Криминологический анализ событий в Чечне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Причины и условия возникновения криминального анклава на территории России, угрозы, исходящие из него; характер преступной деятельности на территории Чечни, влияние ЧРИ на криминологическую обстановку на Северном Кавказе и в России. Криминологические последствия военных кампаний, стратегия борьбы с преступностью в Чечне.

Содержимое работы - 1 файл

Криминология контрольная2.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)
 
 

Вариант 1 

      1. Криминологический  анализ событий  в Чечне: 1991 - 2004 гг:

      Причины и условия возникновения криминального  анклава на территории России, угрозы, исходящие из него; характер преступной деятельности на территории Чечни, влияние  ЧРИ на криминологическую обстановку на Северном Кавказе и в России. Криминологические последствия военных кампаний, стратегия борьбы с преступностью в Чечне. 

   Распад  СССР повлек за собой скоротечное  «погружение» российского общества в обстановку конфликтов в самых  различных сферах жизнедеятельности. При этом, стремясь к преодолению конфликтной ситуации, нередко на государственном уровне применялись меры, не только не способствовавшие снижению социальной напряженности, но и, напротив, приводившие к углублению противоречий и эскалации конфликтов, переводу их в стадию военного противодействия. Характерным примером подобного противостояния является конфликтная ситуация 90-х годов прошлого века, сложившаяся в Чеченской Республике.

   Изменение количественно-качественных характеристик современной преступности отмечалось не только в целом по стране, но и в ее отдельных субъектах.

   Вооруженный конфликт и обострившийся в связи  с ним социально-экономический кризис в Чеченской Республике стали мощным стимулятором преступности, всплеснувшейся далеко за пределы республики. Целый комплекс неблагоприятных обстоятельств политического, экономического, исторического и религиозного характера сформировали в республике уникальный криминальный анклав, доходы которого извлекались из незаконной торговли нефтепродуктами, похищений людей, бандитизма, разбоев, грабежей. Кроме того, отмечались попытки криминалитета взять под контроль экономические сферы всего Южного федерального округа в таких высокодоходных секторах, как банковская система, внешнеэкономическая деятельность, производство спирта и алкогольной продукции и добыча морских биоресурсов.

      Рассматривая  причины и условия возникновения  криминального анклава на территории России, необходимо сказать с религиозных, этногеографических факторов и образа жизни населения Чечни. Во всемирной истории Северный Кавказ всегда играл роль стыковочного узла нескольких цивилизаций: российско-православной, мусульманской,  буддийской, христианско-европейской. При этом, христианский и мусульманские анклавы в данном регионе перемешаны. Все это создает на данной территории глубинные предпосылки для споров, противоречий и стычек на межрелигиозной основе или же с использованием конфессионального фактора в политических схватках.

         В связи с этим, в случае ошибок или неосторожной политики федерального Центра, здесь возможны конфликты и вооруженные столкновения. В советский период эти возможности были сжаты властью Центра, но после начала «Перестройки», в середине 1980-х годов, во многих республиках СССР (в том числе и в Чечено-Ингушетии) активизировались националистические движения, вырос потенциал этнических конфликтов. В ноябре 1990 года в Грозном прошёл Первый Чеченский Национальный Съезд, на котором был избран Исполком Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН). ОКЧН ставил своей целью выход Чечни не только из состава РСФСР, но и СССР. Возглавлял его генерал-майор советских Военно-Воздушных сил Джохар Дудаев. В республике фактически сложилось двоевластие.

   В начале правления Джохара Дудаева  президента самовоспроглашенной «Чеченской Республики Ичкерия» из тюрем и следственных изоляторов были выпущены тысячи преступников. В результате число общеуголовных преступлений, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, бандитизм, захват заложников, убийств, грабежей и других особо тяжких преступлений возросло в разы.

   По  республике прокатилась волна погромов русскоязычного населения сопровождавшегося  грабежами, поджогами, захватом имущества  и жилища, убийствами и изнасилованиями. Что привело к исходу русских  из республики.

   Следует констатировать, что перед первой чеченской кампанией в Чечне шел настоящий разгул беззакония. Из республики были вытеснены остатки федеральной армии, базировавшейся на ее территории; боевики отбирали у солдат личное оружие и тяжелое вооружение, захватывали склады. Начали создаваться «свои» воинские формирования. По свидетельству Генерального прокурора РФ В.В. Устинова, к началу первой операции по восстановлению конституционного порядка «армия Дудаева» по численности и вооруженности была сравнима с хорошо оснащенной воинской группировкой. Незаконные про дудаевские формирования имели на вооружении танки, самолеты и боевые вертолеты, зенитно-пулеметные установки, реактивные установки залпового огня «Град», гранатометы, другие виды наступательного вооружения.

