Соучастие, его формы и виды в уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Уровень общественной опасности конкретной формы человеческих поступков в рамках типа, относимого к числу преступных, зависит от того или иного сочетания критериев существенности вреда, причиняемого охраняемым отношениям. Именно определенное сочетание, соотношение критериев существенности вреда служит показателем повышения или понижения опасности деяний и позволяет отличать одни типично повторяющиеся формы поступков от других.

Содержание работы

Вступление ............................................................................................................ 3



Понятие и значение соучастия в уголовном праве ................................ 5
Объективные и субъективные признаки соучастия ........................... 10
Формы соучастия и виды соучастников ................................................ 15
Классификация соучастия и ее критерии ............................................ 15
Формы соучастия .................................................................................... 22
Виды соучастников преступления ......................................................... 26


Заключение .......................................................................................................... 34

Список использованной литературы .............................................................36

Содержимое работы - 1 файл

Соучастие, его формы и виды в уголовном праве.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

      В судебной практике подстрекательство  фиксируется крайне редко. Очень  часто оно сливается с организацией преступления.

      Склонение к преступлению предполагает внушение другому лицу мысли о желательности, необходимости, потребности, выгодности совершения конкретного преступления. Сущность подстрекательства заключается в психическом воздействии на волю исполнителя с целью склонить его к совершению преступления, но воздействие не должно парализовать волю подстрекаемого. Он должен оставаться свободно действующим субъектом. Подстрекательство имеет место там, где:

      а) оно обращено к одному лицу или  к определенной группе лиц;

      б) представляет собой склонение к  конкретному преступлению, а не к  преступной деятельности вообще.

      Нельзя  считать подстрекательством порочное воспитание, развитие в воспитуемом  преступных наклонностей и т. п.

      Подстрекательство всегда предполагает конкретные действия по склонению к определенному преступлению.

      Новый УК РФ содержит примерный перечень способов подстрекательства, поэтому допускает и иные средства воздействия. Все они, однако, должны быть направлены на склонение к исполнению преступления. В сущности, не имеет значения, каким образом, способом и какими средствами склонил подстрекатель исполнителя к совершению преступления, но ст. 35 перечисляет наиболее часто встречающиеся способы.

      Уговор — это просьба, но заявляемая настойчиво и неоднократно. Убеждение отличается от просьбы тем, что исполнителю внушается мысль, что он имеет действительно собственный интерес в преступлении, тогда как при просьбе исполнитель лишь соглашается совершить преступление по просьбе подстрекателя, который действительно имеет интерес в преступном результате.

      Подкуп - весьма распространенный способ подстрекательства.  Под ним следует понимать всякое склонение к преступлению посредством обещания материальных выгод, передачи денежных средств или имущества, освобождения от имущественных обязательств, предложения заключить выгодную сделку я т. п.

      Поручение — этот вид подстрекательства возможен, когда между сторонами существуют определенные взаимоотношения служебного, семейного или иного порядка, дающие одному лицу возможность или право распоряжаться поведением других лиц, например, старший член семьи дает поручение младшему и т. п. Оно может быть дано словесно, письменно, с использованием жаргона и т. п.

      Спорным является мнение, что подстрекательство  возможно путем совета. Если советам исполнитель воспользовался в качестве идеи совершить преступление, то советник — подстрекатель, если же эта идея принадлежала исполнителю, а советом лишь была укреплена решимость на совершение преступления, то подстрекатель превращается в интеллектуального пособника.

      Приказ, если его понимать как обязательное распоряжение, отданное начальником своему подчиненному, может создать состояние посредственного причинения. Если же приказ носит рекомендательный характер, и его выполнение зависит от воли и желания подчиненного, то это подстрекательство, но это уже строго говоря не приказ, а поручение в форме приказа.

      Физическое  насилие — лишь в редких случаях можно рассматривать как подстрекательство, когда последующие вынужденные действия исполнителя не выполнялись в условиях крайней необходимости (например, побои, легкие телесные повреждения, лишение свободы и т. д.). Такой вид подстрекательства, как правило, характерен для взаимоотношений в семье. Возможно как физическое, так и психическое насилие.

