Характерные черты и особенности эпической традиции ононских хамниган

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:27, доклад

Краткое описание

Цель и задачи данного исследования – раскрыть основные характерные черты и особенности эпической традиции бурят, проживающих на территории р. Онон, в данном случае ононских хамниган.
Приступая к анализу эпической традиции одной из этнических групп бурят – ононских хамниган, представляется целесообразным сказать несколько слов о их происхождении и языке.

Содержимое работы - 1 файл

По Стасику.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)
 

Характерные черты и особенности  эпической традиции ононских хамниган 
 

         Цель и задачи данного исследования – раскрыть основные характерные черты и  особенности эпической традиции бурят, проживающих на территории р. Онон, в данном случае ононских хамниган.

         Приступая к анализу эпической традиции одной из этнических групп бурят – ононских хамниган, представляется целесообразным сказать несколько слов о их происхождении и языке.

         Ононские хамниганы  – это группа монголоязычного  населения, ныне проживающие по р. Онон. Ононские хамниганы представляют собой отдельную этнографическую группу. Причем они несколько отличаются по своему языку, они имеют переходный говор между монгольским и бурятским языками, но с архаичными особенностями древнего монгольского языка. Для исследователя-лингвиста говор ононских хамниган представляет большой научный интерес для познания процесса сложения собственно монгольского языка выделения из него бурятской ветви.

         Сами ононские хамниганы  относят себя к  группе лесных монголов, существование которых подтверждается как древнемонгольскими летописями («Сокровенное сказание»), так и авторскими работами XIII-XV вв. (Рашид-ад-дин, В. Рубрук, Плано Карпини, Марко Поло и др.). Вследствие того, что ононские лесные монголы проживали в лесистой и гористой местностях (в отличие от монголов, ночевавших в степях), у многих авторов сложилось мнение, что хамниганы (бур. – хамнигад) являются тунгусами (эвенками), но в тунгусском языке нет подобного слова.

         Родо-племенной состав ононских хамниган свидетельствует о том, что среди них большинство составляют роды монгольского происхождения (сарадулы, урянхайцы, хачины, хатагины, горлуты, тукчины,гунуйцы, мекерчины, мдаганханы, улдегены, багшинары, бичикентены) и имеются представители лишь отдельных тунгусских (эвенкийских) родов (модоргоны, луникеры, дуоигаты, чимчигиты).

         Ононские хамниганы  широко пользовались произведениями устного  народного творчества, где присутствуют все жанры, характерные монголоязычным наодам, в т. ч. Бурятам. Известный  исследователь Ц. Ж. Жамцарано, побывавший у ононских хамниган в 1911 г., собрал материалы по разным жанрам фольклора. Из этого материала были изданы 6 улигеров под названием «Улигеры ононских хамниган».

         Улигеры – эпические  произведения устного народного  творчества. Они воплотили в себе не только многовековую мудрость народа, но и являются хранилищем бытовых. Мировоззренческих, эстетических, этнических представлений.

         Эпические произведения ононских хамниган не отличаются  по своим сюжетам и структуре в целом от монгольских, бурятских и калмыцких улигеров. В них могут быть обнаружены лишь незначительные структурные особенности, появившиеся в результате долгой, относительно обособленной жизни лесных монголов (хамниган).

         Рапсоды излагали улигеры  в стихотворной форме или в прозе («Одинокий сирота» и «Болодор Харалдай»), а нередко перемежали стихи и прозу (например, «Болодор хозяин» и  «сановник  Буджилту»). По мнению Ц. Ж. Жамцарано, наибольшего внимания заслуживает произведение «Мерген Цохонжой», напоминающее большие улигеры хори-бурят. Собиратель отмечает, что этот улигер весьма интересен по содержанию, и зверовщики слушали и пели его для привлечения зверей перед охотой.

         Изучая героический  эпос монгольских народов, С. Ю.  Неклюдов указывает, что всесьма ценной надо считать сделанные Ц. Ж. Жамцарано запись 6 эпических произведений ононских (бурятизированная группа монголов, в свою очередь некогда ассимилировавшая какое-то тунгусское население). Данные тексты только недавно переведены и изданы с предисловием и примечаниями Д. Г. Дамдинова: это «Бодхон Харалдай», «Алтанай эзэн», «сановник Буджилту, имеющий курчаво-черного коня, величиною с холм», «одинокий парень-сирота, или Гуру-дарма ку», «Цохондой-мэргэн с подобным (планете) Венере пестрым конем».