     После дудаевского переворота ЧИАССР распалась  на Чечню и Ингушетию. Ингушетия  вошла в состав Российской Федерации  на правах республики, в то время  как Чечня заявила о своём  суверенитете, после провозглашения которого, стала де-факто независимой республикой, однако она не была признана ни одним государством в мире, включая Россию. В 1992 году принята новая Конституция, согласно которой Чечня являлась независимым светским государством, а в 1993 году Чеченская Республика Нохчи-чо переименована в Чеченскую Республику Ичкерию. В реальности новая государственная система была крайне неэффективна. Экономика полностью криминализировалась, криминальные структуры делали бизнес на захватах заложников, наркоторговле, хищении нефти, в республике процветала работорговля. Также осуществлялись этнические чистки, приведшие к исходу всего нечеченского (прежде всего, русского) населения из республики.

   В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены ВС Росси. Это положило начало т.н. «первой чеченской войне», завершившейся лишь в конце 1996 г. в пользу сепаратистов. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством Хасавюртовское соглашение предусматривало вывод из республики федеральных войск и проведение в ней демократических выборов (последнее условие, не было выполнено). Как было отмечено в постановлении Государственной Думы ФС РФ от 15 сентября 1999 г. № 4293 – II ГД «О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом»  политика властей по отношению к Чеченской Республике в результате подписания Хасавюртовских соглашений нанесла огромный ущерб обеспечению национальной безопасности России. Основные положения этих соглашений преднамеренно не выполнялись чеченской стороной с момента их подписания. Тем самым были созданы выгодные условия для наращивания сил и подготовки НВФ к вторжению на территорию Республики Дагестан и распространению террора по всей территории России.

   Вторжению бандформирований в Дагестан предшествовала длительная и тщательная подготовка, осуществлявшаяся при активной помощи и участии, как специальных служб, так экстремистских международных исламских организаций полулегально действовавших на территории Чечни. Неотъемлемым компонентом тактики бандформирований являлся терроризм, включающий применение взрывных устройств, убийства, похищение людей, нанесение телесных повреждения, пытки, шантаж и угрозы.

     Нефтяной  фактор во многом является определяющим в деле стабилизации политической и  социальной обстановке на Северном Кавказе, дефицит ресурсов неминуемо ведет конфликтам внутри региона. Ряд скважин находится в руках, так называемых, полевых командиров, происходит непрерывное хищение нефти из трубопроводов. Как следствие в республике резко уменьшилось поступление нефти на заводы, бездействуют АЗС, из-за отсутствия ресурсов приостановлены полевые работы, вывоз мусора из городов и поселений и т.п. Таким образом, резко встают проблема занятости, проблема загрязнения, резко подскакивает риск заболеваний и пр.

     Экономический кризис, ослабление власти на федеральном  и региональном уровне и другие негативные факторы усиливают стремление людей  к этнической самоидентификации, объективно подготавливают массовое общественное сознание к возможному выходу тех  или иных республик из состава России. Кризис, рост социальной напряженности, преступности стимулирует рост национализма.

     Проблема  занятости – одна из криминологически значимых проблем. На фоне отсутствия занятости образуются преступные группировки, в том числе и по этническому принципу. Отсюда возникает терроризм и связанные с ним деяния. Глобализация (заключение соглашений о сотрудничестве между национальными правительствами, неправительственными организациями, многонациональными корпорациями) и локализация (национальные правительства должны договариваться с регионами по вопросам разделения ответственности) несут в себе существенные условия для разрастания организованной преступности и ее террористической деятельности в ситуации кризиса, неопределенности, конфликта. Таким образом, криминальная атмосфера на Северном Кавказе только усиливалась с ухудшением экономического состояния, ростом миграции и обострением этнических конфликтов. Так была очень распространена наиболее древняя форма криминальной этнической политики – рабство.