      Обман — этот вид подстрекательства возможен в крайне редких случаях. Если налицо обман в соотношении юридически значимых признаков состава преступления, то такие действия, как правило, следует рассматривать как посредственное причинение. Подстрекательством обман будет лишь в том случае, если он касается мотивов, целей преступления, возможных выгод от него материального или иного характера. Например, подстрекатель, обманывая ревнивого мужа, внушает ему мысль о мести за якобы бывшую измену жены, склоняя к дезертирству, убеждает, что представит исполнителю убежище, хотя такого не имеет. Именно в этом плане можно говорить и о т. н. скрытом подстрекательстве. Под ним следует понимать такие средства воздействия на других лиц, которые внешне не представляют собой склонение к преступлению, а в действительности сознательно направляются на то, чтобы возбудить в них решимость совершить преступление. Такой вид соучастия можно назвать косвенным подстрекательством.

      Субъективная  сторона подстрекательства важна  тем, что подстрекатель должен предвидеть: а) все те фактические обстоятельства, которые образуют состав преступления и б) развитие причинной связи между склонением и совершением преступления исполнителем.

      И теория уголовного права, и судебная практика в России всегда придерживались концепции только умышленного подстрекательства, то есть склонение к преступлению с прямым умыслом. Важным представляется, что подстрекательство с субъективной стороны состоит в желании видеть преступление совершенным чужими руками. Поэтому нельзя представить себе возможность подстрекательства с косвенным умыслом. Склонить — это значит убедить, а косвенный умысел не покоится на убеждении, он нейтрален по отношению к воле исполнителя. Существенным моментом умысла подстрекателя является представление о личности исполнителя, так как его действия всегда обращены к конкретному лицу, и этим они отличаются от пропаганды и агитации. Однако личное знакомство подстрекателя и исполнителя необязательно. Для ответственности подстрекателя не имеют значения мотивы и цели, которым» он руководствовался, склоняя к преступлению. Важны лишь те, которые он внушил исполнителю. Главное, что исполнитель совершил или начал совершение намеченного подстрекателем деяния.

      Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

      Пособничество преступлению — наиболее распространенный вид соучастия. Оно отличается от исполнения преступления тем, что пособник не участвует в исполнении объективной стороны деяния. Он действует до или во время совершения, преступления, его действия не входят в объективную сторону состава, но содействует тому, чтобы она была осуществлена. Это правило имеет одно исключение — когда исполнителем является специальный субъект согласно закону. В этом случае объективную сторону может выполнять не специальный субъект, а общий, пособником же выступает субъект преступления. Вот он и будет считаться исполнителем, который действовал, путем использования человека в качестве орудия преступления. В одном из постановлений Пленума Верховного Суда РФ сказано — "Шофер, предоставивший машину, вверенную ему, лицу, не умевшему ею управлять и допустившему вследствие этого аварию, должен нести ответственность не как соучастник, а как исполнитель преступления, а второе лицо как соучастник этого преступления".

      Если  пособничество совершено до начала исполнения преступления, а чаще всего  так и бывает, то важно установить, что инициатива совершить преступление исходила не от него, а от исполнителя или подстрекателя. Он (пособник) помогал осуществить чужой замысел. Но при этом с субъективной стороны пособничество предполагает, что все обстоятельства дела, касающиеся объективной стороны преступления, пособнику были известны до или стали известны в момент оказания помощи преступнику, однако необязательно, чтобы пособник знал личность исполнителя.

      Обычно  пособничество осуществляется путем  активных действий, но в редких случаях  главным средством становится бездействие (например, если субъект умышленно  не предотвращает преступление, которое  он был обязан в силу каких-либо обстоятельств предотвращать согласно закону). Действия пособника должны находиться в причинной связи с действиями исполнителя. Не является пособничеством случай оказания помощи, которой не воспользовался исполнитель, или эта помощь была столь незначительна, что не могла оказать действительного содействия преступнику.

