Искусство тропической Африки

Автор работы: Ксения Щепетова, 10 Октября 2010 в 18:13, реферат

Краткое описание

Приложение 8. Функции традиционного и первобытного искусства
С 40-50-х годов нашего века все большее погружение в этно-региональную специфику - своеобразное "разбегание" исследований, посвященных проблемам традиционной культуры, - отражает (и в то же время формирует) представления, прямо противоположные существовавшим ранее, когда "примитивное", первобытное искусство воспринималось как нечто вполне единообразное. Отдельные художественные центры рассматриваются теперь как автономные ячейки, а искусство Тропической Африки в целом - как хаотическая мозаика локальных художественных школ или стилей.
Вместе с тем несколько десятилетий полевых исследований сделали более полным и конкретным общее представление о родо-племенной художественной культуре, позволили уточнить и расширить наши сведения относительно функций ранних форм изобразительной деятельности.
Представление о сугубой утилитарности традиционного искусства эволюционирует к осознанию его коллективного, синкретического, полифункционального характера.

Содержимое работы - 1 файл

Искусство тропической Африки.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Искусство тропической  Африки

Приложение 8. Функции  традиционного и первобытного искусства 

С 40-50-х годов  нашего века все большее погружение в этно-региональную специфику - своеобразное "разбегание" исследований, посвященных  проблемам традиционной культуры, - отражает (и в то же время формирует) представления, прямо противоположные существовавшим ранее, когда "примитивное", первобытное искусство воспринималось как нечто вполне единообразное. Отдельные художественные центры рассматриваются теперь как автономные ячейки, а искусство Тропической Африки в целом - как хаотическая мозаика локальных художественных школ или стилей.  

Вместе с тем  несколько десятилетий полевых  исследований сделали более полным и конкретным общее представление  о родо-племенной художественной культуре, позволили уточнить и расширить наши сведения относительно функций ранних форм изобразительной деятельности.  

Представление о сугубой утилитарности традиционного  искусства эволюционирует к осознанию  его коллективного, синкретического, полифункционального характера.  

В 1956 году Ж. Лод  писал: "Сегодня мы уже очень  далеки от того времени, когда появились  первые, часто слишком общие, высказывания художников, писателей, эстетов об африканской  скульптуре... Незаметно, под двойным  влиянием эволюции современного искусства и успешного развития этнологии, понятие примитивного искусства значительно усложнилось... И все-таки, несмотря на значительный прогресс, углубление нашего проникновения в искусство Черной Африки, еще сохраняется некоторая двойственность в определении его места и значения. Этнологи указывают на то, что маски и статуэтки, которыми мы любуемся, не являются в собственном смысле произведениями искусства, то есть произведениями чистого искусства. Эти произведения призваны выполнять двойную роль: одновременно воздействовать на видимый и невидимый (реальный и мифический) миры, которые, по традиционным африканским представлениям, находятся в постоянном взаимодействии. С выполнением этих функций связан и эстетический аспект традиционного искусства..." И далее: "По справедливости они (африканские маски и статуэтки. - В. М.) должны были бы быть экспонированы в художественных музеях. Но, принимая во внимание то, что, по замыслу их создателей, эти произведения не являются художественными, их место следует определить в соответствии с их функциями" (Laude J. be Musée du Congo beige à Tervuren. - "L'Oeil", 1956, N 13, p. 32).  

Прежде, говоря об утилитарном характере традиционной изобразительной деятельности, этнографы  и искусствоведы ограничивались указанием на отсутствие предметов искусства как такового, на ритуальное назначение скульптуры, магический характер орнаментальных элементов на бытовых предметах и т. д. Указывали также на отсутствие в африканских языках термина "искусство".  

Более конструктивно к этой проблеме подходит французский этнолог и искусствовед Ж. Габю. В книге "Искусство негров" (Gabus J. Art nègre. Paris, 1967), говоря о том, что сущность африканского искусства яснее всего выражена в его функциях, Габю пытается вычленить и конкретизировать эти функции. "Нам представляется, - пишет он, - что именно функции (если не только они) выражают подлинные параметры африканских искусств, перечень которых увел бы нас далеко из сферы привычного, как та запредельная музыка, о которой говорил Равель на закате своих дней, сидя на террасе в Марракеше, глядя на заходящее солнце - эту цветовую оркестровку мира, слишком величественную для человека и заставившую его подумать, по-видимому, о какой-то исходной ноте Начала и произнести: "Я хотел бы писать так".  

