Творчество Антониса ван Дейка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:14, реферат

Краткое описание

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этап в истории искусства.

Содержание работы

1.Вступление ………………………………………………………3
2.Творчество Антониса ван Дейка:
◦Ранний антверпенский период……………………………7
◦Итальянский период……………………………………...10
◦Второй антверпенский период…………………………..12
◦Английский период………………………………………17
3.Заключение……………………………………………………...19
4.Список литературы……………………………………………..21

Содержимое работы - 1 файл

реферат ван Дейк.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

     Для остальных он выполнял подготовительную работу - делал графитом набросок, тщательно  его прорисовывал, "затем по нему выполнял гризайлевый эскиз", с  которого гравер переносил изображение  на доску. В перевернутом, зеркальном, варианте, заметим - ведь с доски-то потом печатать. "Многие доски серии ван Дейк начинал гравировать в технике офорта сам, несколькими штрихами моделируя голову, придавая характерное выражение лицу и набрасывая верхнюю часть тела. Затем доска переходила к профессиональному граверу, который уже в технике классического резца дорабатывал доску".

     А гризайль это тоже набросок, только не графический, а живописный - маслом, в одном или двух цветах, на доске, холсте или картоне. Обычно эскиз-гризайль предъявляли заказчику для утверждения, а потом граверы или художники- подмастерья делали с него окончательный вариант в заранее оговоренном материале. Ван Дейку такой метод как раз подходил - раз уж он все равно собирался передавать работу другим. Многие его эскизы-гризайли к портретам "иконографии", и не только к ним, уцелевшие до наших дней, хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру как самоценные произведения.

     Неизвестно  точно, сколько досок было изготовлено при жизни ван Дейка. В 1632 году Мартин ван ден Енден выпустил первое издание... Первый блин, который обладал всеми причитающимися ему качествами. Сами гравюры были хороши, но слишком многие подписи оказались неточными, - все-таки людей увековечили непростых, и недостаточно было указать только имя и фамилию, хотя у иных имя и фамилия тоже оказывались весьма заковыристыми. (Альберт де Линь, герцог фон Аремберг.

     Сохранилось письмо ван Дейка библиотекарю некоего графа Эрендела с просьбой прислать надпись для портрета сэра Кенелма Дигби, английского дипломата и ученого, который за свою жизнь многое успел - попутешествовать, посидеть в тюрьме, поучаствовать в революции, сочинить несколько научных трактатов и сделаться канцлером после реставрации монархии. Ван Дейк не раз писал портреты Дигби и его жены. Когда она умерла, Дигби заказал ван Дейку портрет с траурной символикой, придуманной, полагают, им самим.

     Непосредственно с этого портрета, видимо, и гравировал Роберт ван Вурст. А что до письма графскому библиотекарю, то оно было послано скорее всего не для того, чтобы уточнить перечень регалий безутешного сэра Кенелма. Библиотекарь по имени Франциск Юниус слыл еще и гуманистом и предложил ван Дейку подходящую к случаю цитату из Горация про то, как разят обломки чужого страха... Работа над серией продолжалась, надписи были исправлены, и появилось второе издание, насчитывающее восемьдесят четыре листа.

     В 1641 году ван Дейк умер, его издатель продал доски Гиллису Хендриксу, который через четыре года выпустил свой тираж, добавив в него еще двадцать гравюр, доски к пятнадцати из них были сделаны самим ван Дейком. Позже серию переиздавали еще десять раз, то и дело пополняя более поздними гравюрами с живописных портретов ван Дейка, а "в 1781 году калькография Лувра приобрела сильно изношенные и забитые грязью доски "иконографии" у льежского торговца ван Марко". Доски почистили, отреставрировали, а спустя восемьдесят лет отпечатали с них еще один набор гравюр, и с тех пор Лувр хранит их в неприкосновенности.

     В "иконографии" три раздела, которые  теперь принято называть: монархи и полководцы; государственные деятели и философы; художники и коллекционеры. Хотя классификация произведена строго по рангу и художникам с коллекционерами оставлено скромное третье место, портретов в этом разделе больше всего - еще в прижизненном издании их пятьдесят три.

     Почти со всеми изображенными ван Дейк был, конечно, знаком, а со многими еще и дружен. За исключением тех, кто жил чуть раньше, но заслужил, видно, у младших современников такое почтение, что просто не мог не попасть в "иконографию"...