      Работорговля  для мира, вступающего в 21 век, казалось бы, не более чем смутный отголосок  прошлых эпох. Однако в Чеченской  Республике, Ичкерии (ЧРИ), провозгласившей  свою независимость, но получавшей финансовую и материальную помощь от России, в течение нескольких лет осуществлялась торговля рабами (похищение, захват людей с целью получения затем выкупа за них). В 1999 г. на территории ЧРИ действовали 27 бандформирований, специализирующихся на похищении людей в целях получения выкупа. Их лидерами в основном являлись полевые командиры, но были и другие лидеры – руководство ЧРИ. Все это указывает на то, что работорговля в Чечне возникла и получила развитие под фактическим протекторатом высших чеченских властей. В крупных городах располагались невольничьи мелкооптовые рынки. С приходом к власти Д.Дудаева и возникновения криминального режима в Чечне рабство стало элементом антирусской политики. Работорговля на Кавказе расцвела после мирных хасавюртовских соглашений, заключенных А.Лебедем с А.Масхадовым, которые унизили Россию, ее армию и народ. В 1996-199 гг. торговля рабами, наряду с торговлей оружием и наркотиками, стала основой криминальной экономики Чечни.

   Так, печально известный 1995 г., ознаменовался  беспрецедентным захватом заложников в г. Будённовске Ставропольского края, осуществленным группой террористов во главе с Абу Мусаевым и Ш. Басаевым. Бандиты проникли в районную больницу, оккупировав ее и захватив более 2 тысяч мирных жителей. Был предпринят неудачный штурм больницы, после чего, по результатам переговоров с бандитами, им разрешили уйти на территорию Чечни. Последствия теракта: погибли 136 человек, 419 были ранены. Во время неудачного штурма погибли 3 офицера группы «Альфа» и 2 военнослужащих. Убиты 15 боевиков.

   9 января 1996 г. группа террористов, общей численностью около пятисот человек, под руководством С. Радуева и Хункара Исрапилова, захватила г. Кизляр (Республика Дагестан). В заложниках в оккупированном родильном доме и других зданиях оказалось около трех тысяч человек, которых удерживали в течение суток, в которые погибли 7 сотрудников МВД и были убиты 7 боевиков. 10 января примерно около 250 террористов, захватив с собой 165 заложников на 11 автобусах и двух грузовых машинах «КАМАЗ» двинулись в направлении дагестано-чеченской границы, и в этот же день были блокированы в селе Первомайском, где до 15 января с ними велись переговоры руководством Дагестана и руководителями МВД и ФСБ России. В течение 15 - 18 января подразделения ФСБ и МВД штурмовали село Первомайское. В ночь с 17 на 18 января части боевиков во главе с Радуевым удалось прорвать блокаду и уйти в Чечню. В результате операции в Первомайском погибло около 150 боевиков, 40 заложников и мирных жителей, 26 военнослужащих, более 90 военнослужащих были ранены; 30 боевиков были взяты в плен. Были освобождены 82 заложника.

   Лидеры  террористических организаций не скупились  на вербовку квалифицированных инструкторов, что позволяло им обеспечить профессиональное обучение боевиков-террористов. Благодаря поступающей из-за рубежа финансовой помощи, на территории Чечни и в граничащих с ней районах в конце прошлого века была создана широко разветвленная сеть диверсионно-террористических баз и лагерей, где в качестве инструкторов работали иностранные наемники. Данным военизированным формированием управляли иностранные граждане – арабы, которым подчинялись учащиеся центра. Так, в начале 1997 г. возле с. Сержень-Юрт Шалинского района Республики Ичкерия полевыми командирами незаконных вооруженных формирований Шамилем Басаевым и Хаттабом, был образован так называемый учебный центр «Кавказ», который являлся военной организацией, имел на вооружении различные системы стрелкового оружия, военную технику, в нем предусматривалось прохождение военной службы и поддерживалась воинская дисциплина. Целью создания «Кавказа» было изучение учащимися центра военной техники и практических навыков диверсионно-террористической подготовки, а также фундаментального течения ислама – ваххабизма. В целом, за время существования диверсионно-террористических баз и лагерей было подготовлено более 10 тысяч боевиков, среди которых много наемников.

   Под термином «ваххабизм» сегодня обычно понимается широкий спектр радикально-фундаменталистских подходов к интерпретации исламского вероучения. Отстаивая чистоту древнего ислама, ваххабиты непримиримо относятся к последующим нововведениям и призывают к беспощадной борьбе с мусульманами, отошедшими от древних догм. В целом для ваххабизма характерны крайняя нетерпимость в вопросах веры, экстремизм в борьбе с идеологическими противниками .

Информация о работе Криминологический анализ событий в Чечне