Причины происхождения и существования преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:49, контрольная работа

Краткое описание

Для того, чтобы ответить на вопрос о причинах происхождения и существования преступности, нужно расширить область поиска и одновременно выделить первичный элемент явления. Как это ни парадоксально звучит, причина преступности – человек, homo sapiens. А точнее говоря, личность, противопоставившая себя обществу. Преступность появилась как таковая в ходе разложения родоплеменной общины, когда индивид выделился из коллектива..

Содержимое работы - 1 файл

САНКТ.docx

— 27.05 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ 

 

Юридический факультет

Кафедра теории права и правоохранительной деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 

по дисциплине___________________________________

на тему __________________________________________ 

 

Выполнил(а) студент (ка)

______группы ____курса

заочного факультета

____________________

(Ф.И.О.) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск -2012

Причинность — это объективная, всеобщая генетическая (производящая, порождающая) связь между  двумя явлениями: причиной и следствием. Процесс причинности последовательно  развивается во времени, и причина  всегда предшествует следствию. Перенос  информации и психофизической энергии  — типичное свойство причинности  в сфере общественных отношений. Сведения о нормах поведения, системе  ценностей, о текущей действительности усваиваются лицами через различные  источники и каналы информации, формируя мировоззрение и психологию общества, общностей и личности.

Как писал  А. Н. Трайнин: «Преступность не самая значительная сторона в социальной жизни, но преступность обладает иным весьма важным свойством: она отражает и резюмирует все влияние окружающей среды. Оттого преступность неубывающая, а тем более преступность растущая – грозное свидетельство неблагополучия в самих основах современного общества».

Вместе  с тем, наверное, сложно указать социальное явление, причины и условия существования которого более многообразны, находятся на разных уровнях и требуют более широкого комплексного анализа, чем преступность.

В научных  исследованиях существование преступности обосновывается не одним фактором или  даже не одним комплексом факторов. И биологическая концепция Ломброзо, и социальная концепция Маркса в XXI веке представляются сколь не лишенными рационального зерна, столь же и наивными своей однобокостью. Сейчас многие криминологи пришли к выводу, что «не существует какой-либо общей, основной, главной причины, которая исчерпывающе объясняет происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии».

Очевидно, что нельзя однозначно связать их с такими социальными «источниками»  как, например, низкий уровень жизни, неразвитость производства, низкий культурный уровень населения, его необразованность, высокое потребление алкоголя. Практика показывает, что на одной территории какой-либо в определенный исторический период фактор «работает», а на другой при условно прочих равных условиях – не оказывает влияния. Все эти  факторы, как и великое множество  других, несомненно, влияют на преступность, но лишь во взаимодействии друг с другом и со всеми другими общественными  процессами.

Для того, чтобы ответить на вопрос о причинах происхождения и существования преступности, нужно расширить область поиска и одновременно выделить первичный элемент явления. Как это ни парадоксально звучит, причина преступности – человек, homo sapiens. А точнее говоря, личность, противопоставившая себя обществу. Преступность появилась как таковая в ходе разложения родоплеменной общины, когда индивид выделился из коллектива.

В ту далекую  историческую эпоху человек приобрел значительную интеллектуальную характеристику, которой не имел до тех пор – волю по отношению к обществу. Эта автономизация явилась причиной как позитивного, так и негативного поведения: с одной стороны она активизировала творческое начало в человеке, что способствовало в свою очередь развитию культуры и науки; с другой – легла в основу преступного поведения, то есть такого, которое направлено против общественных интересов.

Сторонники  социологической теории выделяют в  качестве ключевой причины возникновения  преступности появление частной  собственности и раскол общества на классы. Но ведь, грубо говоря, преступления совершаются в основной своей массе не классом против класса, а индивидом против общества. Конечно, автономизация личности и классовое расслоение сопутствовали друг другу, однако, именно первое, а не второе явилось причиной появления преступности.

