Манифест 17 Октября 1905 года и консолидация правых сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что государство и право в России в начале XX века развивается под знаком революции. Револю-ция 1905-1907 гг. стала катализатором оформления основных политических сил в России. Манифест 17 октября 1905 г. послужил легализации нескольких де-сятков политических партий (общероссийских, региональных, национальных). Также споры о том, стала ли Россия конституционной монархией, начались сразу же после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года. Русские либе-ральные юристы склонны были именно так рассматривать новый политический порядок.

Содержание работы

Введение……...……………………………………………………..………………3
Глава 1 Черносотенные союзы и организации……………………….……………6
Глава 2 Союз 17 Октября (Октябристы)……………………………………….…10
Глава 3 Конституционные демократы (кадеты)…………………….……………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………

Содержимое работы - 1 файл

курсовая полит..doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Все эти усилия, однако, результатов не дали, демократический избиратель за октябристами не пошел. В 1 Думу партиям “блока” удалось провести лишь 16 своих депутатов, и их голос в российском парламенте почти не был слышан. Не способствовало росту популярности партии и то обстоятельство, что октябристы оказались самой правой фракцией Думы. Лидеры фракции (П.А.Гейден, М.А.Стахович, Н.С.Волконский) снискали известность как инициаторы не состоявшегося осуждения Думой “политических убийств” (т.е. действий революционеров) и как противники принудительного отчуждения помещичьих земель, а также немедленной ликвидации сословных ограничений. Из–за своей малочисленности октябристские депутаты серьезного влияния на ход работы I Думы оказать не могли.

 


Глава 3 КОНСТИТУОЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ (КАДЕТЫ)

 

 

В системе политических партий России конституционно-демократическая партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования конституционно-демократической партии генетически связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX–XX вв.

Первым крупным шагом в деле программного и организационного оформления либерализма нового типа как политической организации в общенациональном масштабе явилось основание нелегального журнала “Освобождение”, издававшегося с июля 1902 г. по октябрь 1905 г. в Штутгарте под редакцией П.Б.Струве. На его страницах были опубликованы первые программные статьи, сформулированы и продискуссированы организационные принципы конституционно-демократической партии. Летом и осенью 1903 г. соответственно оформились две организации – Союз освобождения и Союз земцев-конституционалистов, ставшие в октябре 1905 г. основным ядром кадетской партии. Ее первый учредительный съезд состоялся 12–18 октября 1905 г. в Москве.

К этому времени конституционно-демократическое движение уже выкристаллизовалось, выработало свою программу и тактику, заняло определенное место в структуре политических сил. Находясь на самом левом фланге либерального лагеря, кадеты, с одной стороны, отмежевались от политических партий и организаций, отстаивавших интересы помещиков и промышленников, а с другой – от левых партий и организаций социалистического толка. Лидеры кадетов считали свою партию внеклассовой, соответствовавшей по своим идеалам “традиционному настроению русской интеллигенции”. “Мозговым  центром” партии являлись выдающиеся представители русской интеллигенции, искренне желавшие добра и процветания России. [14, c. 66]

Предпочитая мирные формы борьбы с самодержавным режимом, кадетские лидеры не исключали возможности компромисса с монархией, выработки согласованной и взаимоприемлемой программы совместных действий. Кадеты приветствовали издание Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего введение в стране гражданских и политических свобод, созыв законодательной Государственной думы, расширение круга избирателей. Вместе с тем руководство партии не спешило объявить о безусловной поддержке царского правительства, потребовало от него гарантий в реализации Манифеста 17 октября и выдвинуло ряд дополнительных требований, направленных на углубление и расширение демократических преобразований в стране. Кадеты требовали созыва Учредительного собрания, которое должно было принять конституцию страны, а также немедленного проведения целого комплекса политических, экономических и социальных реформ. Одновременно они настаивали на создании “делового  кабинета” из либеральных общественных деятелей и либеральных царских бюрократов. Кадеты выразили согласие принять участие в переговорах с царским премьер-министром С.Ю.Витте о создании коалиционного кабинета и выработке программы его деятельности. Однако эти переговоры, состоявшиеся 21 октября 1905 г., закончились безрезультатно, ибо Витте отказался принять условия кадетской делегации, прибывшей к нему в составе членов ЦК Ф.А.Головина и Ф.Ф.Кокошкина, а также князя Г.Е.Львова.