Функции негрских искусств также относятся к определенным космическим аспектам, рассматриваемый  подбор которых может быть, к сожалению, только очень суммарным, так как  это самая герметичная, недоступная  сфера традиционной культуры. Это  тайный мир инициации, когда каждое слово приходит из дальней дали - "из более далекой, чем человек", говорят жрецы. Таким образом, язык - это молитва. Функции - те, которые нам известны, -выражают некоторые параметры африканского искусства через различные значения (valeur)" (Gabus J. Art nègre, p. 15).  

Габю перечисляет  ряд таких значений: мемориальное, социальное, политическое, магико-религиозное, воспитательное, эстетическое, синкретическое, коммуникативное (Ibid., p. 16). Следует заметить, что в этом перечислении нарушен принцип распределения. В одном ряду оказалось несколько разномасштабных и разнородных понятий. Мемориальное, воспитательное и в данном случае политическое значения раскрывают более общее понятие - социальное, которое, в плане функций художественной деятельности, ее значения дополняется, уравновешивается понятием индивидуальное. Магико-религиозное же значение есть конкретное выражение синтеза этих двух основных аспектов художественной деятельности.  

В том же ряду Габю рассматривает эстетическое значение (valeur esthetique) африканского искусства, хотя эстетическое относится не к ряду частных значений или функций искусства, но является первичным свойством художественного акта. Очевидно, здесь это было вызвано желанием автора подчеркнуть художественную природу традиционной изобразительной деятельности. По существу же, в этом случае правильнее говорить о декоративной функции, так же как коммуникативное значение (valeur de communication) в данном случае следовало бы заменить повествовательным значением, поскольку коммуникация относится также к числу первичных свойств художественного процесса. Социальные функции искусства реализуются посредством эстетического в процессе коммуникации.  

Находящееся в  том же списке значений африканского искусства понятие синкретизм (valeur de syncretisme) несовместимо с понятием значение или функция уже потому, что предполагает полифункциональность искусства, однако и этим не исчерпывается, а соотносится со всеми без исключения формами бытия и культуры, то есть определяет в целом состояние этноса. В искусстве это состояние выражается, в частности, в поливалентности художественного акта.  

Теперь уже  как будто ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в традиционном обществе изобразительная деятельность, заключая в себе в более или менее развитой форме особенности художественного творчества, охватывает, поддерживает и представляет первоэлементы всего множества будущих форм бытия и культуры.  

М. Гриоль, один из крупнейших знатоков традиционного  общества, писал: "То, что можно  сказать по поводу отдельных предметов и различных видов деятельности, относится и ко всем явлениям, имеющим место в жизни африканцев. Африканское искусство мало отличается от иных видов человеческой активности. Это не значит, что оно вторично по отношению к медицине, религии, колдовству и всем остальным видам деятельности, посредством которых человек ищет и находит свое место в мире.  

Искусство черных - это также прямое воплощение в  материале идей и знаний..." (Griaule M. Les symboles des arts africains. L'art nègre. Paris, 1951, p. 23).  

То же самое  говорит Ж. Лод. "Об этих (африканских. - В. М.) культурах, - пишет он, - можно  сказать, что традиционная мысль  выражается в них посредством  упорядоченных форм и знаков и  конкретизируется охотнее всего  и наиболее эффективно в формах скульптурных и хореографических" (Laude J. Les arts de l'Afrique noire. Paris, 1966, p. 39).  

К тем же выводам  относительно синкретического, полифункционального, поливалентного характера традиционного  искусства приходит большинство  современных исследователей, в том числе и африканских.  

"...Искусство  в негро-африканском понимании, - говорит доктор Дуду Гейе (Сенегал), - не является отдельной философской  категорией, средством социального  обособления. Искусство здесь  - часть всеобщего экзистенциального потока...  

Каждое произведение африканского искусства является проводником  мифологии, теологии и т. д. Следует  подчеркнуть, что все виды этого  искусства (фольклор, танец, музыка, песня  и т. д.) пронизывают всю жизнь, служат совершенствованию бытия.  

...То, что мы  называем искусством, неразличимо  в традиционном обществе. Оно  существует повсеместно. Художественное  творение есть сумма культурных  и жизненных ценностей..." (Gueye D. Sens et Signification de l'art nègroafricain. - In: Art nègre et civilisation de l'universel. Dakar -Abidjan, 1975, p. 35 - 41).  

