Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 12:27, биография

Краткое описание

С 1636 по 1639 год Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в 1641 году он был принят в коллегию адвокатов. В иезуитских школах было принято ставить латинские пьесы силами преподавателей и учеников. Вероятно, в школьные годы Мольер и проникся страстной любовью к театру. В 1640 году он познакомился со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли, известным под прозвищем Скарамуш, и эта встреча оказалась чрезвычайно важной для его будущего актерского поприща.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.80 Кб (Скачать файл)
 

  Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622-1673) - французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Державший обойную лавку отец Мольера в 1631 году получил должность королевского обойщика.

  С 1636 по 1639 год Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в 1641 году он был принят в коллегию адвокатов. В иезуитских школах было принято ставить латинские пьесы силами преподавателей и учеников. Вероятно, в школьные годы Мольер и проникся страстной любовью к театру. В 1640 году он познакомился со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли, известным под прозвищем Скарамуш, и эта встреча оказалась чрезвычайно важной для его будущего актерского поприща. В следующем году он вступил в актерскую труппу и познакомился с Мадлен Бежар, 22-летней актрисой, которой "оказывал покровительство" герцог Моденский. Семья Мольера предприняла безуспешные попытки оторвать его от Бежаров (Мадлен и двух ее братьев), но в 1643 году он решил окончательно связать свою судьбу с театром и заключил договор с Мадлен Бежар, после чего партнеры основали "Блистательный театр". Предприятие окончилось провалом, и в 1644 году Мольер за долги был заключен на несколько дней в тюрьму.

  В 1645 году труппа, насчитывавшая от 20 до 25 актеров, покинула столицу и  отправилась в турне по провинциям, продолжавшееся 12 лет. В 1658 году труппа вернулась в Париж и поставила  в Лувре пьесу "Никомед" для Людовика XIV. Хотя героическая комедия Корнеля не слишком понравилась королю, он нашел забавной пьесу Мольера "Влюбленный доктор" и стал патроном труппы. Первый успех у публики Мольер снискал в 1659 году комедией "Смешные жеманницы", однако в создании постоянного театра ему пришлось столкнуться с большими трудностями. Временным пристанищем для него стал Пале-Рояль, где ныне размещается "Комеди Франсез", традиционно называемый "Домом Мольера".

  В 1661 году единственная драма Мольера "Дон Гарсия Наваррский" провалилась, зато оказались чрезвычайно удачными постановки "Школы мужей" и "Докучных". 23 января 1662 был подписан брачный контракт между Мольером и Армандой Бежар, названной в документе "сестрой" Мадлен Бежар, с указанием возраста: "около двадцати лет". Для биографов Мольера здесь кроется самая мучительная загадка. При жизни драматурга враги инкриминировали ему кровосмесительный брак с собственной незаконной дочерью, однако более обоснованным выглядит предположение, что Арманда была плодом связи Мадлен с герцогом Моденским. Супружеская жизнь Мольера была крайне несчастливой.

  "Школа  жен" была поставлена в 1663 году. Это первый комедийный шедевр  Мольера. Люди благочестивые усмотрели  в нем покушение на принципы  христианского воспитания, что послужило  началом неприятностей, преследовавших  драматурга до конца жизни.  В следующем году появился "Тартюф", самая "неудобная" из всех  комедий Мольера, первоначально  сыгранная для короля в утраченной  трехактовой версии. Святоши возопили о надругательстве над религией и через могущественное "Общество святых даров" добились запрета пьесы; лишь после примирения Людовика XIV с церковью в 1669 году запрет был снят, после чего пьеса имела неизменный успех у публики.

  Очередная буря разразилась в связи с  поставленным 15 февраля 1665 году "Дон  Жуаном", который в определенном смысле составляет пару "Тартюфу": Мольер подвергает крайнюю степень  неверия столь же серьезному и  вдумчивому анализу, как и крайнюю  степень доверчивости в пьесе-предшественнице. При этом в "Дон Жуане" звучат мотивы бунтарства - прежде всего в  связи с фигурой главного героя. Уповая на благость природы и естественного  человека, Мольер отвергал любые формы  принуждения. Он стремился не только вскрыть лицемерную суть принятых норм поведения, но и разоблачить разнообразные  виды фальши, искажающие представления  людей и не дающие приобщиться  к подлинной жизни. На сей раз  враги Мольера, не довольствуясь  временным запретом, предприняли  все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных  подмостков, и при жизни драматурга ее не ставили. С финансовой точки  зрения не более удачен был и поставленный в 1666 году "Мизантроп". От полного  провала Мольера спасла спешно включенная в репертуар комедия "Лекарь поневоле". "Мизантропа" называют самой загадочной из всех пьес Мольера. Решимость Альцеста отвергнуть претензии любого рода и обнажить подлинный смысл общественных установлений полностью совпадает с заветными целями самого драматурга. Хотя комедия начинается с фарсовой перипетии, постепенно происходит углубление темы предательства, которое не только побуждает женщину к легкой измене, но и лишает способности любить: социальный конформизм размывает подлинность человеческой природы, и доведенному до отчаяния протагонисту остается только бежать от общества "в пустыню".