Кроме этих неудавшихся официальных переговоров имели место несколько личных секретных встреч членов ЦК кадетов с Витте. В них участвовали И.В.Гессен, Л.И.Петражицкий и П.Н.Милюков. Однако и эти беседы показали, что правительство не намерено спешить с выполнением обещаний Манифеста 17 октября 1905 г., рассчитывает выйти из критической ситуации с наименьшими для него потерями. Видя неискренность со стороны Витте, кадеты не спешили протягивать руку помощи правительству, предпочитали занимать выжидательную позицию как по отношению к “верхам”, так и по отношению к бурно развивающимся революционным событиям в стране. Разъясняя суть позиции нейтралитета кадетской партии в период высшего подъема революции 1905 г., Милюков позднее отмечал, что ее основная тактическая задача сводилась к тому, чтобы “разъединить навсегда двух ожесточенных противников и ввести политическую борьбу в такие более культурные рамки, в которых она не мешала бы обычному ходу будничной обывательской жизни”.

После издания избирательного закона 11 декабря 1905 г. кадетское руководство сосредоточило основное внимание на подготовке выборов в Государственную думу, рассчитывая провести в нее максимально возможное число своих депутатов. Обосновывая необходимость активного участия кадетов в избирательной кампании, Милюков писал, что их главная задача состояла в том, чтобы “направить само революционное движение в русло парламентской борьбы. Для нас укрепление привычек свободной политической жизни есть способ не продолжать революцию, а прекратить ее”. [12, c. 96]

Для переключения массового движения в стране с революционного на парламентский путь кадеты довольно искусно использовали самые разнообразные средства и приемы идеологического воздействия. В их распоряжении имелись широкие возможности: пресса (до 70 центральных и местных газет и журналов), устная агитация и пропаганда, партийные клубы и т. п. Официальными органами партии являлись газета “Речь”, тираж которой колебался в пределах 12-20 тыс. экземпляров, и еженедельник “Вестник Партии народной свободы” (издавался в 1906-1907 гг., а затем был возобновлен в марте 1917 г.).

Кадеты устраивали десятки избирательных собраний, проводили беседы с избирателями по квартирам, распространяли среди них брошюры, листовки, расклеивали по городу обращения к населению и т. п. Они привлекали на свою сторону демократического избирателя широкомасштабными обещаниями сосчитаться в Думе с правительством, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, облегчить положение торговых служащих, учителей средней и начальной школ, провести законодательным путем весь комплекс гражданских и политических свобод. Кадетские избирательные собрания проходили при до отказа наполненных залах, нередко вмещающих несколько тысяч человек. На собраниях разворачивались горячие диспуты с представителями других политических партий по программным и тактическим вопросам. Здесь рядовой избиратель впервые учился нелегкому искусству политической борьбы, делал выбор между различными партиями.

На выборах в I Думу кадетам удалось провести 179 своих депутатов. Невольную услугу им оказали и левые социалистические партии (социал-демократы и эсеры), бойкотировавшие выборы. Поэтому часть избирателей, которая придерживалась более левой ориентации, голосовала на выборах за них как за самую оппозиционную по отношению к правительству партию. Среди кадетских депутатов было много видных профессоров, знаменитых адвокатов, публицистов, способных ставить и решать коренные вопросы российской действительности. Председателем I Думы был избран член ЦК кадетской партии, юрист с мировым именем, С.А.Муромцев. Товарищами председателя были избраны члены ЦК. кадетов князь Павел Долгоруков и профессор Н.А.Гредескул, секретарем – князь Д.И.Шаховской.  [8, c. 77]

Кадетам принадлежала инициатива подготовки думского адреса царю, содержавшего основные пункты их программы. Ими было внесено большинство законопроектов, разработанных видными теоретиками партии, большое количество запросов в адрес царского правительства. Выступая с довольно резкой и нелицеприятной критикой в адрес центральной и местной власти, кадеты вместе с тем настойчиво искали пути к разумному компромиссу с ними. В июне 1906 г. состоялись переговоры кадетов с дворцовым комендантом Д.Ф.Треповым, являвшимся одним из доверенных лиц Николая II. Переговоры велись также с министром внутренних дел П.А.Столыпиным и министром иностранных дел А.П.Извольским. Однако и эти переговоры закончились безрезультатно, ибо царские бюрократы не желали идти ни на какие уступки кадетам, считая их программу неприемлемой для режима.

