Выразительные средства речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Передать тончайшие оттенки наших мыслей можем при помощи слов, и позволяет нам это сделать выразительность.
Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства человека, на воображение слушателей.

Содержание работы

Введение
1. Основная характеристика выразительности речи
2. Что такое тропы?
3. Средства речевой выразительности
4. Стилистические фигуры
5. Использование чужой речи
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Выразительные средства речи.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Руки мои – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

(С. Есенин)

5. Отрицательное сравнение – не совсем обычный тип: эффект достигается по принципу противопоставления:

Не стая воронов слеталась

На груди тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

(А.С. Пушкин)

Этот тип сравнения пришел в литературу из фольклора, отличается поэтичностью, напевностью, несет в себе образ: стая воронов, костры – сложная картина.

Эпитеты – художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней:

Ярко-красочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница – следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны и Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо зелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота не имеет себе равных.

Эпитетами, как и другими средствами речевой выразительности, не следует злоупотреблять.

Речевая практика выработала и такое понятие, как постоянный эпитет: море синее, тучи черные, красна девица, Одиссей Хитроумный, Кощей Бессмертный. Эпитет может выполнять синтаксическую функцию не только определения, но и предложения: Зевс-громовержец, девицы-красавицы, и обстоятельства: голоса звучали возбужденно; гром гремит оглушительно.

Законченной и общепринятой теории и классификации эпитетов пока не существует. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер); народнопоэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, чисто поле); индивидуально-авторские (созданы авторами: мармеладное настроение (А. Чехов), чурбанное равнодушие (Д. Писарев)).

Перифраза – замена слова описательным оборотом: Япония, страна восходящего солнца, встретила нас дождем и ветром. Здесь само слово Япония вполне может отсутствовать. Например:… И за учителей своих заздравный кубок поднимает (Петр после Полтавского сражения) – здесь А.С. Пушкин цитирует самого Петра, не без основания назвавшего шведов своими учителями.

Перифраз – не всегда оборот, сочетание слов, он может быть и однословным: Аврора – утренняя заря:

Навстречу утренней Авроры

Звездою севера явись.

Здесь Пушкин вводит два тропа: Аврора и звезда Севера.

Известен перифраз в пародиях. Пример – пародия Д. Минаева на стихи А.А. Фета:

Шепот. Робкое дыханье.           Холод. Грязные селенья

Трели соловья…                           Лужи и туман…

Аллюзия – это намек, понятный не всем, а обычно лишь близким друзьям и единомышленникам говорящего, она устанавливает связь между общающимися. Аллюзия всегда окрашена положительными эмоциями, юмором, а иногда и легкой иронией.

Например – из «Евгения Онегина»:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на берегах Невы,

Где блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

(А.С. Пушкин)

Здесь слова вреден север – иронический намек на ссылку Пушкину, о которой знали в то время не все, а лишь сравнительно узкий круг друзей и почитателей.

Аллюзия может быть и неумышленной, она как пароль, известный лишь двоим. В романе В. Каверина «Два капитана» восьмилетний Саня читал письма из сумки утонувшего почтальона; некоторые запомнились. Как позже выяснилось, одно из писем было полярного исследования – капитана Татаринова, вскоре погибшего, его жене Марии…

Прошли годы, и судьба свела Саню с Марией Татариновой, уже совсем в других краях; помня фамилию капитана, он читает по памяти письмо, но Мария, вся в слезах ему не верит. Напрягая память, Саня припоминает, что письмо было подписано: Твой Монготимо Ястребиный Коготь. И тут Мария его поправляет: Не Монготимо, а Монтигомо Ястребиный коготь. Так я его называла.

Притча – в сущности, жанр, породивший басню и другие аллегорические произведения. Она несет в себе поучение. Широко известны Евангельские притчи – о сеятеле, Блудном сыне, а также «Притчи Соломона». Близки к притчам многочисленные фольклорные произведения, пословицы, некоторые сказки. Притчи встречаются в произведениях древнерусской литературы.

Олицетворение – вариант тропа, в котором растения, животные, неживые предметы наделяются чувствами, мыслями и действиями человека.

Ирония как фигура – тоже троп, поскольку она на прямое значение слов, оборотов речи накладывает сатирический намек, тонкую насмешку, выражаемую не только вербально, но и интонационно. Ирония придает словам обратный смысл: Силен! – про хилого; Ну ты уме-е-ен! – про глупого.

Гипербола – прием, который используется с целью создать у слушателей преувеличенное настроение о предмете речи: «Вечно ты опаздываешь».

Литота – противоположная гиперболе используется, чтобы создать преуменьшение, представленное о предмете речи. Литота используется часто в общении взрослых с детьми: не рука, а ручка; указывая на огромный электровоз, дедушка говорит внуку: Смотри, какой электровозчик и т.п.

Тропы обогащают нашу речь, делают ее более выразительной, образной. В то же время именно надо уметь пользоваться, а именно их надо использовать умеренно и к месту.

