Федотов-художник критического реализма

Автор работы: n**************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 11:46, доклад

Краткое описание

Федотов Павел Андреевич (1815-1852), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года в семье бедного чиновника. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств и все свободное время посвящал упражнениям в рисовании, изображая своих знакомых и сослуживцев.

Содержимое работы - 1 файл

Федотов Павел Андреевич.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

     Федотов Павел Андреевич (1815-1852), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года в семье бедного  чиновника. Одиннадцати лет Павла  Федотова отдали в кадетский корпус.  
Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств и все свободное время посвящал упражнениям в рисовании, изображая своих знакомых и сослуживцев.

     После долгих раздумий Павел Федотов решился  оставить службу и с небольшой  пенсией, назначенной по милости  государя верящего в его талант батального живописца, вышел в отставку. Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств.  Он принялся работать с большой страстью и самозабвенностью, веря в свой талант и творчество. Однако, сквозь его правильновыверненные академические изображения проглядывали явные черты карикатуры. Преподававший тогда  Брюллов даже заподозрил Федотова в отсутствии художественного дарования, как и его первый преподаватель живописи проф. А. Заурвейд. Произведения той поры проникнуты влиянием «малых голландцев»,в особенности Уильяма Хогарта( раннее: «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь»). Федотов продолжал искать себя в батальной живописи, занимаясь жанровой ради удовольствия в свободное время, пока его работы не попались на глаза Баснописцу Крылову. Он прислал ему письмо со словами восхищения и советом все же продолжать движение по стезе жанриста. Федотов послушался  совета и направил все свои творческие силы на развитие этой области. к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест», и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, они привели его в восхищение; именно  они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Выставка принесла ему славу и почет. По окончании выставки он отправился в Москву. Там была устроена выставка, приведшая местную публику ещё больший восторг, чем петербургскую. Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Однако, его дела становились все хуже, он осознавал, что его опята не хватает, уровень своих работ его не устраивал. Серьезные работы пришлось отложить и заняться писанием дешевых и безвкусных работ на продажу, чтобы содержать себя и своих близких. В таких напряженных условиях его начало подводить здоровье и притом не только физическое. Из веселого и общительного он превратился в замкнутого и нелюдимого. Болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Последние месяцы своей жизни он провел в лечебнице для душевнобольных, где и умер 14 ноября 1852.

     Однако, за свою не такую долгую творческую жизнь  Павел Андреевич Федотов сумел занять место родоначальника критического реализма в русской живописи. Именно он ввел в русский бытовой жанр критический анализ окружавшей его общественной действительности, стремясь раскрыть противоречия и пороки, раздиравшие русское общество того времени.

     Он  был единственным живописцем второй половины XIX века, открывшим новый метод, которому суждено было лечь в основу творчества художников последующих поколений.

     Насколько сильным было влияние П. А. Федотова на художников следующего поколения? В  чем оно проявлялось? Кто именно наследовал, и как это отражалось в работах последователя? Какие методы, идеи, сюжеты Павла Андреевича были востребованы?

Краткая характеристика творчества Павла Андреевича 

     Основная  тема творчества Федотова – "судьба маленького человека". Сюжеты своих произведений он берет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены из жизни купцов, мелких чиновников, военных (т. к. сам служил), мещан. Работы Федотова - кусочек настоящей, непарадной жизни обычного человека, живущего в России в середине XIX века. Человека со своими пороками и слабостями. Павел Андреевич обличал, порицал, иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей.

     В 1840х годах Павел Андреевич задумывает и выполняет серию нравственно – критических сепий: "Первое утро обманутого молодого" (1842-1844), "Мышеловка" (1846), "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" (1844) и др.

     П. А. Федотов тщательно представляет себе то пространство, в котором будут жить и действовать его герои. Уже в ранних работах Павел Андреевич особое внимание уделяет композиции движения.

     Для П. А. Федотова все герои его работ  одинаково важны: смысловая нагрузка сюжета распределяется примерно одинаково  между всеми персонажами. Тщательное, особое внимание к каждому герою – важная черта творчества Павла Андреевича. Так, например, фигуре мальчика, просящего мать купить ему игрушку (сепия "Модный магазин", 1844-1846), казалось бы, персонажа второстепенного, Федотов делает около полутора десятков набросков.

     В неустанных поисках натуры, в бесконечном  множестве набросков Павел Андреевич  шлифует образы своих героев. В  сепиях он делает первые попытки психологической  и социальной характеристики своих  персонажей.

     В своих сепиях художник, исходя из натуры, идет к откровенному шаржу, сознательному усилению и подчеркиванию, карикатуре неприятных черт своих персонажей.

     Одни  из наиболее значительных работ Павла  Андреевича, три картины маслом - "Свежий кавалер" (1846), "Разборчивая  невеста" (1847), "Сватовство майора" (1848) – были представлены на академической выставке 1849 года.

     В этих картинах, как и всегда, Павел  Андреевич придает большое значение детали. Его герои обыденны, они  живут в узком житейском кругу, и мир вещей – домашняя обстановка, одежда героев, предметы быта – имеет первостепенное значение в их характеристике. В "Сватовстве майора" все детали интерьера настоящие, действительно существовавшие вещи..

     Созданию  картин предшествовала огромная подготовительная работа. Десятки набросков в поиске подходящей позы и ракурса.

     В произведениях, созданных Федотовым  в последний период его творчества, задачи искусства, идеи, сюжеты самих  картин меняются. Теперь для художника  становится более важным не обличение  частных случаев общественных пороков людей, но "создание остротрагедийных образов, обнажающих уродливое состояние социального строя в целом" в императорской России.