  В 1667 году Мольер написал лишь два "дивертисмента", или "интерлюдии", но в следующем  году были поставлены три значительные пьесы: "Амфитрион", "Жорж Данден" и "Скупой". В последующие два года он сосредоточился на смешанном жанре "комедий-балетов", поставив "Блистательных любовников" (1670), "Господина де Пурсоньяка" (1669) и "Мещанина во дворянстве" (1670). Последняя пьеса не принадлежит к числу лучших творений Мольера, однако она пользовалась наибольшей популярностью как при его жизни, так и в последующие времена. Утверждают, что Мольер уже работал над пьесой в духе "Скупого", когда Людовик XIV велел ввести сцены с турецким балетом, желая поставить на место турецкого посланника, не слишком очарованного великолепием королевского двора. Доказать это невозможно, но подобное вполне могло произойти - пьесе действительно нехватает единства. Мольер включил в комедию характеров балет с очевидной целью добиться максимальной развлекательности. Балет вполне хорош, но обессмертил пьесу образ господина Журдена. Многогранность таланта Мольера подтвердили написанные в 1671 году трагедия-балет "Психея"; "Плутни Скапена", ознаменовавшие возврат к фарсам молодых лет; "Ученые женщины" - эту пьесу можно отнести к разряду "серьезных комедий".

  Сценическая карьера драматурга завершилась  трагически. В феврале 1673 года был  поставлен "Мнимый больной", причем Мольер исполнял главную роль. Глубокая вера в изначальную благость природы  и отвращение к "лицемерию", получившему  в его творчестве самую широкую  и разнообразную трактовку, стали  причиной укоренившейся в нем  ненависти к медицине, которую  он превратил в постоянную мишень для нападок. Врачи представлялись ему "лицемерными" шарлатанами, нарушающими  естественный ход вещей. Сам Мольер уже несколько лет был тяжело болен - по-видимому, туберкулезом. На четвертом представлении у него сделались судороги, и его отнесли домой, где он умер в ночь с 17 на 18 февраля. Призванный к умирающему исповедник явился уже после смерти Мольера. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле, и только благодаря прямому обращению вдовы к королю было позволено совершить погребальный обряд ночью, "во избежание общественного скандала".

Энциклопедия "Кругосвет".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Федра 

                         О, небеса!.. Сейчас придет сюда

                 Мой муж, с ним - сын его.  И моего стыда,

                 Паденья моего ужасного свидетель

                 Увидит, как жена, живая добродетель,

                 На мужа изольет тот нежных  чувств поток,

                 Которым пасынок надменно пренебрег!

                 Ты думаешь, что из сыновнего  почтенья

                 Не скажет он отцу об этом  преступленье?

                 Что даст он мачехе бесчестить  царский трон?

                 Что скрыть, как я ему мерзка, сумеет он?

                 Да если бы и так! Ведь  мне самой известно

                 Мое предательство. Нет, я не  так бесчестна,

                 Как те искусницы, что, ловко  скрыв свой грех,

                 Глядят с невинностью бестрепетной  на всех. {39}

                 Позор моей любви, позор моей  измены

                 Меня преследует. Мне мнится, эти  стены

                 Должны заговорить, когда войдет  Тесей,

                 И остеречь его: "Не верь  жене своей!"

                 Смерть! Вот прибежище от всех  моих несчастий.

                 И страшно ль умереть, когда  душа во власти

                 Таких ужасных мук? Нет, смерть  мне не страшна...

                 Не запятнала б лишь мне  имени она...

                 О, сыновья мои! Ужель я ваше  детство

                 Сгублю, свой черный стыд оставив вам в наследство?

                 Кровь Зевса в них течет.  Ужели суждено,

                 Чтоб материнский грех, как грязное  пятно,

                 Отметил их навек? Ужель они  однажды

                 Услышат, от какой неутолимой  жажды

                 Погибла я? И грех, что совершила  мать,

                 Детей заставит взор стыдливо  потуплять?.. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен)