История Ульяновского монастыря в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 19:28, реферат

Краткое описание

На севере России, в республики Коми, в селе Ульяново Усть-Куломского района находится Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. Он был основан ещё в 14 веке Святым Стефаном Пермским, и таким образом, является одной из старейших из ныне существующих монашеских обителей России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Создание обители……………………………………………………………4
2. Возрождение монастыря Тюрниными в 17 веке………………………..7


3. Восстановление монастыря в 19 веке Соловецкими монахами………11

4. Монастырь в 1895 - 1917 гг………………………………………………...15
5. Судьба монастыря в советское время…………………………………….17

6. Возрождение обители в 90-х гг. Епископ Питирим……………………..21


Заключение………………………………………………………………………23


Список использованной литературы…………………………………………..25

Содержимое работы - 1 файл

Реферат Культурология.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

     Однако  братья не унывали, смиренно терпя испытания, посылаемые им Богом, и в 1689 году церковь  была отстроена заново. С этого  же момента окончательно прекратилась вражда местных зырян с братьями Тюрниными. Один из местных жителей даже перешёл на жительство в пустынь, вступив в состав братии – правда, «по обещанию, без принятия иноческого сана».

     Местные жители помогали также в строительстве  второго храма в пустыни –  во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. В 1695 году, с разрешения Преосвященного Александра, архиепископа Велико-Устюгского и Тотемского, эта церковь была освящена Гурием и Усть-Вымским дьяконом Алексеем.

     Но  уже в первой половине 18 века, после  смерти Гурия, монастырь опять пришёл в упадок. Обе церкви – Спасская и Похвалы Богородицы – сохранились, однако сам монастырь превратился в бесприходской погост.

     К середине 19 века причт церкви состоял  из священника и двух причётчиков. При  церкви жили две крестьянских семьи.

     При генеральном межевании Ульяновской  пустыни было отмежевано в 1785 году 815 десятин и 1116 кв. сажень земли. Фактическими владельцами этой земли были потомки Тюрниных.

     К середине 19 века причт Ульяновской  церкви состоял из священника и двух причётчиков. также при церкви жили две крестьянских семьи.

     До  нашего времени сохранилось лишь единственное подробное описание ульяновских  церквей. Оно было составлено С Е. Мельниковым, членом-сотрудником Императорского археологического общества, сделанное в первой половине 19 века.

     «Спасская церковь с трапезною и прирубным полукруглым алтарём срублена из соснового леса в 8 углов; она длиною 4-х, шириною 3-х, а высотою до главы не более 5 сажень. Крыша круглая, деревянная; на осьмирике выведена небольшая шейка, покрытая грушевидною главою … на которой четырехконечный крест… внутренность церкви представляет небольшую квадратную палату,4 алтарь отделяется о церкви одним иконостасом, а капитальной стены не имеет… Солеи нет: пол и потолок однорядные как в алтаре, так и в церкви…».

     Церковь Похвалы Богородицы была похожа на Спасскую, но меньше – 3х2х4,5 саж., только «с запада трапезы нет, а небольшое с навесом крыльцо служит преддверием храму». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Восстановление  монастыря в 19 веке Соловецкими монахами.

     В середине 19 века вологодское епархиальное управление обратилось в Синод с ходатайством учредить Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, мотивируя это тем, что в обширном Коми крае нет ни одной обители, но в то же время есть немало желающих «найти пристанище для спасения души».

     Укзаом  Синода от 18 октября 1860 года «Об учреждении Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря» в монастырское владение было передано 815 десятин земли, принадлежавших ранее ульяновской церкви.

     Причт церкви был переведён в другие места, а во вновь учреждённый  монастырь прибыли монахи Лальского монастыря: 3 иеромонаха, 1 иеродьякон и 3 послушника.

     За  шесть лет братия привела в  порядок обветшалую церковь и  колокольню при ней, а также построила  несколько келий. Работами ведал  иеромонах Ириней, а после его  смерти – иеромонах Виталий, коми по национальности, бывший эконом вологодской семинарии.