     Но, поскольку, натура, увы, отсутствовала, приходилось обращаться к вторичным  источникам. Например, эскизы для портрета историографа Юстуса Липсия, умершего в 1606 году, когда ван Дейку было всего семь лет, художник делал с портрета, написанного Рубенсом. А архитектора Якоба де Брейка, каковой и вовсе почил за годы до рождения будущего портретиста, он, как считают, срисовал со скульптурного автопортрета де брейка, "творчество которого сыграло важную роль в переходе нидерландской архитектуры и пластики от готики к формам итальянского возрождения".

     Ну  а по каким признакам шел отбор  лиц для первого раздела, остается только догадываться. Граф де Тилли, по описаниям современников, смелый, жестокий и крайне неприятный тип, дон Колома и дон Спинола, испанские полководцы, дон Монкада, наместник Нидерландов, заговорщик герцог Орлеанский... Может, эти имена были на слуху. Или просто ван Дейк, служивший при двух дворах, имел доступ именно к этим людям. Или кто-то из них правда был ему симпатичен?

     Есть  и три портрета, напечатанных с  авторских досок самого ван Дейка. Это изображения братьев Яна и Питера Брейгелей, сыновей известного нидерландского художника Питера Брейгеля старшего. Ян старший, поскольку сына его называли Яном младшим, тоже прославился - как пейзажист. "За нежный и изысканный колорит своих картин получил прозвище "бархатный". А вот его брат Питер младший всю жизнь подражал отцу, хотя и достаточно своеобразно, раз удостоился собственного прозвища "адский" - "за причудливый и пугающий мир образов своих картин". Третьего героя ван Дейка зовут Франс Франк, он тоже из семьи художников, "известной и многочисленной", причем считается наиболее талантливым ее представителем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Английский  период (1632-1641гг.) 
 

     В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим  любителем живописи из всех государей  мира», Ван Дейк едет в Англию. Там  он получает должность «главного  живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь.

     В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а  затем Брюссель, в котором он пишет  портреты знати: Портрет Кардинала-инфанта  Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда). Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. От погибшей в 1695 картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом.

     18 октября 1634 гильдия св. Луки г.  Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, присудив ему высшую награду: он был избран почетным деканом, его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

     Вскоре  Ван Дейк возвращается в Англию, где он провел последующие 15 лет. Им были написаны картины на мифологическую тематику: Ринальдо и Армида (1628, Балтимор, Картинная галерея), Амур и Психея (1638, Лондон, Хептон-корт).

     В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка  в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары.По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля Ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.

       Известен т.н. Тройной портрет  короля (1635, Виндзорский замок, Королевские  собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

     В этот период Ван Дейк пишет эффектные  портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские  собрания), Принцесса Генриетта Мария  и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

     К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

     В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами  крупномасштабных декоративных работ  — циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных  галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, художник заболел и вскоре вернулся в Лондон.

     В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка  ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.  
 
 
 

.  
 
 
 
 

Заключение. 
 

     Хотя  ван Дейк прожил недолгую жизнь, количество его картин и портретов громадно. Это объясняется и скоростью, с которой пишутся портреты, и  участием в работе учеников художника. Великолепнейшей картиной считается портрет Карла I, на котором король изображен в простом охотничьем костюме.

     Ван Дейк был художником-психологом. По глубине проникновения в характер изображаемого лица он стоит в  одном ряду с Веласкесом. Заслуга портретистов заключается в том, что они оставили целую галерею изображений своих современников, в которых характер людей XVII в. Отражен зачастую лучше, чем в их биографиях. Ван Дейк – тонкий аналитик и глубокий знаток выражений человеческого лица. Ему удавались не только изображения страданий или различных эффектов, но и обыкновенно спокойного настроения.

     XVII век в искусстве, литературе, науке считается веком гениев. Художественные революции, революции в культуре, осуществленные художниками, литераторами, мыслителями и учеными, были фундаментальными. Культура раннего Нового времени выдвинула основополагающие стратегии творчества. Первопроходцы заложили фундаменты нового искусства, полного непокорности и творческого нарушения правил и норм. В следующие столетия художникам оставалось предлагать свои варианты на заданную тему – тему беспокойства и «перемены мест».

     Гении живописцы создают свою собственную  живопись. Каждый из них строит здание своего искусства от своего имени  и для своих собственных нужд. У каждого гения свое понятие о композиции и выборе сюжета, о смысле работы художника, о технических приемах. Разумеется, художники XVII века следовали тем или иным образцам эпохи Возрождения. Особенно ценились приемы и принципы венецианских живописцев XVI века.

       Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI – XVIII веков. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный  догматизм, приведший к усилению  религиозности;

2. Увеличение  роли государства, светскости, борьба  двух начал;

Информация о работе Творчество Антониса ван Дейка