Внутрення политика Шотландии, Уэльса, Северной Исландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 01:16, доклад

Краткое описание

Мажоритарная избирательная система, применяемая в Великобритании, отличается рядом факторов.
Одним из недостатков системы является то, что значительная часть населения страны остается непредставленной в органах власти, а партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

Содержимое работы - 1 файл

Внутрення политика Шотландии.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Внутренняя политика Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мажоритарная избирательная  система, применяемая в Великобритании, отличается рядом факторов.

Одним из недостатков  системы является то, что значительная часть населения страны остается непредставленной в органах власти, а партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

Преимуществом является то, что не требуется ни сложных расчетов, ни неясных для рядовых избирателей маневров с общими списками. Одно из других ее преимуществ – тесная связь между депутатами и избирателями. На выборах соревнуются не безликие списки, а кандидаты, чьи личностные качества небезразличны избирателям.

К числу положительных  свойств мажоритарной избирательной  системы относится и то, что  в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного  правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям  легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику.

 

Внутренняя политика Шотландии

 

Несмотря на существование  министерства Шотландии, возглавляемого секретарем по делам Шотландии в Эдинбурге, и двух реорганизаций местного управления, в 1973 и 1995, эта неотъемлемая часть Великобритании ведет достаточно обособленную политическую жизнь, которая, в свою очередь, имеет внутренние региональные особенности. Во-первых, имеется область Глазго и эстуария Клайда на юго-востоке. В этом развитом промышленном районе живет около 40% всего пятимиллионного населения Шотландии, размещена значительная часть предприятий тяжелой индустрии и возникает достаточно много социальных проблем, связанных с недостатком жилья, ростом преступности, бедностью и безработицей. Традиционно развиты тред-юнионы, католики, главным образом ирландцы, составляют влиятельное меньшинство в Глазго и области Стратклайд. Сочетание этих социально-демографических особенностей питает сильный и постоянный электорат Лейбористской партии.

 

Остальная территория Шотландии  в политическом отношении отличается от данного региона. В большинстве  округов за голоса избирателей на равных борются три или четыре партии – лейбористы, консерваторы, Шотландская национальная партия и либерал-демократы, хотя Лейбористская партии занимает традиционно сильные позиции в городских районах, таких как Эдинбург и Абердин.

 

В Лондоне Шотландию  представляют 72 члена палаты общин, однако считается, что их влияние невелико в парламенте, который насчитывает 659 членов. На майских всеобщих выборах 2002 все крупные партии, кроме консерваторов, выступали за существенное изменение положения Шотландии в Соединенном Королевстве. Лейбористы завоевали 56, либерал-демократы 10, Шотландская национальная парти 6 голосов, в то время как консерваторы не получили ни одного места, хотя за них и проголосовало 17,5% населения.

 

После этого на референдуме 70,4% шотландцев проголосовали за образование Шотландской ассамблеи с ограниченными полномочиями, которая будет созвана в Эдинбурге в июле 2004. Несколько меньшее количество шотландцев,принимавших участие в референдуме (но тоже большинство), поддержало предложение о наделении Ассамблеи некоторыми правами в налоговой сфере.

 

Лейбористы поддержали идею Ассамблеи в надежде положить конец недовольству шотландцев в  связи с существующим конституционным  статусом их страны. Вынесенные на референдум меры были одобрены и Шотландской  национальной партией, расценившей их как первый шаг к полной независимости. Следует отметить, что шотландские националисты выступают за продолжение членства в Европейском союзе и не столь радикальны в вопросах сохранения культуры и языка, как их коллеги в Уэльсе.

 

Законодательный орган — Парламент Шотландии (гэльск. Pàrlamaid na h-Alba), состоящий из 129 членов Парламента Шотландии (гэльск. Ball Pàrlamaid na h-Alba), избираемых населением Шотландии, одного из которых Парламент избирает Председательствующим Офицером Парламента Шотландии (гэльск. Oifigear-Riaghlaidh) и двоих — заместителями Председательствующего Офицера Парламента Шотландии.

