Криминальный жаргон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы
Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык. На сегодняшний день русский язык во многом пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представители власти, депутаты государственной думы. Между тем, утрата чистоты национального языка – серьезнейший симптом нарастания процесса глубокой криминализации общества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и функции криминального жаргона …7
§ 1. Понятие и происхождение криминального жаргона ………….. 7
§ 2. Функции криминального жаргона ……………………………… 12
Глава 2. Криминальный жаргон отдельных видов правонарушителей …………………………………………………... 35
§ 1. Отличительные черты криминального жаргона воров .……..… 35
§ 2. Особенности жаргона шулеров и других криминальных
групп ………………………………………………………....………... 50
Заключение ……………………………………………………………... 72
Список использованных источников ……………………….. 76
ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержимое работы - 1 файл

Диплом Кримин жаргон.doc

— 878.50 Кб (Скачать файл)

Существуя за счет фонетических, грамматических и синтаксических норм родного языка, жаргон несовершеннолетних и молодежи нарушает все его орфографические  законы: большинство жаргонных слов имеет разнобой в произношении и написании, например: че(и)фир, шири(е)во, и т. п. Молодежи свойственно подчеркивать скабрезность тех или иных выражений, огрублять и без того грубый характер уголовного жаргона24.

Как было отмечено выше, одним из источников пополнения уголовного жаргона являются национальные языки народов бывшего СССР. Это обусловлено тем, что свыше 70 млн. людей бывшего СССР живут на территориях других государств в положении мигрантов. Несовершеннолетние и молодежь используют и такой модный источник пополнения жаргона как иностранные языки. На такое заимствование влияет факт изучения иностранных языков в школе и профессиональном учебном заведении, но не только это.

В последнее время  отечественные преступники выходят  на международную арену. Так, российские рэкетиры, действующие в Польше, - это «как правило свободно владеющие польским языком, хорошо одетые молодые парни, все при машинах западного производства»25. Наплыв российских рэкетиров, разбойников и грабителей из числа молодежи отмечается и в других странах Европы, а также в США и Канаде. Авторы приводят данные, взятые из периодической печати: «...весьма сильные, мобильные и организованные группы рэкетиров действуют в Югославии, занимаясь вымогательством у своих же соотечественников. Пробавляются они и прямыми разбойными нападениями и грабежами. Против соотечественников здесь используются современная техника, усыпляющие препараты и т. п.»26.

Уголовный жаргон существенно  пополняется за счет профессиональной лексики, особенно рожденной научно-технической революцией. Эти лексемы активно включаются подростками в словарный состав: «вертолет» - пустой человек, болтун; «скафандр» - солдатский мундир. Широко используются и переосмысливаются старые термины для обозначения новых явлений, рожденных научно-техническим прогрессом, что отражено в таблице 227.  

 

Таблица 2 - Влияние научно-технического и социального прогресса на уголовный жаргон

Формы и способы  влияния

Термины жаргона

Значение терминов жаргона

1. Использование старых  терминов для обозначения новых социальных процессов и деятельности людей 

волосатик

стиляга

лохмач

дружинник

гайдамачить

нести службу дружинника

поп

политработник

проповедь

политзанятие

чабан, пастух

начальник отряда

2. Использование старых  терминов для обозначения новых технических средств (предметов)

канарейка

милицейская машина

карета

такси

кляча

автомашина

кобыла

велосипед, мопед

конь

мотоцикл

коробка

телефон

люлька

такси

подвал

метро

радость

аэропорт

тачка

автомашина

телега

трамвай, троллейбус


Продолжение таблицы 2

Формы и способы  влияния

Термины жаргона

Значение терминов жаргона

3. Заимствование новых  научно-технических терминов

вертолет

(презрит.) пустой человек 

чернуха

радио

локаторы 

уши 

выключить ток 

перестать воровать

движок 

мотоцикл, мотороллер 

лайка 

собака 

метро 

подкоп 

прилуниться 

сидеть в ресторане 

реактор 

самогонный аппарат 

скафандр 

солдатский мундир 

телевизор 

прикроватная тумбочка 

троллейбус

человек в очках

4. Использование новых терминов для обозначения новых явлений

воспет 

воспитатель колонии 

пеструха 

такси 

рябушник 

таксист 

демократизатор 

милицейская дубинка 

огнетушитель 

бутылка Цимлянского 

прессовать

принуждать изменить поведение

5. Использование слов попарно: нового - для обозначения старых и старого - для обозначения новых явлений

телевизор

платяной шкаф ( шкаф для  одежды) 

