Интеллигенция 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:03, доклад

Краткое описание

"Интеллигенция" сложное и неоднозначное понятие. Можно согласиться с мнением В.В. Тепикина, утверждающего, что интеллигенция – это "особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая способностью чуткости, такта и мягкости в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к состоянию самоотречения". Имеющее древнегреческие корни, привнесенное в Россию с трудами французских и немецких философов, понятие обрело у нас совершенно особый смысл, слив воедино европейскую "ученость" и русскую душу.

Содержимое работы - 1 файл

Интеллигенция.docx

— 18.02 Кб (Скачать файл)

                              ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 19 ВЕКА.

"Интеллигенция"  сложное  и неоднозначное понятие. Можно  согласиться с мнением В.В.  Тепикина, утверждающего, что интеллигенция – это "особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая способностью чуткости, такта и мягкости в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к состоянию самоотречения". Имеющее древнегреческие корни, привнесенное в Россию с трудами французских и немецких философов, понятие обрело у нас совершенно особый смысл, слив воедино европейскую "ученость" и русскую душу. По-разному оценивали и оценивают роль интеллигенции в жизни страны: одни считают, что она негативно повлияла на русский народ, другие превозносят, видя в ней его "собирательную душу", но никто не отрицает серьезного воздействия интеллигенции на политическое и культурное развитие России, главным образом, в период коренных реформ.

. Серьезная дискуссия относительно происхождения интеллигенции развернулась в начале ХХ века на страницах сборников "Вехи", "Из глубины". Здесь надо сказать о схожести взглядов в плане времени появления интеллигентов в России. Тогда же появились разночтения касательно "духовных отцов" русской интеллигенции. В их качестве выступали Белинский, Бакунин, Некрасов, Герцен, Чаадаев. В написанной позже работе Бердяев считал таковым Радищева: " Когда Радищев в своем "Путешествии из Петербурга в Москву" написал слова "Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала", - русская интеллигенция родилась". И вообще сам процесс исторического зарождения интеллигенции в России сопровождался, по словам Бердяева, мученичеством. Говоря о вынесенных Екатериной II приговорах, он заключает: "Так встречено было образование русской интеллигенции русской властью". Особым типом интеллигента являлся, по Бердяеву, А.С. Пушкин, которого тот называл "единственным ренессансным русским человеком, который соединил в себе сознание интеллигенции и сознание империи".

Признаки интеллигенции:

"1.передовые для своего  времени нравственные идеалы, чуткость  к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;

2.активная умственная  работа и непрерывное самообразование;

3.патриотизм, основанный  на вере в свой народ и  беззаветной, неисчерпаемой любви  к малой и большой Родине;

4.творческая неутомимость  всех отрядов интеллигенции (а  не только художественной ее части,как многими принято считать), подвижничество;

5.независимость, стремление  к свободе самовыражения и  обретение в ней себя;

6.критическое отношение  к действующей власти, осуждение  любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;

7.верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых  трудных условиях и даже склонность  к самоотречению;

8.периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных отрядов интеллигенции, а также одного отряда, что вызвано приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего характерно для художественной интеллигенции).

Группы интеллигенции: чиновники, офицеры, духовенство; технические кадры; медики; учителя средней и начальной школы; работники науки; цех литературы.

Мировоззрение у представителей интеллигенции часто коренным образом  разнилось. Здесь мы видим К.Н. Леонтьева  и М.Н. Каткова, говоривших о монархическом сознании русского народа, о союзе византийского православия и русской самодержавной власти. С другой стороны были радикально настроенные А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и М.А. Бакунин, отмечавшие социалистическое начало в народе и пропагандировавших революцию как средство реализации своих идей. При этом различались они по методам осуществления революции) и послереволюционному устройству, где М.А. Бакунин выступал в принципе против государства как института. Из наиболее умеренных деятелей, ратовавших за постепенное преобразование России, особо выделяются К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, имевшие некоторые различия во взглядах на степень и скорость преобразований. Б.Н. Чичерин доказывал необходимость конституционной монархии, К.Д. Кавелин же призывал начать с преобразований административных, упорядочив работу существовавшего госаппарата, не прибегая пока к политическим реформам. При всем этом большинство представителей и консервативного, и либерального, и радикального толка выступали за сохранение общины. Связано все это отчасти с природой самого человека, который всегда ищет лучшего, и конечно, некоторыми послаблениями в общественной жизни, как то введение боле мягкого университетского устава, смягчение цензуры.  Общая либеральная атмосфера периода Великих реформ способствовала более свободному мышлению в области дальнейшего совершенствования, модернизации России.

Процесс реформирования шел, однако, не совсем гладко. В особенности, "буксовала" крестьянская реформа, которая, по выражению Н.А. Некрасова, ударила "одним концом по барину, другим – по мужику". В результате реформы большая часть помещиков, которые не смогли перевести свое хозяйство на капиталистические рельсы, разорилась, пополнив ряды мелкого чиновничества и мещанства. Крестьяне же, недовольные огромными размерами выкупных платежей, системой отработок и отрезков, бунтовали, требуя их отмены.

Студенчество и молодые  специалисты, в то время имели  популярность идеи "общинного социализма" А.И. Герцена и революционные взгляды  Н.Г. Чернышевского, стремились отдать "долг" народу, их выкормившему и  давшему им выучиться.

Свою роль в активизации  действий таких организаций сыграли  мягкие, а то и оправдательные приговоры  по политическим делам середины 1870-х годов. Тут и дело Веры Засулич. Народники сочли это за сочувствие их борьбе и развили практику террористических актов против высоких чинов, превратившуюся в навязчивую идею убийства императора и, в итоге, приведшее к событиям 1 марта 1881 года и последующему разгрому подпольных организаций и прерыванию поступательного развития в сторону расширения прав и свобод.

Их насилие породило лишь ответное насилие. И тут уже закрадываются  в голову сомнения, а стоит ли считать тех, кто пробивает путь к всеобщему счастью через  насилие, подлинной интеллигенцией. Ведь они уже не отвечают критерию человечности, без которого нельзя называться не только интеллигентом, но и собственно человеком.

 

 


Информация о работе Интеллигенция 19 века