Освоение неудобных территорий и восстановление элементов нарушенного ландшафта. 
     
     

Выполнил студент  гр. 321571

горно-строительного  факультета     М.И.Евстигнеева 
 

Проверил доц. каф. ГСиАрх     О.В. Кузюкова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула, 2011 г. 

Оглавление. 

Введение. 3

Освоение  неудобных территорий и восстановление элементов нарушенного  ландшафта. 4

Освоение  неудобных территорий. 4

Восстановление  элементов нарушенного  ландшафта. 15

Заключение. 21

Список  использованных источников. 22 

 

       Введение.

       Естественный  ландшафт является базисом для создания высококачественной городской среды жизни. Сохранение естественной поверхности земли вместе с почвенным слоем, растительностью, рельефом и другими компонентами ландшафтов тесно связано с поддержанием качества среды жизни и экологического равновесия. Исходя из понятия экологического следа, распространяющегося далеко за границы городов, необходимо сохранять и глобальные ландшафты. Невозможно использовать только прилегающие к городу природные участки для создания хорошей городской среды. К тому же нужно учитывать, что в конечном итоге все жители Земли хотят иметь одинаково высокий уровень жизни. Попытки установить при этих условиях размер требуемой глобальной территории экологического следа (т. е. продуктивных природных территорий) показали, что он существенно превышает возможности планеты. Поэтому на первый план в экологизации городов выходит сохранение природных и культурных продуктивных ландшафтов. [3] [с. 222]

       В конце XX века, в условиях формирования новой градостроительной ситуации, города начали снова осваивать центральные  зоны. Это вызвало активное развитие всех городских территорий, в том числе тех, которые всегда считались «неудобными» для освоения по инженерно-техническим факторам. Ограниченные технические и экономические возможности общества практически исключали их из градостроительной сферы, отдельные случаи освоения были уникальны. Интенсификация процессов градостроительного развития изменила отношение проектировщиков, городских властей, инвесторов и горожан к неудобным территориям. Если раньше неудобные территории рассматривались обособленно, то в настоящее время, как показывает практика современного градостроительного проектирования, во многих крупных городах эти территории активно развиваются наравне с другими городскими территориями. [4]

 

       

       Освоение  неудобных территорий и восстановление элементов нарушенного ландшафта. 

       Наиболее  сложные проблемы возникают в тех случаях, когда непродуманное или излишне интенсивное освоение природных ресурсов ведет к образованию «обезображенных» или «мертвых» ландшафтов. Их восстановление — одна из наиболее важных и сложных проблем современной ландшафтной архитектуры, многие технические и биологические аспекты которой еще не исследованы. Однако подобные неблагоприятные участки представляют собой важный резерв территории, которую можно использовать для строительства, сельского хозяйства, отдыха. [2]

       Освоение  неудобных территорий.

 

       Естественные  ландшафты постепенно преобразуются и исчезают вследствие необратимого нарушения экологических связей. Во многих районах возникла уже проблема восстановления ландшафтов, формирования новых экологических систем. Это ставит своеобразные и сложные задачи перед ландшафтной архитектурой.

       Территории  такого типа часто называют «неудобными» или «нарушенными»; в этих терминах как бы подчеркнуты  первостепенные задачи их преобразования или восстановления, иначе говоря, приспособления для нужд человека. Часто употребляется также термин «полное преобразование ландшафта». Решение многих технических задач создает необходимость осваивать средствами ландшафтной архитектуры те участки, на которых естественная экосистема разрушена полностью. Новые оросительные системы, каналы, пруды и водохранилища требуют озеленения берегов для предохранения их от разрушения, для облесения территорий и защиты от наводнений. Вырубка леса на сложном рельефе для увеличения посевных площадей часто ведет к эрозии почвы. При распашке вдоль склонов увеличиваются смыв и выдувание почв. Для восстановления ландшафта вводятся ветро- и полезащитные насаждения, которые влияют на температуру и влажность воздуха, на грунтовые воды и в результате—на урожай сельскохозяйственных культур. Одновременно они оказывают и эстетическое воздействие. Красота сочетается с функцией; улучшить почву и климат на благо человеку — значит вернуть красоту ландшафту. Проектирование таких участков должно опираться на ясное представление об экологических и объемно-пространственных характеристиках будущего ландшафта, то есть на знание законов природы. Осушая, например, болото, нужно помнить, что существующая в этом месте вода все равно должна занять тот объем, который она занимает, и значит — осушение в этих условиях выразится в создании водоемов строго определенного размера. Подобный анализ возможностей освоения ландшафтных участков должен быть началом каждого проекта, а цифровое выражение «емкости» ландшафта должно участвовать в процессе проектирования наряду с плотностью застройки, балансом территории и другими критериями оценки того или иного решения.