     Но  лальские монахи не смогли провести более  существенные строительные работы. Объяснялось  это, во-первых тем, что они были уже преклонного возраста, а во-вторых, «…между ними не было людей с твёрдой волею, с сильным характером и тем непобедимым терпением, которое необходимо в подобном деле»4. Монахи и сами осознавали это, поэтому они просили вологодского епископа Христофора помочь им, прислав более молодых и инициативных насельников.

     Идя им на встречу, епископ обратился к архимандриту Порфирию, настоятелю Соловецкого монастыря, чтобы тот выслал им одного из опытных в духовной жизни старцев вместе с несколькими иноками.

     И наконец, 17 мая 1866 года последовал Указ Священного Синода «О назначении иноков Соловецкого монастыря для устроения Ульяновской обители.»5. Этим указом были назначены:  определенный на должность настоятеля иеромонах Матфей, более 10 лет бывший наместником Соловецкого монастыря, казначеем стал иеромонах Паисий, духовником – иеромонах Амвросий, а на должность эконома был назначен иеродьякон Феофилакт. Также были отправлены в Ульяново послушник Феодосий и монах Арсений, составивший свое «Повествование об устроении Ульяновской обители».

     Отъезд  иноков из Соловецкого монастыря  состоялся 22 июня 1866 года. Путь их пролегал так: по морю они добрались до Соломбалы, а оттуда на лошадях до Архангелська, чтобы оттуда доплыть до Устюга на пароходе. Из Устюга они добрались до Сольвычегодска, находящегося недалеко от того места, где реки Вычегда и Сухона сливаются, образуя Северную Двину. Далее вверх по Вычегде они проплыли через Яренск до Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар). О. Матфей решил отправиться в Ульяново из Яренска на лошадях, чтобы побыстрее добраться туда, и поэтому был на месте уже 21 июля. Остальные же иноки доплыли до Усть-Сысольска и были там до 29 июля, собираюя пожертвования, а позже на лошадях отбыли в Ульяново, прибыв туда 1 августа.

     В начале осени 1866 года, сразу после  окончания полевых работ, решено было строить церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, а также братский корпус. О том, где строить её – внизу, у реки, или на холме, где новосоздаваемый монастырь смотрелся бы особо живописно, – единого мнения не было. Ведь для строительства монастыря на холме много сил ушло бы надопьем материалов на гору. Решили бросить жребий, и выпало строить на горе.

     В октябре 1867 года постройка деревянной церкви и братского корпуса была закончена. Новоселье состоялось в день Казанской Божией Матери, 22 октября. Новый корпус имел 24 братские кельи, трапезу и кухню.

     В начале декабря 1867 года доставили иконостас, пожертвованный вологодским купцом П. А. Белозёровым, и 11 декабря храм был освящён во имя прп. Зосимы и Савватия.

     На 1869 год было намечено строительство  ещё одного – кирпичного – храма. 1 мая начали вынимать землю под фундамент. Подрядчиком для сооружения кладки был выбран Вельский купец Пешков.

     За  работу принялись усердно, и уже  к осени был построен под свод нижний этаж храма. Дальнейшее строительство  было отложено до 1871 года, чтобы кладка хорошо просохла, т.к. кирпич был плохого качества. Из за плохого качества кирпича были даже внесены изменения в проект, в результате чего периметр храма был уменьшен почти на 8 метров.

     В том же году был выстроен ещё один братский корпус на северной стороне  обители. Он имел 13 саженей длины.

     Старцы  Паисий и Феофилакт, отправившиеся  за сбором пожертвований, вернулись  в обитель в июле 1870 года. Вместе с обильными пожертвованиями  они привезли с собой три чудесно явленные иконы, из которых самая большая была иконой Спасителя, изображённого на ней сидящем на троне; на голове – корона, в левой руке – держава, а правая рука приподнята и сложена в благословляющий крест. Размеры иконы были внушительны: 2 аршина 10 вершков в высоту, 1 аршин и 6 вершков в ширину. На неё была пожертвована благотворителями серебряная с позолотой риза, внизу которой вычеканена надпись, повествующая о чудесном обретении этой иконы. Надпись эта достаточно многословна (заняла бы не менее половины машинописной страницы). В ней говорилось, что монахи Паисий и Феофилакт, собирая пожертвования в Москве, оказались в доме купчихи О. С. Окороковой. Та решила им кроме всего прочего отдать старую клеёнку, хранившуюся у неё на чердаке. В этой клеёнке и была обнаружена эта икона, а также – при вторичном развёртывании – ещё две иконы.