4. Стилистические фигуры

Для оживления речи, придания эмоциональности, выразительности, образности употребляют также приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитеза, инверсия, повтор и др.

Начиная с античных времен, ораторы вводили в свою речь эти фигуры. Например, Марк Туллий Цицерон произнес несколько речей против Луция Сергея Катилины, патриция по происхождению, возглавившего заговор для насильственного захвата власти. Обращаясь к квиритам, Цицерон сказал:

На нашей стороне сражается чувство чести, на той – наглость; здесь –

стыдливость, там – разврат; здесь – верность, там – обман; здесь-

доблесть, там – преступление; здесь – частное имя, там – позор; здесь –

сдержанность, там – распущенность; словом все доблести борются с

несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством,

всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой,

порядочность – с подлостью, разум – с безумием, наконец, добрые надежды – с полной безнадежностью.

В речи сопоставляются резко противоположные понятия: честь – наглость, стыдливость – разврат, верность – обман, доблесть, преступление, непоколебимость – неистовство, честное имя – позор, сдержанность – распущенность и т.п. Это с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает у них яркие представления о названных предметах и событиях. Такой прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков, называется антитезой.

Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: «Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища»; «Велик телом, да мал делом», «Труд всегда дает, а лень только берет». Для сравнения двух явлений в пословицах используют антонимы – слова с противоположным значением: мужественный – малодушный, велик – мал, труд – лень. На этом принципе построены многие строки из художественных, публицистических, поэтических произведений. Антитеза – действенное средство речевой выразительности и в публичной речи.

Ценное средство выразительности в выступлении – инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета. Вот пример такого словорасположения: Он был страстно влюблен не просто в действительность, а в  действительность, постоянно развивающуюся, в действительность, вечно новую и необычную.

Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом.

Благодаря всевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов одного предложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки. Естественно, что при перестановках необходимо следить за точностью высказывания.

Нередко для усиления высказывания, придания речи, динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повторы. Формы повтора бывают самые разные. Начинают несколько предложений одним и тем же, словом или группой слов. Такой повтор называется анафорой, что в переводе с греческого языка означает единоначатие. Повторяющимися словами бывают служебные единицы, например, союзы и частицы. Повторяясь, они выполняют экспрессивную функцию. Вот отрывок их лекции А.Е. Ферсмана «Камень в культуре будущего».

Иногда повторяют несколько раз целые предложения, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в них.

В устной речи повторы встречаются и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Подобная фигура называется эпифорой.

В практике ораторского искусства выработаны приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приемов – вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание, вовлекает в научный поиск истины. Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход – один их наиболее доступных ораторских приемов.

Вопросно-ответный ход применяется также как действенное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то выступающий, предвидя это, прибегает к вопросно-ответному приему.

Помимо вопросно-ответного приема нередко применяют так называемый эмоциональный или риторический вопрос. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории – эффективный прием. Произнесенный оратором риторический вопрос воспринимается слушателями не как вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение. 

Однако не все вопросы, встречающиеся в выступлениях, относятся к средствам выразительности. Они могут выполнять и композиционную функцию, т.е. отграничивать одну часть выступления от другой.

5. Использование чужой речи

К средствам выразительности относят и прямую речь, которую вводят в выступление. Эта речь может быть точной или приблизительной, а иногда даже вымышленной. Дословно переданная чужая речь называется цитатой. Иногда, кажется, что цитирование не требует особого умения. Однако и в этом есть свои особенности, свои положительные и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать. Например, некоторые вызывают недоумение, т.е. слушатели хотят знать мнение самого оратора, результаты его наблюдений. Кроме, того, обилие цитат, так как на слух трудно бывает уловить, что из сказанного принадлежит автору, а что тем, кого он цитирует. Поэтому, прежде всего, необходимо из выбранных для выступления цитат отобрать наиболее интересные, оригинальные или менее известные.

Очень важно не исказить мысль цитируемого автора. Ведь отдельно взятое предложение или несколько предложений могут иметь иное значение, чем в контексте.

Нельзя произвольно изменять текст, т.е. переставлять слова, вводить вместо одного слова другое, изменять грамматическую форму слов.

Цитата должна быть точной.

Необходимо знать, кому принадлежат цитируемые слова, из какого источника они взяты, каковы выходные данные источника. Иногда эти сведения приводятся после цитаты, когда называется использованная литература или когда отвечают на вопросы слушателей, если об этом кто-либо из присутствующих спросит.

В беседах на различные темы, в которых приходится обсуждать чужие мысли, поступки, действия, говорить о чувствах людей, преимущественно применяется приблизительная прямая речь. Она оживляет высказывание, делает его эмоциональным, привлекает внимание слушателей.

Опытные ораторы не просто вводят в текст прямую речь, но и комментируют чужое высказывание, определяют к нему свое отношение, а иногда и выступают в полемику с конкретным лицом, чья речь цитируется.

Информация о работе Выразительные средства речи