        Ландшафтное проектирование на неудобных территориях имеет давние исторические   традиции. По данным исследований, не менее 7 памятников ландшафтной архитектуры в Европе составляют парковые ансамбли, созданные на базе полного преобразования ландшафта. К ним относится и такой выдающийся памятник,   как   парк Версаля (Рисунок 1) — гениальное   творение   садовода-архитектора Андре Ленотра (1613—1700),   —   необыкновенный пример    преобразования    природы. В начале XVIIв. на месте будущего парка высилась ветряная мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные  заболоченные  леса.

       Ленотр сумел превратить крайне неинтересную   заболоченную   местность с мелким   лесом и маловыраженным    рельефом в великолепное произведение   паркового искусства. Небольшое   понижение    местности было   использовано   при   создании осевой   перспективы,    а   подсыпка плоских  партерных  участков перед дворцом несколько увеличила естественный перепад.

       Центральная ось подчеркнута двумя водяными партерами, лежащими в плоскости площади, как два зеркала, зеленым ковром и гладью канала. Этот канал помимо своего декоративного назначения сыграл чисто техническую роль в осушении болотистой местности. Необычайны масштабы парка: общая площадь территории вместе с лесными массивами 1700 га, площадь передней боскетной части, так называемого малого парка, 100 га, длина продольного канала 1,5 км, а поперечного – 1 км, длина зеленого ковра 300 м, длина дворца 400 м. При этих масштабах Ленотр достиг логической стройности и строгой внутренней соразмерности всего грандиозного ансамбля в целом и его отдельных частей. По мере приближения к дворцу членения становятся более мелкими и сложными. Глубинность перспектив достигается подчеркиванием отдельных деталей, например расширение канала в его конце, завершение трехкилометровой перспективы посадкой пирамидальных тополей и системой зеленых кулис.   При  движении по парку постепенно раскрываются все новые и новые детали и изменяется восприятие отдельных участков. Версаль богат фонтанами, тонкие взлетающие струи которых создают четкий кружевной рисунок на фоне плотных зеленых массивов.

       В эти массивы, сделанные в основном как боскеты (т. е. густые рощи, окруженные высокой стриженой изгородью), для разнообразия включались открытые пространства, так называемые залы и кабинеты. Их насыщали, создавая каждый раз неожиданный эффект, колоннады, арки, обелиски, бальные залы, декоративные перспективы, лабиринты, фонтаны и скульптуры.

        Проектируя так называемые «искусственные» ландшафты, необходимо не только представлять себе их будущую структуру, но и уметь прогнозировать стадии их будущего развития, понимать динамику процессов, происходящих в любом ландшафте.

        Знание этих процессов может  быть использовано при решении многих искусственных сооружений: если сооружение построено согласно с этими процессами, а не вразрез им, то ему обеспечена долговечность и простота эксплуатации. Ярким примером может служить система дамб, защищающих Северную Голландию там, где нет естественных дюн. Они расположились в три линии: первая получила название «Страж», вторая — «Спящий» и третья — «Мечтатель». Вce многообразие конструкций, предназначенное для охраны Голландии от моря, со всеми польдерами, насосными установками, шлюзами, гаванями, мельницами и дамбами основано на простой идее, данной природой — на дюне, барьером идущей вдоль побережья (Рисунок 2).

       Это решение может быть учтено, например, при строительстве дороги магистрального значения: ее лучше всего располагать  параллельно берегу, на насыпи, превращая ее в такой же защитный барьер, как и сами дюны. Это поможет увязать чужеродное крупное сооружение с естественным ландшафтом и открыть с этого верхнего яруса дюн великолепные виды на окружающие места.