         По своему сюжетно-тематическому  облику эпические произведения лесных монголов архаичны, и поэтому в целом они остались не чувствительными к отражению исторических событий последующих веков. Видимо, репертуар сказителей, передающийся из поколения в поколение и исполняющийся в определенной манере каждого из них, развивался в рамках эпической традиции не только лесных монголов, но и других монгольских народностей. Эта традиция, может быть, входила в эпический ареал разнонациональной общности.

         В героических сказаниях  ононских хамниган такое различие почти не проводится, разговорной речи, аллетирующая форма, открывающая речь (зачин), остаются почти той же самой у всех персонажей, исключая коней и героинь.

         Главными сюжетами в улигерах ононских хамниган являются картины борьбы основного героя с противником из другого ханства, многочисленным войском, многоголовым мангадхаем и другими фантастическими существами-преградами. Вот он вступает в сражение со злыми силами, вот терпит поражение, но в конце концов неизменно побеждает, и повествование завершается пышным, торжественным пиром. В поисках истины главный герой терпит невзгоды, страдания и в конце концов побеждает врага. В улигерах отражается характер феодальных войн тех времен, в частности из-за возвращения угнанных родителей, жен, детей, а также подданных, скота, имущества. В центре многообразного, сложного эпического мира в улигерах фигурирует богатырь-мужчина (баатар, мэргэн), вокруг которого концентрируются другие персонажи – зооморфные, антропоморфные, женские образы. Образ героя-мужчины чаще всего бесстрашный, справедливый, мудрый и находчивый, совершающий благородные поступки. В то же время часто в образе героя мы видим не только эпические, но и реальные человеческие черты. Кроме того, создатели улигеров стремились показать героя как представителя простого народа. Так, новеллический характер содержания улигера «Одинокий сирота» выделяет его среди остальных произведений. В нем нет героических подвигов, сражений, нет вымысла и волшебства. Герой в улигере живет обыкновенной земной жизнью. Он душевно прост, честен, открыт, трудолюбив,  добр. Этот собирательный образ простого народа, народа-труженника выражает народные этические и эстетические представления.

         В улигерах ононских хамниган широко распространен мотиы=в  об одиноких сиротах, юных героях, которые несмотря на свою миниатюрность, внешнюю убогость, обладают богатырской силой, большим умом и смекалкой. В конце же произведнеия такой герой становится настоящим батором, находит себе жену, обретает счастье. Так, улигер «Бодхон Харалдай» повествует об одиноком мальчике, сироте, подброшенном на берег Черного моря вместе с собакой, которая выкарливала его несколько лет. А в семилетнем возрасте этот герой уже участвует в состязании богатырей, выходит из него победителем и женится на дочери хана. В улигере «Сановник Боджилту» говорится о похищении мальчика с головой с пуговицу и телом с локоть. Он был оставлен на пепелище после пленения родителей. Такой крошечный, а подвиги совершал поистине героические. Мотив о сиротах, юных богатырях сближает улигеры ононских хамниган с эпическими произведениями монгольских и тюркских народов, различны в них лишь ситуации, в которых оказываются эти герои.

         В улигерах ононских хамниган сохранилась историчность произведений большого эпоса монгольских  народов. Сюжеты, героические описания – продукт художественного вымысла многих поколений разных талантов. Мифический мир героев и чудовищ наделен необычными или сверхъествественными свойствами, для убедительности рапсоды должны были рисовать их с использованием фаниастики и художетсвенно-выразительных средств. Все средства художественной изобразительности в эпических произведениях дополняют друг друга, дают яркую живописную картину, целенаправленную, оправданную замыслом улигершина и пафосом эпоса.

         Богата фольклорная  поэтика  средствами художественного выражения: гиперболизация (из нутра золотисто-пестрой ласточки вынул 4 золотых яйца, положив их в головку моей стрелы, и запаял золотом головку и отправил ее. Улигер «Болодор-хозяин); символика (человек впервые зажарил бурундука. Улигер «Бодхон Харалдай»; приемы волшебных превращений (серебряная стрела Болодора превратилась в серого сокола и пустилась вдогонку за ней (ласточкой). Улигер «Бодхон Харалдай»); иносказание (аллегория) – сел на коня и видит: что казалось ему чащобой, предстало стрелами неисчисляемыми; метафора (мне только до дома добраться, подою я (мангадхай) молоко белой слонихи и приклею головы свои отрубленные. Улигер «Хозяин Алтанай»); метанимия (слушай, мой брат хан, посматривай за нами! Будь подошвой в трудное время. Улигер «Мэргэн Цохондой»); синекдоха (когда отъезжаете – тороки будут у вас полными, тороки – привязанные ремни, полные тороки – перемежные сумки седла); эпитет (борода у него белая, как яйцо; волосы на висках белые, как иней); сравнение (вдруг он видит: едет человечище величиною с гору, а конь вороной у него тоже с гору).