     Последние произведения Павла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческого  характера; духовной насыщенностью образов. В последних картинах художник явно тяготеет к однофигурной композиции, соответственно, возрастает глубина психологической характеристики героя. Центральные работы этого периода - "Анкор, еще, анкор!" (1850-1851), "Игроки" (1852), "Вдовушка" (1851). В последних работах Федотова хорошо видно, что художник в совершенстве овладел живописным мастерством, цвет в его произведениях помогает раскрытию замысла, активно участвует в восприятии зрителем изображаемого. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине "Анкор, еще, анкор!". Тревожная, напряженная цветовая гамма – сочетание теплых красновато-коричневых тонов интерьера и холодного ярко-синего квадратика неба в окне замечательно помогает передать характер замысла произведения. Павел Андреевич, посвятивший свое творчество бытовому жанру, являлся одним из первых русских художников, глубоко отражавших действительность в русском искусстве. Используя достижения в области бытового жанра Венецианова и его школы, он создает бытовой жанр критической направленности. Взяв от Академии навыки профессионального мастерства, Федотов, тем не менее, становится в оппозицию официальному академическому искусству. В зрелых работах живописца намечался переход от критики отдельных лиц к обличению социальных причин тех явлений, о которых он повествует. Идейной глубиной, жизненностью, силой художественной выразительности своих произведений П. А. Федотов открыл новую страницу в русском изобразительном искусстве – критический реализм.

     Жанристы второй половины XIX века могли с полным основанием искать истоки своего творчества в работах П. .А. Федотова. Сам Павел Андреевич был одинок в своей борьбе за новое направление в русском искусстве. В 1850е годы федотовская традиция с трудом "пробивалась", временами практически сходя на нет. В 1860х годах, с наступлением нового времени и появлением новых художников, его традиция воскресла, оживилась, расцвела во всем своем великолепии. Живопись Павла Андреевича являлась закономерной для общего развития русской художественной культуры в целом в тот период. Федотов внезапно оказался у истоков целого большого периода истории русской живописи.

     Одним из примеров развития темы федотовской "Вдовушки" является картина В. Смирнова "Продажа имущества" (1850е): молодая, скромно одетая женщина продает татарину-старьевщику свои наряды, оставшиеся от ее прежней, обеспеченной жизни.

     Чрезвычайно близкими произведениям Павла Андреевича; почти повторяющими по сюжету, типажам  и развитию ситуации сепию Федотова "Мышеловка", являются работы Николая Густавовича Шильдера "Насильный брак" и, особенно, "Искушение" (1857). И там и здесь отвратительная, развязная, наглая сводня обольщает подарками молодую, бедно одетую девушку – единственную опору больной матери. Как и у Федотова, действие происходит в подвале, а в открытую дверь в полутьме видна фигура соблазнителя.

     Многое  из федотовского наследия было по праву  оценено и воспринято "шестидесятниками". Василий Григорьевич Перов, подобно  Павлу Андреевичу, большое внимание уделял отдельным деталям картины. В его ранних произведениях вещи помогают передать зрителю каждодневность и обыденность живописуемых сцен, погрузить нас в атмосферу того дома, той семьи, той жизни, которые являются объектами повествования.

     Нелепая, самодовольная фигура сына дьячка, впервые примеряющего чиновничий мундир ( "Первый чин", 1860) заставляет вспомнить героя картины Павла Андреевича "Утро чиновника, получившего первый крест". Здесь так же обыграны детали, помогающие раскрыть биографию "героя". Этот персонаж как будто родственник федотовскому "кавалеру". Однако образ будущего чинуши у Перова более социально обобщен.

     В дальнейшем Перов, как и Федотов, от подробного повествования перейдет к эмоциональному, образному раскрытию  темы трагической судьбы "маленького человека".

 

      Заключение 

     Имя Павла Андреевича Федотова осталось навеки одним из самых славных  имен в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в нашей живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.

     В 50х годах XIX века художники-жанристы, тесно соприкасаясь с Павлом Андреевичем выбором тем, общей творческой тенденцией, все же не дотягивали до федотовского уровня осмысления жизни, аналитического видения ее трагедии или порочности. Их моральные метания несколько наивны (но искренни), в основном это "сочувственные зарисовки из бытовой жизни средних слоев населения".

     Начиная с 60х годов XIX столетия, Федотовская традиция становится чем-то само собой разумеющимся. Жанровая картина с сложным и разветвленным сюжетом окончательно утверждается в правах. Разумеется, она все время менялась, но сам ее тип был устойчивым; и восходил он к творчеству П. А. Федотова.

     При этом, "шестидесятники", а затем и передвижники восприняли Федотова несколько односторонне. Они использовали лишь критически – аналитическую тенденцию его творчества, игнорируя поздний "романтический" этап развития творчества художника. 

 

      

1. Русская жанровая  живопись XIX – начала XX века. Очерки / под ред. Т. Н. Гориной. – М., 1964. – 384 с.

2. Ацаркина Э.  Н. Павел Андреевич Федотов  / Э. Н. Ацаркина // История русского  искусства. Том 8. Кн. 2. – М., 1964. – 467 с.

3. Кузнецов Э.  Павел Федотов / Э. Кузнецов. - СПб, 1990. – 407 с.

4. Леонтьева  Г. К. Павел Андреевич Федотов.  Основные проблемы творчества / Г.  К. Леонтьева. – Л.-М., 1962. – 197с.

5. Сарабьянов  Д. В. Павел Федотов / Д. В.  Сарабьянов. – М., 1969. - 296 с.

6. Сарабьянов  Д. В. П. А. Федотов и русская  художественная культура 40х годов XIX века / Д. В. Сарабьянов. – М., 1973. – 228 с.

7. Картины и  биография Павла Федотова [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://smallbay.ru/fedotov.html, свободный. 

Информация о работе Федотов-художник критического реализма