Соучастие в преступлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Так как, чаще всего, соучастие проявляется в форме организованной группы, степень актуальности данной темы на современном этапе развития российского общества достаточно высока. В первую очередь это связано с быстрыми темпами роста организованной преступности, которая проникает во все сферы жизни государства. Современное состояние организованной преступности является отражением результата воздействия криминогенных факторов на комплекс экономических, социальных, политических, культурных сфер российского общества.

Содержание работы

Введение

1. Понятие и признаки соучастия

2. Виды соучастия в преступления

3. Формы соучастия

4. Ответственность соучастников

Заключение

Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Соучастие в преступлении.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

              Избежать недостатков вышеперечисленных подходов в значительной мере позволяют классификации, основанные как на объективных, так и на субъективных признаках соучастия. Так, Г.А. Кригер и П.И. Гришаев предлагают различать формы и виды соучастия. Исходя из степени согласованности действий соучастников, авторы выделяют следующие формы соучастия:

              - соучастие без предварительного сговора;

              - соучастие с предварительным сговором;

              - организованная группа;

              - преступная организация[12].

              Предложенные выше классификации, построены по различным основаниям, они не смешиваются друг с другом и имеют цель более глубокое изучение объективных и субъективных признаков соучастия.

              Законодатель при выделении определенных разновидностей соучастия использует одновременно как объективные, так и субъективные признаки.

              Как уже отмечалось, в действующем Уголовном кодексе отсутствует термин “ форма соучастия”. По существу же формы соучастия предусмотрены в ст. 35 УК, в которой дается определение каждой из них. Из смысла ст. 35 УК следует, что формами соучастия являются:

              - группа лиц;

              - группа лиц по предварительному сговору;

              - организованная группа;

              - преступное сообщество (преступная организация).

1) Группа лиц - преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК РФ). Это наименее опасная и относительно редко встречающаяся форма соучастия. Она характеризуется минимальной субъективной связью между соучастниками, она может ограничиваться знанием одного соучастника о присоединившейся деятельности другого, причем эта связь может устанавливаться на любой стадии совершения преступления[13]. Судебная практика, как правило, под групповым посягательством понимает соисполнительство (это такая форма соучастия, при которой каждый из соучастников полностью или частично выполняет объективную сторону конкретного состава преступления, то есть действия каждого из соучастников вписываются в юридические границы состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ[14]). В частности, в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. №  11 “ О судебной практике по делам  о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации” отмечается, что под групповым изнасилованием или совершением насильственных действий сексуального характера должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственный половой акт или насильственные действия сексуального характера, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшему лицу. Далее отмечается, что действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта или насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в групповом изнасиловании или совершении насильственных действий сексуального характера (часть 2 статьи 33 УК РФ).

Соисполнители как соучастники должны обладать всеми признаками субъекта преступления, по крайней мере, хотя бы двое из них. Другие соучастники, оказывающие какое-либо содействие группе лиц, в состав группы не входят, ее участниками не являются[15]. Следует отметить, что, если считать соисполнителями тех, кто во время и на месте совершения преступления оказывает содействие лицам, выполняющим объективную сторону преступления, то невозможно будет установить отличие между соисполнителями и лицами, действиям которых уголовный закон придает различную общественную опасность, различное юридическое значение и которых называет исполнителями, организаторами, подстрекателями и пособниками (ч. 1 ст. 33 УК РФ). По этой причине следует поддержать те решения судов, в которых соисполнителями преступления следует считать лиц, полностью или частично выполнивших объективную сторону конкретного состава преступления[16].