         Первоначально природа  и функционирующее значение художественно-изобразительных  средств в эпических произведениях  ононских хамниган могут быть объяснены  особенностями народного мировоззрения в определенных ситуационально-бытовых условиях.

         В эпических произведениях  хамниган отражены ситуации дружественных  хозяйственных взаимоотношениях с  соседями сопредельной территории: китайским, русским и тунгусским народами. В  улигере «Одинокий сирота» появляется понятие китайского денежного знака Лана: покупается за 1000 ланов голова человека, а за 100 ланов – необычная рыбка, превратившаяся в красавицу. В том же улигере обнаруживается предметы с русским названиями: телега – тарантас, черное ружье, казак, в улигерах «Бодхон Харалдай» - амбар, «Мэргэн Цохондой» - крыльцо.

         Вероятно, так взаимоотношения  сложились за последние сотни  ле и рапсоды уместно вставили их в ткань улигеров, поэтому создается  впечатление, будто улигер был создан с такими мотивами. Улигеры ононских хамниган с течением времени обогащались в своей сюжетной тематике.

         Не менее интересен  тот факт, что сказочное пространство, на котором развертываются действия героев улигеров, такое же как и  в эпических произведениях монгольских  народов, живущих в Центральной Азии: Черное море (улигер «Болодор хозяин», «Бодхон Харалдай»), Алтай (улигер «Хозяин Алтанай»), гора Боро Талагай (улигер «Сановник Буджилту»), моря Молочное, Синее Заха.

         К общим моментам в указанных улигерах относится  описание жилища. Традиционным жилищем ононских хамниган является юрта. Например, в улигере «Болодор хозяин» говорится, что при проведении праздника были построены «восьмидесятистенные белые юрты» Здесь налицо прием гиперболизации: юрты обычно бывают 8-10 стенные. Из хозяйственных построек в улигерах ононских хамниган упоминаются также загон (загородка) – «хото шибээ», амбар – «амбар», стайка для телят – «тугалай дал», а также коновязь – «цэргэ», перекладина – «цаха».

         Одежда героев эпического произведения ононских хамниган, судя по текстам, имела полное сходство с моногольской и бурятской. Обычно перед походом богатырь надевал на себя красивый, праздничный наряд. Из простой повседневной одежды героя улигеров упоминается только «шуба из шкуры теленка годовалого» (хояин Алтанай).

         Хамниганы, испокон  веков жившие на берегах богатой  рыбой р. Ононо, не могли не заниматься рыболовством. Это нашло отражение  в улигерах ононских хамниган . Из орудий ловли рыбы в текстах упоминаются  медная острога.

         Надо заметить, что  эпос ононских хамниган богат мифологическими образами. В нем можно наблюдать смешение дошаманистских и шаманистских взглядов носителей устного народного творчества. Это еще раз подтверждает, что улигеры ононских хамниган возникли в глубокой древности и что в них отразились также верования народа более позднего периода.

         Нередко герои улигеров в трудный момент обращаются за помощью  к божествам. Иногда в улигерах появляются имена отдельных бурханов из буддийской мифологии.

         Присутствие божеств  в эпических произведениях ононских хамниган кратковременно, они выступают обычно в качестве эпизодических персонажей, не проявляя никакой активности. Подобное явление свидетельствует как об архаичности произведений такого рода, так и о традиционности былинного эпоса вообще.

         Обычно бурятские улигеры начинаются развернутым вступлением. Вступительная же часть данных же улигеров очень небольшая или совсем отсутствует. Из нее мы не можем узанть, когда и где происходили рассказанные в них события.

         Концовки улигеров различны по объему и по содержанию. Обычно они небольшие, когда улигер заканчивается пиром героя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Использованная  монография 

        1. Дамдинов  Д. Г. Ононские хамниганы // вопросы духовной куьтуры //. Улан-Удэ, 1993 .
 
        1. Улигеры ононских хамниган: Сборник. Новосибирск, 1982.
 
        1. Шаракшинова Н. О. Улигеры бурят. Улан-Удэ, 2000.
 
        1. Уланов  А. И. Бурятские улигеры // исполнение, композиция, изображение человека //. Улан-Удэ, 1968.
 
        1. Намжилова М. Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ, 1997.
 
        1. Жамцарано Ц. Ж. Образцы народной словесности монгольских племен. Пг., 1918.
 
        1. Произведения  народной словесности бурят / Собрал Ц. Ж. Жамцарано. Пг, 1918.

Информация о работе Характерные черты и особенности эпической традиции ононских хамниган