шкаф 

телевизор

подвал 

метро

6. Стремление с помощью  синонимов 

курятник 

камера для пассивных  гомосексуалистов, изгнанных из общей

петушатник 

обиженка 

разнообразить терминологию для обозначения того или иного  явления

свинарник 

камеры

дом терпимости 

публичка

7. Прочие способы

лохматая кража 

изнасилование 

молодежная статья 

статья за изнасилование 

выломить из камеры (из комнаты) 

изгнать из камеры (из комнаты)

грызня

прения сторон в суде


 

Как уже отмечалось, несовершеннолетние и молодежь активно преобразуют  молодежный язык (сленг) в уголовный  жаргон, используя из последнего наиболее грубую часть лексем, например: «фанаты» -болельщики спортивных команд, артистов, рок-музыкантов и т. п.; «спецуха» - специальная школа для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания или языковая общеобразовательная школа; «шарага» - компания; «тусовка» - место для сбора подростковых компаний; «клево» - хорошо, здорово; «вояки», «кони», «мясо», «мусор» - болельщики тех или иных спортивных клубов. Слова и выражения молодежного сленга могут использоваться в прямом и переносном значении. Например, «шпаргалка», «шпора» - подсказка на уроке, но и подсказка о поведении в суде и на следствии28.

Известно, что жаргон несовершеннолетних и молодых правонарушителей отличается и по территориально-региональному  признаку. Он зависит от национальных и местных условий, обычаев, языка. У правонарушителей, проживающих, например, в Белоруссии или Краснодарском крае, уголовный жаргон будет также не одинаков. Это хорошо видно, на примере терминов, обозначающих групповую стратификацию несовершеннолетних. Если в Хабаровске лидеров именуют шишками, то в Казанских «моталках» - «стариками», «авторами», а в Костромской воспитательной колонии – «паханами» («буграми»). Предпочитаемые именуются: в Могилевской исправительной колонии – «чистами», «средними»; в странах Прибалтики – «бакланами», в Краснодарском крае – «блатными», в Казанских «моталках» - «средними», в Волгоградской специальной школе – «путевыми» и т.п.29

Высокий динамизм, непостоянство  словарного состава уголовного жаргона, частая замена одних терминов другими, их переосмысление - одна из закономерностей его существования, объясняемая возрастными особенностями несовершеннолетних и молодежи, их высокой речевой активностью, стремлением создавать новые термины и немедленно вводить их в оборот. Любое новое явление в криминальной среде немедленно осмысливается и обозначается. Например, после появления видеомагнитофонов сразу же возник термин уголовного жаргона и молодежного сленга «видак».30

Уголовный жаргон несовершеннолетних и молодежи можно дифференцировать и по групповому признаку. Его содержание зависит от социальной направленности конкретной группы правонарушителей, ее состава, структуры, уровня культуры и характерологических качеств лидера. Узкогрупповой жаргон обеспечивает преемственность ее норм, традиций и установок.

Уголовный жаргон тесно связан с существовавшим в обществе языком эпохи тоталитаризма. В нем ярко выражено стремление к иерархизации. Об этом, в частности, говорят наименования иерархических каст в преступной среде. «Верхи» уголовного мира (своеобразные члены Политбюро) именуются приятными, возвышенными терминами («директор», «автор», «пахан», «барин» и др.), «низы» же стигматизируются неблагозвучными, оскорбительными терминами. Так же образуются и клички, о чем говорилось выше31.

Как и тоталитарный язык, уголовный жаргон характеризуется двоесмыслием. Ведь к «своим» отношение - одно, а к «чужим» - другое. Это же относится и к характеристике деятельности. Так, «воры в законе», изымая деньги у граждан и государства, именуют свою деятельность «работой». Проведенный государством обмен 50- и 100- рублевых купюр на сходках назван ими «государственным бандитизмом». Двоесмыслие в тоталитарном языке - это способность одновременно придерживаться противоположных убеждений и чувство, что убеждения - это одно, а жизнь - другое. Криминальная субкультура как «другая жизнь» в обществе, должна была создать и свой двойной язык: в официальной сфере нужно говорить на одном языке, а в своей общности - на другом. Официальная жизнь для преступника - это жизнь «понарошку», призрачная, а преступная - это нечто реальное.

Уголовный жаргон взял из языка тоталитаризма и такую  особенность как схематизация. Человек, употребляющий уголовный жаргон, мыслит контрастами, предпочитая лишь два цвета: для «своих» - белый, для «чужих» - черный. Он не терпит оттенков и полутонов, свойственных демократическому обществу. Черный цвет на уголовном жаргоне обозначает «темную жизнь», «тюрьму», «зону», а белый - свободу, радость и т. п.

