Теории происхождения искусства в человеческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:10, реферат

Краткое описание

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теории происхождения искусства в человеческом обществе………………4
2. Искусство палеолита…………………………………………………………..8
3.Искусство мезолита……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19

Содержимое работы - 1 файл

Антропология.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теории происхождения  искусства в человеческом обществе………………4

2. Искусство палеолита…………………………………………………………..8

3.Искусство мезолита……………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Вопрос о происхождении искусства — это вопрос о сущности художественного, то есть о том, чем является художественное творчество для человека, как влияет на его жизнь и какую роль играет в процессе развития общества и культуры. Ибо именно истоки явления определяют его природу и «проектируют» способы его осуществления.

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми.

Среди наиболее популярных теорий происхождения искусства  — биологическая концепция, которая основывается на идее достижения человеком в эпоху верхнего палеолита более высокого уровня развития интеллекта, нежели в предшествующий период, что и позволило ему приступить к созданию памятников искусства. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Возникновение искусства  – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники  палеолитических охотников, неотделимые  отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

1. Теории происхождения искусства в человеческом обществе

 

Для возникновения любого из видов человеческой деятельности, относимых к искусству, требовались определенные биологические (прежде всего, нейропсихологические) предпосылки. Одни исследователи полагают, что такие предпосылки сформировались лишь к началу верхнего палеолита, и что генезис древнейшего искусства неотделим от  процесса становления современного физического типа человека. В качестве определяющего фактора при этом может рассматриваться, например, развитие лобных долей, или функциональной асимметрии мозга, либо объединение относительно автономных, слабо связанных между собой областей мышления в единую высокоинтегрированную систему. В последнем случае предполагается, что все психические способности, необходимые для “визуального символизма”, были в наличии уже в среднем палеолите, но существовали независимо одна от другой, в разных “когнитивных сферах”, и лишь с переходом к верхнему палеолиту между ними установилась прочная связь. 1

Другие авторы считают, что прямая причинно-следственная связь  между появлением людей современного физического типа и искусства  отсутствует, что между двумя  этими событиями вполне мог существовать значительный хронологический разрыв и что одного только обретения гоминидами необходимых биологических свойств было еще недостаточно для немедленной материализации их в культуре.

Между тем теоретически вполне допустимы иные объяснения отсутствия убедительных свидетельств существования искусства в среднем и нижнем палеолите, а именно:

1) наиболее древние  следы искусства просто по  тем или иным причинам не  сохранились; например, потому, что  долгое время изображения делались  не по камню и кости, а на (или из) недолговечных материалах и если и пережили своих создателей, то ненадолго;

2) потенциально предшественники  людей верхнего палеолита были  вполне способны к созданию  искусства, но не имели в  нем нужды, т. е. человек был уже готов к искусству, но из-за отсутствия соответствующих общественных и индивидуальных запросов имевшиеся потенции оставались невостребованными. 2

Учеными были изучены палеолитические каменных индустрий с целью установления уровня умственного развития, необходимого для их создания.

Наличие тех или иных методов добычи сырья и его  обработки, тех или иных особенностей в морфологии изделий служит при  таком подходе индикатором способности к совершению в уме множества различных операций, связанных с целеполаганием, расчетом, планированием действий, с чувством формы и симметрии и т. п.

Одним из первых использовал  рассматриваемую возможность для  оценки сложности мышления гоминид В.В.Бунак. Специальные исследования археологов в этой области стали появляться с конца 70-х годов, хотя соответствующие наблюдения делались и раньше. В частности, давно уже было замечено, что многие ашельские рубила более совершенны, чем это необходимо для выполнения их физических функций, в связи с чем неоднократно высказывалось мнение, что “симметрия и совершенство отделки некоторых из ранних ашельских рубил, выходящие, безусловно, за рамки основных утилитарных нужд, могут отражать первое проявление эстетического восприятия формы”. Еще дальше идут в своих предположениях авторы последних работ на эту тему. Дж.Гоулетт на основе анализа рубил с ряда ашельских памятников Восточной Африки заключает, что хотя, насколько известно, их обитатели (Homo erectus) не занимались математикой или искусством, основные интеллектуальные предпосылки для этого уже выражены в их деятельности. К сходным выводам, говоря, правда, не специально об искусстве, а о когнитивных способностях Homo erectus вообще, приходят Н.Горен-Инбар, А.Бельфер-Коэн и Т.Уинн, широко использующий в своих работах критерии и понятия, заимствованные из психологии развития. Т.Уинн считает, что носители позднеашельских индустрий достигли уже стадии “операционального мышления”, т. е. стадии, которая в онтогенезе современных людей характерна для взрослого состояния. 3

