Исключение множественности преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:34, доклад

Краткое описание

Множественность преступлений также исключается, если одно из двух деяний является не преступлением, а иным правонарушением (гражданско-правовой деликт, административный, дисциплинарный проступок). Так, например, не образует множественности сочетание таких действий, как мелкое хулиганство (проступок) и уголовно наказуемое хулиганство, мелкое хищение (проступок) и кража (преступление) и т.п.

Содержимое работы - 1 файл

Множественность преступлений.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

1.2.Обстоятельства, исключающие множественность преступлений / Множественность преступлений  и ее формы по уголовному  праву России 

Прежде  всего акцентируем  внимание на том, что  множественность  преступлений следует  отличать от единых сложных преступлений.

Единичное сложное преступление с несколькими объектами (многообъектное преступление): объективная сторона данного вида единичных сложных преступлений также является осложненной, так как представлена несколькими объектами. Так, например, хулиганство, предусмотренное ст. 213 УК РФ относится именно к единичным сложным преступлениям с несколькими объектами, так как в диспозиции статьи указано, что помимо, собственно, общественного порядка как основного непосредственного объекта, дополнительными непосредственными объектами должны также выступать либо личность, либо собственность.

Особого рассмотрения требуют еще два вида единичных  сложных преступлений, отграничение которых от случаев множественности  преступлений вызывает наибольшие трудности. К ним относятся длящиеся и продолжаемые преступления.

Длящиеся преступления. «...Длящееся преступление можно определить как действие или бездействие, сопряженное  с последующим длительным невыполнением  обязанностей, возложенных на виновного  законом под угрозой уголовного преследования»[1]. Иными словами, характеризуя длящиеся преступления, можно было бы сказать, что виновный неопределенно длительное время находится в преступном состоянии. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия или акта преступного бездействия и на стадии оконченного преступления продолжается некоторое (часто весьма продолжительное) время.

Для характеристики длящихся преступлений необходимо также четко отграничивать друг от друга моменты прекращения преступного деяния (поведения) и момент законодательного окончания преступления.

В силу особенностей конструкции объективной стороны  все длящиеся преступления являются преступлениями с формальными составами, т.е. для того, чтобы признать данные деяния оконченными, законодатель не требует наступления общественно опасных последствий. Следовательно, момент окончания длящегося преступления будет зависеть от выполнения первого (изначального) акта преступного действия (бездействия). Момент же прекращения преступления поставлен в зависимость от поведения самого лица, совершающего преступление (явка с повинной), либо от действий соответствующих государственных органов (задержание), либо от наступления определенных событий (прошествие определенного времени).

Примером длящегося  преступления может служить, например, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, предусмотренный ст. 313 УК РФ.

Продолжаемые  преступления. Понятие продолжаемого преступления, впрочем, как и других видов единых преступлений, законом не определено. Однако в силу определенной сложности отграничения продолжаемого преступления от тех или иных форм множественности преступлений, понятие продолжаемого преступления выработано теорией уголовного права и судебной практикой.

Продолжаемые  преступления - преступления, состоящие  из ряда тождественных или однородных деяний, направленных к единой цели, продолжаемых во времени и приведших  к наступлению однородных последствий  в рамках единой формы вины и в своей совокупности представляющих единичное преступление.

Основными характерными моментами, позволяющими определить продолжаемое преступление, можно считать совокупность следующих признаков:

а) продолжаемое преступление должно состоять из ряда (т.е. не менее двух однородных или тождественных) деяний;

б) все деяния, составляющие продолжаемое преступление, должны быть объединены единым умыслом;

в) преступные эпизоды (деяния) продолжаемого преступления должны быть объединены единой формой вины;

г) между преступными  эпизодами должен быть, как правило, небольшой промежуток времени;

д) деяния совершаются, как правило, в одной и той  же обстановке (из одного источника), продолжаясь  во времени;

е) эпизоды, составляющие продолжаемое преступление, могут быть как преступными в своей основе (например, ряд хищений, каждое из которых по сумме превышает размер минимального месячного размера оплаты труда), так и иными видами деликтов (например, ряд мелких хищений, каждое из которых не превышает размера минимального месячного размера оплаты труда, и представляет тем самым административное правонарушение).

К сложным единичным  преступлениям можно отнести  еще два вида, выделяемых, в частности, Д.В. Качуриным и И.С. Дедюкиной: преступления квалифицированные дополнительными тяжкими последствиями и преступления, образованные системой непреступных деяний.

Первый вид  по-иному можно было бы обозначить как единичные сложные преступления с двумя формами вины. «Характеризуя  субъективную сторону таких преступлений необходимо доказывать наличие двух форм вины. Сначала в отношении к совершенному общественно опасному деянию (для формальных составов) либо к общественно опасному деянию и наступившим общественно опасным последствиям первого порядка (для материальных составов). Затем к наступившим в результате общественно опасного деяния общественно опасным последствиям второго порядка, которые не охватывались умыслом виновного, но в отношении которых имеется неосторожная форма вины»[2].