Надо сказать и о  такой особенности уголовного жаргона, как стремление к стереотипизации, к шаблону. Она проявляется и в мотивировках совершаемых преступлений, в способах самооправдания, механизмах психологической защиты и т. п.

Уголовный жаргон включает много мишуры, недосказанного: убить  - «замочить», финка – «перышко», порезать человека – «писануть», прения сторон в суде – «грызня» и т.п.32

В настоящее время  в уголовный жаргон все больше проникает милитаристская терминология. Так, банды именуются бригадами, отрядами, отделениями, экипажами, командами; главари - командирами, а члены банд - бойцами, пехотой, автоматчиками. Этот процесс берет свое начало в общегосударственном тоталитарном языке, где многие годы общественные события обозначались в милитаристском духе: «битва за урожай», «студенческий десант», «идеологический фронт», «сражение на литературном фронте», литератор – «идеологический боец партии», перо и кисть приравнивались к штыку и т. п. Следует отметить, что в обществе процесс милитаризации общенационального языка не идет на убыль, а в уголовном жаргоне - тем более, милитаристский дух выходит на передний план, чему способствуют межнациональные конфликты и военные столкновения отрядов национальной гвардии, самообороны и т.п.33

В уголовном жаргоне, как и в общенациональном языке  времен тоталитаризма, проявляется  и механизм компенсации, о котором уже говорилось, т. е. преступная деятельность обозначается «правильными» или нейтральными словами. Так, если сказать грабителю, что он грабитель, он обидится, скажет, что он «штопорило».

Вместе с тем с  помощью уголовного жаргона преступники и саморазоблачаются, поскольку язык дан человеку не только для того, чтобы скрывать мысли, но и рассказывать о намерениях, как бы тщательно он их не маскировал. Преступления - это уголовно наказуемые деяния, что хорошо понимают несовершеннолетние и молодежь. Общественное мнение осуждает преступления. А молодому преступнику хочется выглядеть лучше в глазах окружающих. Преступник всегда подозревается в нечестности. «Воры в законе» придумали (в порядке компенсации) категорию «честных», «правильных», «идейных» воров, которые якобы только и пекутся о том, чтобы установить в обществе абсолютную справедливость34.

Таким образом, уголовный  жаргон, как специфический профессиональный язык, запечатлевает преступный стиль  мышления определенной социальной группы населения, и, прежде всего, - несовершеннолетних и молодежи. Вместе с тем, он разоблачает этот стиль и мстит обществу за прошлое и настоящее. Так, многие законопослушные лица тоже мыслят на уголовном жаргоне. Это одна из причин криминализации всего населения и, прежде всего, подрастающего поколения.

Как уже отмечалось, уголовный жаргон непрерывно развивается. В нем появляются одни и исчезают другие слова, но он по-прежнему обслуживает и будет обслуживать криминальную деятельность людей. По мнению В. Челидзе, чтобы потеснить уголовный жаргон из речевой культуры надо изменить образ мыслей всех людей. Нужно сделать так, чтобы они не «доставали» какую-то вещь, а покупали ее, чтобы не «давали на лапу», а оплачивали услуги по закону. Тогда сфера функционирования уголовного жаргона будет сужаться, его терминология будет заменяться словами общенационального языка35.

Одной из причин динамизма  уголовного жаргона является не только динамизм самой преступности, но и  двусторонний процесс проникновения  отдельных слов из уголовного жаргона молодежи в обычный разговорный и литературный язык, и, наоборот, из литературного и разговорного языка (например, молодежного сленга) - в жаргон. Идет процесс, в котором сталкиваются различные языковые потоки: язык бюрократов и приверженцев тоталитаризма, язык профессионалов-уголовников, молодежный сленг, разговорный и литературный языки, иностранные языки и т. п. В этих условиях ушедшие из уголовного жаргона в разговорный и литературный язык жаргонные слова заменяются новыми, «засекречивающими» те или иные «рассекреченные» виды криминальной деятельности, события, явления, предметы и т. п.

Таким образом, следует  отметить, что вред уголовного жаргона заключается в том, что он учит личность мыслить криминальными категориями, прививает ей извращенные взгляды и убеждения, насаждает отвращение к труду, жестокость и бесчеловечность, восхваляет «красоту» преступного образа жизни, воровскую хитрость, культ силы, презрение к общечеловеческим ценностям и общечеловеческой морали, искажает и извращает правосознание личности.

Информация о работе Криминальный жаргон