        Природные закономерности были учтены при строительстве нового парка Онтарио Плэйс в Канаде. Как видно на рисунке 3, парк располагается на намывных островах. При его проектировании пришлось решить ряд вопросов технического порядка, направленных на создание благоприятной среды, вопреки действию нежелательных факторов: действие волн, сильных юго-западных ветров, колебание уровня воды на 30 см в день и около 1,5 м в год. Окончательный проект (в том числе размещение насаждений) был выработан после многочисленных аналитических схем и испытания макета в масштабе 1:30 в аэродинамической трубе. Основные сооружения парка — выставочный    центр и открытый театр на 6,5 тыс. человек.

       Внешние контуры рельефа запроектированы таким образом, чтобы защитить внутренние пространства и водоемы от ветра. Приведенный пример показывает, что на современном этапе развития техническая оснащенность ландшафтного строительства выросла настолько, что любые преобразования возможны, и проведение их в жизнь зависит лишь от конкретных экономических соображений.

        Примером восстановления можно назвать и территорию олимпийского комплекса в Мюнхене (Рисунок 4). Участок (около 100 га), занимаемый комплексом, был типичен для так называемых «бросовых» территорий капиталистических городов; его наиболее выдающейся чертой была гигантская мусорная свалка, горой возвышавшаяся среди плоского участка.

        Формирование     искусственного рельефа было принято как основное средство достижения архитектурной выразительности будущей композиции и разрешения многих технических задач.

       Существующая  свалка была принята за основу строительства 60-метровой горы, откуда видна панорама центра, его основных сооружений и города. Гора была задумана как бы обнаженной, с травяным покрытием; лишь кое-где, на крутых склонах, были введены посадки горной сосны, шиповника и других растений, не нарушающих силуэта горы. В искусственные рельеф «врезаны» прогулочные дороги, небольшие террасы, склоны-пандусы и места отдыха. Предусмотрено цветочное оформление н виде «альпийских лугов» — в ассортименте использованы полевые растения. На южном склоне была задумана искусственная «горная река» с водой, сбегающей по причудливым бетонным ступеням к плоской «дельте», оформленной песком и гравием. Оттуда вода должна поступать в рециркуляционную систему и из источника, скрытого в горе, снова начинать свой путь. Особый элемент рельефа — насыпи и дамбы высотой 8—9 м и длиной несколько сотен метров. Они являются средством инженерного преобразования территории, но позволяют решить задачу разделения пешеходного и транспортного движения: прогулочные дороги протрассированы по дамбам и соединяются 16-ю пешеходными мостами особой конструкции.

       Насыпи  приобретают особую выразительность благодаря посадкам лип; когда эти деревья окончательно разовьются, они станут играть ведущую роль в объемно-пространственной композиции. Деревья высажены с разной частотой; местами они образуют плотную тенистую рощу, выполняя функции ветро- и солнцезащиты. Посадки из стандартных деревьев кое-где дополняются контрастными одиночными посадками, главным образом дуба и сосны, которые благодаря своей живописной свободной форме смогут служить зрительными акцентами. Особое внимание было уделено озеленению    автостоянки на 5 тыс. мест, которую в дальнейшем намечено было использовать как игровое пространство. Полосы стоянки разделены рядами каштанов, которые в дальнейшем должны слиться в «зеленую крышу». В систему посадок включены свободные группы (клен, ясень), разграничивающие пространство.

         «Озеро» представляет собой искусственный бассейн с уровнем дна на 3 м выше стадиона. Бассейн облицован гидроизоляционными материалами, имеет подземный выпуск и наполняется водой из ближнего канала.

        Таким образом, весь ландшафтный комплекс стадиона представляет собой искусственную систему и, что очень важно, в проекте видно стремление отразить эту искусственность в образном решении. Рельеф и водоемы имеют живописную форму, но совсем не похожую на естественные ландшафты (Рисунок 5). Выбор ассортимента и расположение посадок также свидетельствуют о стремлении не подражать природе, а найти особый характер, отражающий идею полного архитектурного преобразования сложившихся неблагоприятных   условий.

Информация о работе Освоение неудобных территорий и восстановление элементов нарушенного ландшафта