72-дневный опыт работы I Думы (она была распушена царем 8 июля 1906 г.) показал, что тактика компромисса, предлагаемая кадетами, с одной стороны, правительству, а с другой – левым партиям, оказалась малоэффективной. Кадетам не удалось убедить правительство выполнить обещания Манифеста 17 октября. В штыки встретили царские министры кадетскую программу социальных реформ. В свою очередь, левые социалистические партии требовали от кадетов дальнейшей радикализации требований, активизации работы, направленной на насильственное свержение режима. В условиях обострившегося политического кризиса компромиссная позиция кадетов не встречала поддержки ни справа, ни слева.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В феврале 1905 года публикуются два взаимоисключающих правительственных акта: указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства, и манифест, утверждающий незыблемость самодержавия.

В мае 1905 года не рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа (“булыгинской думы”). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 года. Положивший начало буржуазному конституционализму в России. Николай 2 поручил Ю. Витте подготовить проект Манифеста об уступках правительства.

17 октября 1905 года “Манифест об усовершенствовании государственного порядка” провозгласил:

1)     дарование свободы совести, слова, собраний и союзов;

2)     привлечение к выборам более широких слоев населения (дается избирательное право тем слоям, у которых его никогда не было);

3)     обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов (т.е. формируется законодательный орган).

Данный законодательный акт был первым в истории Российской Империи, в котором император заявлял о буржуазно-демократических свободах. Но это были заявления декларативного характера. Формированием законодательного органа Николай 2 отказывается от единоличного законотворчества.

В стране возникают и легализуются многие политические партии, в своих программах, формулирующие требования и пути политического преобразования строя.

Манифест 17 октября поспособствовал и консолидации правых сил на российской политической арене. Правый сектор оформился в противовес набиравшим силу левым партиям и отличался крайней пестротой.

Манифест 1905 года для некоторых из них был просто сигналом к действию для обороны существующего порядка (черносотенцы), некоторым же он давал реальный шанс влиять на действительность посредством работы в законодательном органе – Государственной Думе.

В целом следует указать, что ни Манифест 17 октября, ни последующие меры царизма, направленные на стабилизацию обострившихся противоречий, уже не могли справиться с накатывающей волной политического радикализма, захватившего Россию. Правые силы не смогли ни защитить существующие монархию, ни реформировать ее в рамках конституционного строя и проиграли историческое противостояние левому сектору.

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Альхименко, В.А. Истоки  российского  конституционализма / В.А. Альхименко. - М.:Форум-М, 1994. – 212 с.

2 Графский, Б.Г. Всеобщая история права и государства / Б.Г. Графский. - М.: Наука, 2005. - 752 с.

3 Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. - М.: Олма-пресс, 2005. – 928 с.

4 Зевелева, А.И. История политических партий России. - М., 1994.– 447c.

5 Кувшинов, В. А. Кадеты в России и за рубежом (1905-1943 гг.) / В.А. Кувшинов. - Москва, 1997. – 285 с.

6 Могильнер, М. На путях к открытому  обществу:  кризис  радикального   сознания в России (1907-1914 годов) / М.Могильнер. - М.: Владос, 1997. – 247 с.

7 Астрахан, Х.М. Непролетарские партии России в трех революциях. – М.,1989. – 75-90 с.

8 Пархоменко, А. Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве / А.Г. Пархоменко. -  М.:Наука, 1998. – 349 с.

9 Шевчук, А.Е. Политическая история России в партиях и лицах. – Мн., 1994. – 258-261 с.

         10 Лемеш, Н.С. Политические партии России: история и современность. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. – 631 с.

11 Петрович,А.Ю. Политические партии России: конец ХIХ – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. – М., 1996. – 13-14 с.

12 Шелохаев, В.В. Российские либералы: кадеты и октябристы / В.В. Шелохаев. – М.: Правда, 1996. – 324 с.

13 Боричевский, Ф.М. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999. – 256 с.

14 Степанов, И.М. Уроки и парадоксы  российского конституционализ-
ма \ И.М. Степанов. – М.: Наука, 1996. – 246 с.

15 Шевченко, А.В. Россия, 1905 год: Реформа или революция / А.В. Шевченко. – Москва, 1991. – 186 с.

16 Шелохаев В.В. Кадеты / В.В. Шелохаев. – М.: Наука, 1982. – 272 с.

3

 



Информация о работе Манифест 17 Октября 1905 года и консолидация правых сил