Вторая  общая причина происхождения  и существования преступности –  рассогласование (несоответствие) социальных статусов индивида друг другу. Тип реально  удовлетворяемых потребностей высшего  слоя общества задает уровень потребностей всех остальных социальных групп, который, оставаясь идеалом, ими не достигается. При этом социальные статусы индивидов, занимающих определенные места в  производстве, политике, культуре, быту, в потреблении и т.п. неизбежно  рассогласуются, так как все эти сферы общественной жизни развиваются неравномерно.

Например, таким образом можно объяснить  рост преступности в нашей стране в период отказа от плановой системы  хозяйствования и становления капиталистической: для того, чтобы повысить уровень  благосостояния не требовалось соответствующего образования и культурного развития – только желание и «предпринимательская жилка». Это привело к тому, что  экономическое господство получили люди без соответствующего образования  и воспитания. Российский бизнес поэтому приобрел известную беспринципность и агрессивность. Такое рассогласование, к сожалению, есть закономерность общественного развития.

Преступность  мы анализируем в плане существования  двух криминологических принципов: а) системный подход; б) принцип развития (не обязательно это процессы эволюционные, они могут быть инволюционными).

Долгова выделяет четыре подхода к изучению причин преступности:

1. Условный подход - т.е. речь идет о теории множественности факторов, которые так или иначе связаны с преступностью.

2. Микроструктурный подход - когда мы считаем, что причины преступности закладываются в сфере формирования личности преступника (как известно это закладывается при семейном воспитании, влияние круга общения). По нашему мнению, вышеперечисленные два подхода не совсем верны, т.к. они идут от частного к общему, что, мягко говоря, неправильно.

3. Интеракционистский - в основе данного подхода лежит идея взаимодействия между причиной и следствием. Преступность в разное время разная, так преступность прошлого года это не сегодняшняя, типа "дважды в воду войти нельзя". Получается, что преступность явление репродуктивное, т.е. сама себя воспроизводит.

4. Диалектический подход - но он будет неверным, если считать преступность только явлением материального плана.

При исследовании причинно-следственной связи происходит вычленение в бесконечной цепи причинности  данного звена «причина — следствие». При этом нельзя забывать, что у  каждой причины, в свою очередь, есть ее причина и т. д. Такое вычленение необходимо, ибо позволяет познать  систему ближайших причин явления, непосредственно определяющих данное взаимодействие.

Взаимодействие  «причина — следствие» зависит от условий, т, е. совокупности явлений, обстоятельств, которые образуют его «среду», сопутствуют  и обеспечивают его определенное развитие. Условия и формируют причину. Взаимодействие «причина — следствие» реализуется при достаточной совокупности необходимых условий. В механизме причинности преступности причина порождает следствие, условие этому способствует. Но речь всегда идет о совместном их действии, необходимой связи как элементов единой действующей системы. Комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствия — преступность и преступление, называются криминогенными детерминантами.

Причинное объяснение социальных явлений исходит  из методологических базовых понятий  причинности, учитывает особенности  их в обществе. В частности:

а) два  типа причинно-следственных закономерностей: динамические (однозначно и линейно  необходимые для порождения следствия) и статистические (вероятностные, выражающие тенденции развития и проявляющиеся  именно в их массе и допускающие  возможность отклонения в конкретных случаях);

б) при исследовании социальной детерминации обязателен системный метод. Он позволяет раскрыть взаимодействие как внутри изучаемого социального явления, так и вовне, с крупными системами «общество», «социально-экономическая формация», «мировое сообщество»;

в) содержание социальных детерминант более всего определяется противоречиями общества и эффективностью их разрешения;

г) поскольку социальные явления представляют собой различные системы деятельности на уровне общества, общностей (групп) и личностей, выбор характера деятельности в конечном итоге определяется потребностями, интересами и мотивацией людей и их общностей. Эти социально-психологические феномены как раз оказываются непосредственной причиной поведения людей в обществе;

д) анализ социальной детерминации предполагает применение метода историзма, т. е. познания явлений в развитии от прошлого к настоящему и от него к будущему, что позволяет обоснованно не только объяснять детерминацию, но и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Процесс детерминации в виде причинения, обусловливания и корреляции нельзя смешивать с самими детерминантами — причинами, условиями, коррелянтами преступности . Детерминация, как известно, — диалектическая закономерность и потому социально нейтральна. Бороться с детерминацией немыслимо. Вряд ли, например, возможна профилактическая программа, ориентированная на усиление противостояния самому наличию явления взаимодействия среды и личности.