Энгельберт Мвенг (Камерун), один из видных современных  африканских деятелей культуры, говоря об искусстве бамум, замечает: "Это  искусство, как и всякое другое в  Африке, есть одновременно и знак и значение (signe et signification). Как значение оно, по существу, является воплощением Мудрости, то есть выражением божественного (религия) в синтезе, который есть красота (эстетика, социально-политический аспект, диалектическая космическая связь земли с небом, Человека - с Духами и с Богом)... Синтез, который есть истина (одновременно наука, техника и философия жизни...)" (Mveng E. L'art d'Afrique Noire. Yaounde, 1974, p. 51-52).  

Подобным же образом характеризует традиционную художественную культуру известный нигерийский скульптор Бен Эн-вонву: "В конечном итоге африканское искусство не следует европейской концепции, оно есть призыв к духам предков, для которых создается тело, чтобы они могли войти в человеческий мир" (Enwonwu B. Le point de vue de l'Afrique sur Fart et les problèmes qui se posent aujourd'hui aux artistes africains. Colloque sur Fart nègre (I Festival mondial des arts nègres). Paris, 1967, p. 433).  

Обращаясь к  первобытному искусству, следует помнить  о его всеобщности. В отличие от искусства современного и "классического" периода оно представляет не отдельных художников, народы или страны и даже не расы и континенты, а прежде всего - определенную стадию развития человеческой культуры; в отличие от искусства профессионального оно не составляет отдельной, автономной области в сфере культуры. В первобытном, так же как и в традиционном обществе художественная деятельность переплетается со всеми иными аспектами культуры, в том числе с мифологией, религией, обрядом. Она существует с ними в нерасторжимом единстве, образуя то, что называется первобытным синкретическим комплексом.  

В первобытно-традиционном обществе чуть ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством, выражают себя через искусство. Встроенность изобразительной и иной художественной деятельности в синкретический первобытный комплекс означает невычлененность концепции, соответствующей этому виду деятельности, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие в языках многих африканских и других народностей специального термина для обозначения искусства.  

Понятие "искусство" появляется не раньше, чем занятие  художественным творчеством становится профессией, а искусство - специфическим  предметом потребления, особым товаром. История искусств показывает, что  именно процесс превращения художественной деятельности в специализированный труд и дальнейший ее распад на более узкие профессиональные категории является ведущей тенденцией художественного развития.  

Повсеместно в  процессе нарастающей экономической  и социальной поляризации, расщепляющей универсальный синкретический комплекс, меняющей характер всех видов деятельности, художественное творчество становится профессиональным, превращается в специализированный труд. Отношение к художественному творчеству как к сугубо индивидуальному занятию, самовыражению личности начинает формироваться не раньше эпохи Возрождения. До этого, в раннеклассовых обществах, на протяжении средневековья художник оставался выразителем официальной идеологии, а еще раньше, на первобытнообщинной стадии, - коллективных религиозных мифологических представлений. Сюжетная и стилистическая однородность первобытного искусства в рамках отдельных культурных ареалов, а также его безличность в отношении авторства прямо указывают на то, что это искусство в большей степени, чем какое-либо другое, выражает коллективное начало.  

Коллективному характеру родо-племенного искусства  соответствуют и специфические  формы его бытования. Отдельные  его виды обладают чертами, резко  отличающими его от современного профессионального искусства. В театрах и концертных залах отгороженная рампой масса зрителей, слушателей, с одной стороны, и профессионалы-исполнители - с другой, не имеют ничего общего с массовыми музыкальными театрализованными представлениями африканцев или полинезийцев, где зритель, слушатель, исполнитель сливаются в одном лице.  

В отличие от художественной деятельности, в которой  производимый продукт неотделим  от того акта, в котором он производится, существуя "только в форме самой  деятельности" (Маркс К., Энгельс  Ф. Соч., т. 26, ч. I, с. 155), изобразительное искусство существует не только как процесс, но и как предмет, в котором овеществлена эта деятельность.  

Нетрудно понять, что процесс современного изобразительного искусства отличается таким же разделением  людей на профессионалов исполнителей и потребителей зрителей, тогда как у некоторых народностей Африки, Австралии, Океании еще и теперь каждый взрослый мужчина может заниматься изобразительным творчеством, выполнять в общине функции художника, оставаясь в то же время охотником, рыболовом и т. д. У ряда африканских народностей, австралийских аборигенов, жителей Ново-Гебридских островов каждый мужчина в той или иной форме принимает участие в художественном творчестве. Есть все основания предполагать, что в первобытном обществе также не существовало художников-профессионалов, что каждый член общины имел свободный доступ к художественной деятельности, что искусство носило такой же синкретический характер, было связано с мифом, религией, обрядом, выражало коллективные представления, выполняло различные функции социального, религиозного характера.  

Информация о работе Искусство тропической Африки