 

Исполнительный орган  — Правительство Шотландии (гэльск. Riaghaltas na h-Alba), состоящее из Первого  министра Шотландии (гэльск. Prìomh Mhinistear na h-Alba), Заместителя Первого министра Шотландии (гэльск. Leas-Phrìomh Mhinistear na h-Alba), 8 кабинет-секретарей Шотландии и 10 министров Шотландии.

 

Внутренняя политика Уэльса

 

Главой Уэльса является британский монарх, в настоящее время — королева Елизавета II. Законодательная власть, источником которой является монарх, находится в руках британского парламента, а часть её передана находящейся в Кардиффе Национальной ассамблее Уэльса. Парламенту в Лондоне принадлежит право принимать так называемые «первичные законы» (являющиеся прерогативой законодательной власти), имеющие отношение к Уэльсу. Ассамблея может регулировать их применение и принимать «вторичные законы», ограниченным образом влияющие на действие первичных. Уэльская Ассамблея не является, строго говоря, суверенным органом власти, и в теории британский парламент может отменить любое её решение или даже распустить её. Однако согласно новому Закону об управлении Уэльсом (2006) Ассамблея получает больше прав.

Ассамблея заработала в 1998 году, после принятия первого Закона об Управлении Уэльсом. В Ассамблее 60 мест, 40 депутатов избираются по системе простого большинства, ещё 20 — по региональным спискам (по четыре депутата от каждого из пяти регионов). Партия, получившая большинство в Ассамблее, избирает первого министра, который становится главой Правительства Ассамблеи, органа исполнительной власти. Большинство полномочий Ассамблеи формально передано Правительству.

 

В настоящее время  Первым министром Уэльса является Родри  Морган, член уэльского отделения Лейбористской партии. С 2003—2007 он также был первым министром, тогда он создал лейбористскую администрацию в Уэльсе. Родри Морган пользуется популярностью в уэльском обществе. Перед выборами 2007 года был проведен опрос населения: кто, по их мнению, будет хорошим лидером правительственной коалиции (любой) — Родри Морган занял лидирующее положение (36 %), опрос же 2009 года показал, что более половины, а именно 61 % считают что первый министр делает хорошую работу. Вторая по численности партия в Ассамблее — Plaid Cymru («Партия Уэльса»), выступающая за независимость страны в рамках Европейского союза. В настоящее время правительство Уэльса является коалиционным, в него входят представители лейбористской партии и Plaid Cymru, глава которой — Иейан Вин Томас — стал заместителем первого министра.

 

В Ассамблее также  представлены: Консервативная партия, Либерально-демократическая партия (сформировавшая в Ассамблее первого  созыва коалиционное правительство  с лейбористами). В настоящее время  активно обсуждается вопрос, следует ли расширять полномочия Ассамблеи (например, нужно ли дать ей право проводить первичное законодательство, подобно тому, как это сделано с шотландским парламентом).

В Палате общин британского  парламента Уэльс представлен 40 депутатами (из 646). В кабинет министров Великобритании входит также Государственный секретарь по Уэльсу, в обязанности которого входит представлять правительству дела, имеющие отношение к этой части королевства. В настоящее время эту должность занимает Питер Хейн.

 

Внутренняя политика Северной Ирландии

 

   Северная Ирландия по-прежнему представляет собой арену варварской схватки, где наделенные властью государственные структуры балансируют на острие ножа. Простые люди, в отличие от экстремистов, стремятся к необратимому прекращению состояния войны и установлению такой власти, которая представляла бы все слои населения и принимала в расчет все фракции общества. Экстремисты от политики и религии продолжают, однако, дудеть все в ту же дуду, а верность собственным лагерям лишь подчеркивает бессмысленное взаимоистребление лоялистов и республиканцев. Насилие поджидает за каждым углом, и доверия нет как нет. Избиратели на острове Великобритания большей частью изрядно устали от всего этого, хотя и не потеряли надежды на то, что из политики удастся убрать перестрелку и северо-ирландская ассамблея сможет наконец заняться проблемами здравоохранения, образования, транспорта и гражданских свобод. Еще рано судить, насколько искренен отказ ИРА от вооруженных методов борьбы и готовы ли юнионисты-протестанты принять ее заверения, даже подтвержденные незаинтересованной стороной.