Причины и условия преступности — система  негативных для соответствующей  общественно-экономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие. Причины и  условия преступности по происхождению  и сущности социальны. Они всегда включены в систему социальных противоречий общества. По содержанию они исключительно  негативны не соответствуют интересам  личности, общества, государства . Позитивные, просоциальные явления входят в антикриминогенную систему профилактических мер.

Криминогенные детерминанты (причины и условия  преступности) образуют относительно целостное множество составляющих их компонентов, т. е. систему. Сюда входят подсистемы причин и условий групп (видов) преступлений, например, насильственных, корыстных, рецидивных и пр. Причины  и условия конкретных преступлений выступают первичным элементом  криминогенной системы. Между элементами последней существует сложное многоуровневое взаимодействие. В силу этого криминогенная система не может быть сведена к арифметической сумме причин и условий конкретных преступлений. Она обладает качественно новыми интегральными свойствами социального явления.

В ней  различаются по механизму действия детерминанты, порождающие преступность (причины) и обусловливающие, содействующие, способствующие этому (условия). Они  наличествуют и проявляются как  на уровне преступности в целом, так  и на уровнях подсистем преступлений и элемента — отдельного преступления. Налицо так называемый изоморфизм (однородность структуры) на всех уровнях детерминации.

Необоснованна оценка системного подхода к познанию причин и условий преступности как  многофакторной (кондиционалистской) теории.

Теория  факторов, исторически наиболее ранняя, десятилетиями критикуется в  социологии и криминологии за уравнительный, расположенный анализ криминогенных  детерминант, без различения их содержания и механизма действия.

Поэтому известный американский криминолог Э. Сатерленд именовал теорию факторов «каталогом несопоставимых ценностей». Именно неиспользование системного подхода к факторам преступности, которые сами по себе могут быть охарактеризованы вполне верно, составляет главный методологический недостаток теории факторов. Обособление в системе детерминант собственно причин преступности имеет не просто научное, но и вполне практическое прикладное значение. Деформация общественной психологии может приобрести необратимый характер и тогда для ее декриминализации, духовно-нравственного очищения потребуются жизни не одного поколения. С условиями преступности дело обстоит проще. Основное направление индивидуальной профилактики, а также исправления осужденных — замещение соответствующей криминогенной психологии на некриминогенную.

Рассмотрение  совокупности криминогенных детерминант  как системы отнюдь не игнорирует их различия по содержанию и механизму  воздействия на преступность. Системный  метод позволяет в детерминации устанавливать многоуровневые внутрисистемные  связи подсистем причин и условий  преступности, выявлять неделимый элемент  криминогенной системы, определять взаимодействие ее с метасистемами - предпреступными правонарушениями, обществом, государством, мировым сообществом.

Причины — это социально-психологические  детерминанты, которые непосредственно  порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Чуждая обществу и закону социальная и правовая психология общностей  и личности составляет систему причин преступности. Наиболее распространены среди причин преступности корыстолюбие, стяжательство, антигуманная агрессивность, национализм, пренебрежение к правилам безопасности и публичного спокойствия, легкомыслие и безответственность в угоду сиюминутным эгоистическим  удовольствиям, правовой нигилизм. Как  система причины преступности не есть простая арифметическая сумма  мотивов конкретных преступлений, она  представляет собой новое интегральное качество именно социально-психологического явления — криминогенной мотивации. Однако в силу системности противопоставление мотивации конкретных преступлений социальной криминогенной мотивации  преступности также недопустимо. Здесь  действует механизм взаимодействия системы и ее элементов.

Информация о работе Причины происхождения и существования преступности