Что же касается материальной культуры среднего палеолита, связанной в Европе и Западной Азии в основном с деятельностью неандертальцев, то за ней, по мнению некоторых авторов, просматриваются умственные способности, очень близкие таковым современного человека, причем следует еще учитывать, что археологические материалы позволяют судить лишь о минимальном потенциале их создателей.

Археологи по своим материалам также пытаются делать выводы о времени происхождения языка. Некоторые из них считают, что первые достоверные признаки его существования появляются лишь в верхнем палеолите. Однако, как заметил П.Грэйвс, строго говоря, только изобретение письма может служить прямым свидетельством наличия языка, а из этого ведь никто не станет делать вывод, что люди бесписьменных эпох им не обладали. 4

Наконец, имеются данные, определенно говорящие о том, что по крайней мере уже в среднем палеолите, а скорее и раньше, в жизни людей, помимо чисто материальных интересов и забот, связанных с добыванием средств к существованию, было еще нечто, не сводимое напрямую к быту, к удовлетворению биологически мотивированных потребностей. Речь идет о действиях и предметах, не имеющих видимого утилитарного значения, не связанных непосредственно с жизнеобеспечением. Таковыми являются, во-первых, неандертальские погребения, во-вторых, немногочисленные украшения в виде подвесок и бусин, обнаруженные на ряде микокских и мустьерских памятников, и, в-третьих, вещи, несущие на себе непонятные, но явно искусственного происхождения следы в виде определенным образом упорядоченных насечек, царапин, выбоин, пятен охры и т. д.

Намеренный характер ряда погребений, содержащих костные  останки неандертальцев, можно считать  доказанным, как и то, что с  ними были связаны какие-то достаточно сложные идеологические представления и обряды. Более чем вероятен (хотя и не доказан) и знаковый характер изображений на некоторых предметах, происходящих из мустьерских и ашельских культурных слоев.

Однако, какие бы выводы об интеллектуальном и духовном потенциале неандертальцев и других гоминид  ни делались на основании изучения их орудий, черепов или погребений, по отношению к рассматриваемой проблеме все это — косвенные данные. Что же касается непосредственных данных, то факт остается фактом: достоверные следы искусства археологически фиксируются, лишь начиная с верхнего палеолита.

Таким образом, отсутствие достоверных свидетельств существования искусства в доверхнепалеолитическую эпоху само по себе не доказывает, что люди среднего и нижнего палеолита были неспособны к фигуративной изобразительной деятельности. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Искусство палеолита

 

Подлинное возникновение  искусства антропологи связывают  с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение  передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ля-Ферраси во Франции, верхний палеолит, ориньякский период), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени: исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, могучие мамонты, изображенные почти в натуральную величину. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда кроманьонцы прибегали к технике рельефа.6

Высшего расцвета искусство эпохи  палеолита достигает в мадленский период (ок. 20-10 тысяч лет до нашей эры). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.

Наскальные, в том числе  пещерные, изображения эпохи палеолита  переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э.) — главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии).

С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Избегая конкретизации индивидуальных черт, художник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, черты матери, воплощая в ней представление об единстве родового коллектива, что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах экспрессивно выражены градации объемов, их ритмическое чередование. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.

К ориньякской же эпохе относятся  первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

В живописи совершается  переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя  красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы.

В памятниках мадленского  периода встречаются большей  частью единичные изображения животных, почти не связанных действием в единую композицию. Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства). 7

Информация о работе Теории происхождения искусства в человеческом обществе