      В  принципе пособничество может быть оказано любым способом, но в самом  общем виде оно может быть интеллектуальным или физическим. Ст. 35 указывает главным образом на интеллектуальные средства пособничества: советы, указания, предоставление информации, либо обещание скрыть преступника, оружие или иные средства совершения преступления, либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание данное заранее, то есть до совершения преступления приобрести или сбыть такие предметы. Интеллектуальное пособничество можно охарактеризовать как интеллектуальную помощь в осуществлении уже существующего намерения совершить преступление.

      Под советом следует понимать определенное наставление или точнее разъяснение — как лучше и безопаснее подготовить или совершить преступление, а также любую рекомендацию, относящуюся к осуществлению основных или факультативных признаков состава преступления.

      Указания  тоже представляют наставление или  разъяснение — как действовать в данном конкретном случае, то есть более конкретный совет, наставление по поводу непосредственного осуществления преступного замысла. Различие между советом и указанием никакого принципиального значения не имеют. Они могут быть даны как в устной, так и письменной форме. Личная связь между пособником и исполнителем в таких случаях не требуется. Простое одобрение готовящегося преступления, как правило, нельзя рассматривать как пособничество.

      Предоставление  информации исполнителю можно отличить от советов и указаний тем, что оно не содержит в себе каких-либо форм давления на сознание и волю исполнителя, а является нейтральный средством воздействия на его психику, расширяет его познания об объекте преступления и создает дополнительные возможности к успешному его осуществлению.

      Пособничество в виде обещания, данного исполнителю  до начала преступного деяния, заключается в самом факте этого обещания а не в его последующем исполнении, ибо обещание укрыть тем или иным способом преступника или следы преступления, а равно приобрести его плоды укрепляет решимость исполнителя приступить к исполнению задуманного ранее деяния.

      Простое одобрение задуманного преступления может рассматриваться как пособничество, когда оно состоит в причинной  связи с решимостью на его совершение и когда дано до начала исполнения.

      Физическое  пособничество — это оказание физической помощи исполнителю преступного деяния, если она не является частью объективной стороны состава преступления. Оно может быть осуществлено: а) предоставлением средств для совершения преступления и б) устранением препятствий к его осуществлению или завершению. Данный вид пособничества должен быть необходимым условием для успеха преступной деятельности. При атом следует иметь в виду, что при наличии предварительного соглашения сам этот факт является пособничеством, но только интеллектуальным.

      Под предоставлением средств следует  понимать любые действия, которые облегчают возможность совершить или довести до конца начатое преступление.  Например: снабжение оружием, отмычками, предоставление транспорта, изготовление, тайников для хранения похищенного и т. и.

      Устранение  препятствии представляет собой  уничтожение или нейтрализацию различных устройств, препятствующих преступлению или нейтрализацию возможности со стороны физических лиц препятствовать его успеху.

      Например, взлом запоров, отравление сторожевых собак, согласие родителей на убийство ребенка, устранение сторожа или часового на период совершения хищения. Какого-либо юридического значения различие указанных видов физического пособничества не имеет. Главное не характер деятельности пособника, а то, насколько были действенными средства, избранные пособником в данной ситуации для успеха преступления.

      Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

      Этот  вид соучастия был введен в  наш юридический обиход, начиная  с 30-х годов и поначалу имел отношение  к так называемым "контрреволюционным преступлениям".

      Действия  организатора направлены на объединение усилий других лиц для последующего совершения ими совместного преступления (подбор участников, подыскание объектов преступного посягательства, разработка способов преступной связи и другие действия организационно-подготовительного характера), или на руководство соучастниками уже в ходе совершения преступления. Законодательная оговорка о руководстве необходима для тех ситуаций, например, когда преступление начато осуществлением без руководителя-организатора, т. е. в соисполнительстве, а организаторские функции принял на себя один из совиновников — если подельники встретили препятствие и решение выполнить преступное намерение стало угасать.

      Развитие  групповых форм преступности и науки показывает, что обозначенные в ст. 33 четыре вида преступных функций не отражают всех особенностей и комбинаций ролей, которые выполняют соучастники. Фактическое выполнение этих функций субъектом, обозначенным по закону подстрекателем или пособником, может быть учтено лишь при индивидуализации наказания.

Информация о работе Соучастие, его формы и виды в уголовном праве