Чаще всего такая форма соучастия встречается при совершении преступлений против жизни и здоровья, хулиганства, некоторых преступлений против военной службы. Именно в составах таких противоправных деяний законодатель предусмотрел совершение преступления группой лиц в качестве квалифицирующего признака. Например, двое подростков встретили своего недруга, и, не сговариваясь, стали его избивать. В это время мимо них проходил третий подросток, их приятель, который предложил нападавшим после завершения избиения зайти к нему, привести себя в порядок, смыть следы крови, переодеться и уничтожить окровавленную одежду. В данном примере группу лиц образуют только подростки, выполнившие объективную сторону преступления, - те, которые избивали. Третий подросток является пособником, заранее пообещавшим скрыть следы преступления. Пособник не является участником группы лиц.

Помимо участия в преступлении двух и более лиц, в определении группы лиц указан и такой признак, как отсутствие сговора между соучастниками. Когда лица договариваются о выполнении объективной стороны преступления в процессе его совершения, такая договоренность не является предварительной. Указанная договоренность обычно встречается, когда один совершает преступление, а к нему по сговору присоединяется другой. Поскольку сговор состоялся уже в процессе осуществления преступления, он не может считаться предварительным. Когда у группы имеются соучастники, преступление в целом совершается с распределением ролей, то есть формой соучастия является группа лиц, а его видом – соучастие с распределением ролей[17].

Наличие группы лиц возможно при совершении любых умышленных преступлений. Однако правовая оценка содеянного может быть различной. Группа лиц может выделяться в качестве квалифицирующего признака отдельных составов преступлений. В Особенной части как квалифицирующий признак она встречается довольно редко, в основном в преступлениях против личности. В случаях, прямо не указанных в Особенной части, совершение преступления группой лиц в некоторых случаях может являться признаком основного состава преступления, и тогда оно учитывается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.

Сложное соучастие в рамках термина “группа лиц” закон исключает (ст.35 УК РФ).

2) группа лиц по предварительному сговору - преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Более опасная форма соучастия, поскольку предполагает наличие предварительного сговора между соисполнителями.  В судебной практике отмечается рост преступлений, совершаемых в данной форме соучастия. При этой форме соучастникам становится известным не только общий характер предполагаемого преступления, но и ряд других обстоятельств, характеризующих будущее преступление. Однако степень соглашения, которая появляется в результате сговора, остается достаточно низкой. Законодатель характеризует данную форму, указывая на такой существенный момент, как "заранее договорившиеся о совместном совершении преступления".

Таким образом, от простой группы лиц данная форма отличается наличием сговора и временем достижения такого сговора — заранее. Под предварительным сговором понимается договоренность между соисполнителями о совершении преступления, достигнутая до начала совершения преступления, то есть на стадии приготовления[18]. Чаще всего сговор касается таких элементов состава преступления, как место, время, способ совершения преступления. Он может достигаться словами, жестами, условными знаками, а иногда даже взглядами.

В уголовном праве началом преступления принято считать выполнение объективной стороны. Все договоренности, которые достигаются до начала покушения, являются предварительными, те же, которые выполняются в процессе или после покушения, не могут рассматриваться как предварительные. При этом промежуток времени между сговором и началом совершения преступления может быть различным, и решающего значения не имеет.

Имеются высказывания, что группа лиц по предварительному сговору может быть и в виде соисполнительства, а может характеризоваться распределением ролей[19]. Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору  как соисполнителей повышает общественную опасность преступления. Объединение усилий заранее сговорившихся лиц дает большой эффект, когда эти лица непосредственно участвуют в выполнении объективной стороны преступления. Общественная опасность совершенного деяния , как правило, выше, когда его непосредственно осуществили несколько лиц, предварительно согласовавшие свои действия. Выполнение преступления одним исполнителем, которому помогали организатор, пособник, подстрекатель, не достигает той общественной опасности, которая свойственна группе лиц по предварительному сговору в виде соисполнительства. Поэтому не любое совершение соучастниками преступления по  предварительному сговору, а только лишь осуществление его группой лиц социально обусловило необходимость выделения этой формы соучастия[20].