 

Законодательный орган  — Ассамблея Северной Ирландии (Tionól Thuaisceart Éireann), состоящее из 108 членов Законодательного Собрания, избираемых населением Северной Ирландии, избирают из своего состава Спикера Собрания Северной Ирландии, Принципального Заместителя Спикера Собрания Северной Ирландии и Второго Заместителя Спикера Северной Ирландии.

Исполнительный орган  — Исполнительный Комитет Северной Ирландии (Feidhmeannas Thuaisceart Éireann), состоящий из Первого министра Северной Ирландии (Céad-Aire Thuaisceart Éireann), Заместителя Первого министра Северной Ирландии (leas-Chéad-Aire Thuaisceart Éireann) и 11 министров Северной Ирландии.

 

Процессы, обусловившие переход Великобритании от индустриального к постиндустриальному типу развития – новые принципы экономической деятельности, сдвиги в социальной сфере, различные ипостаси глобализации – затронули все стороны жизни общества, включая политическое и административно-территориальное устройство страны. Процесс изменения социальной конфигурации британского общества стал ключевым фактором, повлиявшим на судьбы Лейбористской партии Великобритании, победившей на парламентских выборах 1 мая 1997 г. Эта победа была во многом результатом длительного процесса реформирования Лейбористской партии Великобритании. Возникнув как рабочая партия, политический авангард тред-юнионистского движения, ЛПВ стала заложником изменений социальной структуры электората.

Во второй половине прошедшего столетия в социальной структуре британского общества особое значение приобрело снижение доли малоквалифицированных и неквалифицированных слоёв рабочего класса, которые изначально были ядром электората лейбористов. В результате начавшегося перехода страны от индустриального к постиндустриальному типу развития промышленность уступала место сфере услуг и высокотехнологичным производствам. Если в 1979 г. в промышленности было занято 32 % рабочих, то в 1997 г. – 18 %, в то время как в сфере услуг в тот же период занятость поднялась с 58 % до 75 % . Соответственно увеличивалась доля средних слоёв. ЛПВ не была партией исключительно рабочего класса, но примерно 2/3 её электората до 1960-х гг. составляли работники физического труда, тогда как в электорате консерваторов их насчитывалось не более 1/3. Поэтому сокращение численности малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих сильнее всего ударило именно по позициям лейбористов. Положение осложнялось тем, что лейбористы теряли поддержку среди своих традиционных сторонников, которые всё активнее голосовали за тори и третьи партии.

К 1997 г. лейбористы добились успеха в привлечении на свою сторону  широких социальных слоёв. Они могли  рассчитывать не только на голоса своих  обычных сторонников: квалифицированные рабочие, в 1980-е гг. голосовавшие за консерваторов, были склонны отдать предпочтение лейбористам. Крупные достижением была поддержка лейбористов со стороны низших и средних служащих, мелких предпринимателей, более двух третей которых до этого голосовали за тори. Наконец, более 30 % высших служащих, управленцев и средних предпринимателей оказались на стороне лейбористов. Для консерваторов они являлись таким же ядром электората, как для ЛПВ – малоквалифицированные и неквалифицированные рабочие.

Увеличение налоговых  ставок, введение НДС на продукты питания, рост процентных ставок и цен на недвижимость, жёсткая позиция по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу привели  консерваторов к поражению на выборах в парламент . На всеобщих выборах 1997 г. консерваторы получили 165 мест в парламенте, а лейбористы – 419 и большинство в 179 голосов. За ЛПВ проголосовали 43,2 % пришедших на избирательные участки, тори набрали 31 %. Общее число проголосовавших за ЛПВ превысило 13,5 млн. человек. При этом в пользу лейбористов сработали особенности мажоритарной системы голосования, благодаря которой лейбористы получили 65 % мест в парламенте при 43,2 % полученных голосов . Пост премьер-министра Великобритании занял Энтони Блэр, возглавлявший ЛПВ с 1994 г. Победив на всеобщих выборах, лидер лейбористов заявил о своей приверженности идее «третьего пути», обладающей достоинствами как прежней лейбористской идеологии, так и концепций сторонников полной реализации принципов неоконсерватизма (в социальной политике) и неолиберализма (в экономике).


Информация о работе Внутрення политика Шотландии, Уэльса, Северной Исландии