Второй вид  – преступления, образованные системой непреступных деяний. Так, в диспозиции ст. 151 УК России «Вовлечение несовершеннолетнего  в совершение антиобщественных действий», совершение вовлечения в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ предполагает их систематическое совершение, т.е. три и более раза, хотя сами по себе эти действия (даже совершенные до трех раз) преступными не являются. В данном случае, по мнению Д.В. Качурина и И.С. Дедюкиной имеет место аморальный проступок.

Множественность преступлений также исключается, если одно из двух деяний является не преступлением, а иным правонарушением (гражданско-правовой деликт, административный, дисциплинарный проступок). Так, например, не образует множественности сочетание таких действий, как мелкое хулиганство (проступок) и уголовно наказуемое хулиганство, мелкое хищение (проступок) и кража (преступление) и т.п.

Еще одним обстоятельством, исключающим множественность преступлений, - наличие погашенных или снятых судимостей.

Судимость прежде всего является свидетельством наличия  состоявшегося факта осуждения  лица судом за совершение одного или  нескольких преступлений. В сущности судимость представляет собой форму  регистрации и учёта подвергавшихся осуждению лиц в целях осуществления контроля за их поведением. Судимость указывает на то, что имело место официальное признание судом от имени государства данного лица виновным в совершении одного или нескольких преступлений. Таким образом, имеющее судимость лицо ранее совершало одно или несколько преступлений.

С учётом сказанного судимость свидетельствует о  таком осуждении лица, при котором  оно признаётся судом общественно  опасным не только в момент совершения преступления, но и при назначении наказания. Назначение наказания виновному означает, что суд считает осужденного общественно опасным также на период исполнения наказания.

В обвинительном  приговоре суд от имени государства  даёт отрицательную моральную оценку поведения осуждённого и делает ему своего рода предупреждение о недопустимости такого поведения в будущем под угрозой наступления неблагоприятных уголовно-правовых последствий. Таким образом, судимость также означает своеобразное предупреждение осужденному не совершать новых преступлений. Это предупреждение остаётся в силе пока не отпадут основания считать осуждённого представляющим общественную опасность для общества. Обвинительный приговор с назначением наказания также указывает, что суд нашёл нужным подвергнуть осуждённого воздействию наказанием, исполнение которого предполагает осуществление соответствующего общественного и государственного контроля за поведением осуждённого. Следовательно, судимость может рассматриваться и как свидетельство необходимости осуществления контроля за поведением осуждённого со стороны общества.

Общественная  опасность осуждённого не всегда утрачивается с отбытием наказания, а поэтому нужда в общественном и государственном контроле за его  поведением остаётся и после отбытия  им наказания вплоть до полного исправления и перевоспитания. Общественный и государственный контроль за поведением осуждённого в период и после отбытия наказания находит своё проявление в установлении режима отбывания наказания и правовых ограничениях общеправового и уголовно-правового характера. Таким образом, правовые ограничения в отношении осуждённого по существу являются средством контроля за его поведением в интересах предупреждения новых преступлений.

При такой трактовке  сущности судимости легко понять, почему множественность преступлений связывается с наличием её у лица за предшествующее преступление. Коль скоро наличие судимости означает, что лицо ранее уже совершило одно или несколько преступлений, представляет общественную опасность, в связи с чем взято под общественный и государственный контроль, предупреждено о недопустимости совершения новых преступлений под угрозой наступления неблагоприятных уголовно-правовых последствий и всё же решается на совершение нового преступления, то это указывает на нежелание его встать на путь исправления, уклонение от контроля, повышенную его общественную опасность. Сказанное даёт основание рассматривать содеянное при указанных обстоятельствах как множественность преступлений и применить к виновному более строгое наказание.

В связи с  этим, погашение или снятие судимости в уголовном праве признаётся обстоятельством, исключающем множественность преступлений. Иные основания освобождения от уголовной ответственности за предшествующие преступления регулируются Разделом IV УК РФ (ст.ст. 75-78).

Также в число обстоятельств исключающих множественность необходимо включить основания, предусмотренные ст.83 УК РФ, - освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора суда.

Так, лицо, осужденное за совершение преступления, освобождается от отбывания наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в следующие сроки со дня вступления его в законную силу:

а) два года при  осуждении за преступление небольшой  тяжести;

б) шесть лет  при осуждении за преступление средней тяжести;

в) десять лет  при осуждении за тяжкое преступление;

г) пятнадцать лет  при осуждении за особо тяжкое преступление.

Течение сроков давности приостанавливается, если осужденный уклоняется от отбывания наказания. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания осужденного или явки его с повинной. Сроки давности, истекшие к моменту уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежат зачету.

Для лиц, осужденных за преступления, предусмотренные ст. 353, 356, 357, 358 УК РФ, законодатель не предусмотрел сроков давности исполнения обвинительного приговора. Срок уклонения их от отбывания наказания не имеет значения. Какое бы время ни прошло с момента постановления приговора - двадцать, двадцать пять, тридцать лет, приговор в отношении указанных лиц может быть исполнен, в том числе исполнению подлежат и такие назначенные виды наказания, как смертная казнь и пожизненное лишение свободы, если к тому времени эти виды наказания будут существовать в качестве таковых в уголовном законе.

Информация о работе Исключение множественности преступления