Судебная практика понимает группу лиц по предварительному сговору именно как соисполнителей. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении “О судебной практике по делам об убийстве” от 27 января 1999г. разъясняет:” Убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица, действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего, применяя к нему насилие…

Предварительный сговор на убийство предполагает выраженную в любой форме договоренность двух или более лиц, состоявшуюся до начала совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. При этом наряду с соисполнителями преступления другие участники преступной группы могут выступать в роли организаторов, подстрекателей или пособников убийства и их действия надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и п. “ж” ч. 2 ст. 105 УК”.

Группой лиц по предварительному сговору могут совершаться различные преступления. В некоторых случаях это обстоятельство прямо выделяется законодателем в качестве квалифицирующего и влечет более суровое наказание. В других случаях это обстоятельство не рассматривается как квалифицирующее конкретное преступление. Поэтому здесь вполне возможно юридическое распределение ролей среди соучастников. И по Особенной части УК группа лиц по предварительному сговору предусматривается как квалифицирующий признак по весьма значительному количеству составов (преступления против личности, собственности, против общественной безопасности и др.). В Общей части данная форма соучастия предусматривается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.

3) организованная группа - преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Как форма соучастия организованная группа характеризуется гораздо более высоким уровнем совместности в совершении преступления, что придает ей большую опасность по сравнению с группой лиц по предварительному сговору. Совершение преступления в составе организованной группы является уголовно-правовой формой проявления организованной преступности. На современном этапе организованная преступность является одним из самых опасных социальных явлений, угрожающих российскому обществу и государственности. Переход России к рыночным отношениям, проводимая приватизация государственной и муниципальной собственности, ликвидация административного контрольно-ревизионного аппарата и слабость экономического и налогового контроля значительно увеличили возможности организованной преступности и, прежде всего, экономической.

Впервые в истории отечественного законодательства термин “организованная группа” появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947г. “ Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества”, в ст. 2, 4 которого в качестве квалифицирующего признака хищения предусматривалось совершение хищения организованной группой (шайкой). Неопределенность содержания этого термина породила противоречивую судебную практику и оживленные дискуссии в литературе, продолжающиеся до сих пор[21].

Из определения организованной группы следует, что характерными признаками организованной группы являются устойчивость и предварительная объединенность членов группы на совершение одного или нескольких преступлений.

Устойчивость характеризуется наличием достаточно прочных постоянных связей между членами группы и специфическими индивидуальными формами и методами деятельности. В судебной практике в качестве показателей устойчивости выделяются:

        высокая степень организованности (тщательная разработка планов совершения, как правило, не одного, а ряда преступлений, иерархическая структура и распределение ролей между соучастниками, внутренняя, нередко жесткая, дисциплина, активная деятельность организаторов, продуманная система обеспечения орудиями и средствами совершения преступления, нередко наличие системы противодействия различным мерам социального контроля со стороны общества, в том числе и обеспечения безопасности соучастников);

        стабильность группы и ее организационной структуры, которая позволяет соучастникам рассчитывать на взаимную помощь и поддержку друг друга при совершении преступления, облегчает взаимоотношения между членами и выработку методов совместной деятельности;

        наличие своеобразных, индивидуальных по характеру форм и методов деятельности, находящих свое отражение в особой методике определения объектов, способах ведения разведки, специфике способов совершения преступления и поведения членов группы, обеспечении прикрытия, отходов с места совершения преступлений и т, д.;

        постоянство форм и методов преступной деятельности, которые нередко являются гарантом надежности успешного совершения преступления, поскольку они сводят до минимума вероятность ошибок участников в случаях непредвиденных ситуаций. О постоянстве могут свидетельствовать также устойчивое распределение обязанностей среди членов группы, использование специальных форм одежды и специальных опознавательных знаков (жетонов, жезлов, повязок) и т.д.

Большинство исследователей считает признак устойчивости преступной группы субъективно-объективным. В субъективном смысле под устойчивостью понимается стойкость преступных устремлений участников группы, твердые намерения постоянно или временно заниматься преступной деятельностью, то есть неоднократно совершать преступления[22].

Информация о работе Соучастие в преступлении