     В 1871 году строительство каменного  храма было возобновлено. Технической  частью работ руководил отец Феодосий, имевший незаурядные архитектурные  и строительные способности.

     10 июля 1871 года монастырь посетил  Палладий, новый вологодский епископ.  Ко времени его прибытия в  монастырь каменный храм был  доведён до верхней крыши.

     Владыка был удивлён, что всего за пять лет пребывания в обители Соловецких иноков, кроме двух храмов, были построены ещё несколько зданий – двухэтажная гостиница, мастерские, скотный двор, мельница и даже небольшой кирпичный завод, на котором уже изготовлялся кирпич для новой колокольни.

     В 1871 году число живших в монастыре  составило около 70 человек, в т.ч. монашествующих 36 человек.

     К сооружению колокольни приступили уже  в 1872 году. Рядом с ней, по обеим  сторонам, ещё два здания – монашеские кельи и братская трапеза.

     В 1874 году, 18 и 19 января, были освящены два  боковых придела в нижней части каменного храма.: правый – во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а левый – Святителя Стефана Пермского. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Монастырь в 1895 - 1917 гг

     После кончины архимандрита Матфея 11 апреля 1895 года должность настоятеля занял  иеромонах Палладий, Он был избран на эту должность монашествующей братией, и уже 15 августа того же года утвержден на эту должность епископом. А 19 ноября 1895 года иеромонах палладий рукоположен в сан игумена. С этим настоятелем монастырь пережил и кризис 1900-1903 гг, и Русско-японскую войну, прочие потрясения, испытанные Россией в те годы. Умер о. Палладий 2 марта 1912 года.

     С 1912 года настоятелем стал 39-летний иеромонах  Амвросий (Морозов), который стал последним  настоятелем монастыря в дореволюционный  период. О. Амвросий был также избран на должность настоятеля братией монастыря, поэтому моно сказать, что участие иноков в избрании настоятеля могло бы стать своеобразной традицией ульяновского монастыря. При этом, осуществляя свой выбор, братия проявляла единодушие и согласие – не было никаких споров и долгих прений. Этот дух единства был если так можно выразиться, «привезён с собой» Соловецкими монахами, и благодаря этому духу им удалось сделать столь много. Кроме того, и устав, и порядки в монастыре были согласны с традициями именно Соловецкого монастыря.

     Так, в трудное время становления  Троице-Стефано-Ульяновской обители  ближайшим помощником настоятеля был  благочинный монастыря иеромонах  Амвросий, имевший опыт старчества в Соловецком монастыре. Опираясь на свой опыт, он всегда советовал настоятелю – кто из прибывших в обитель может стать послушником, или кто из послушников достоин принять монашеский постриг. Он же следил за состоянием духовной жизни братии, помогая инокам советом и молитвой. Особенно его опыт был востребован, когда епархиальное начальство стало присылать для исправления и духовного воспитания провинившихся священнослужителей Вологодской епархии.

     Поэтому успехи монастыря, достигнутые им за этот период его существования, были обусловлены прежде всего высоким  духовным уровнем его создателей, а талантливое руководство в хозяйственных вопросах было следствием этого. В своей работе «Путь становления обители» епископ Питирим, рассуждая о духовном опыте Соловецких иноков, пишет: «… искусность в монашеской жизни прибывших Соловецких старцев, … их духовная сплочённость в общем деле сыграли решающую роль в решении многих вопросов в деле  сыграли решающую роль в деле создания новой обители. Во многом способствовали успеху задуманного старцами благого дела и правильное руководство и постановка решения различных вопросов.

     В первую очередь это отразилось на самом главном для новой обители  – воспитании братии. Братские отношения  между старцами, их искреннее следование строгому соловецкому уставу, делавшие их частью соловецкого братства, позволило им воспитать первую братию новой обители в старых, истинно монашеских традициях строгого подвижничества, столь присущих древнему Соловецкому монастырю».

     Таким образом, если бы не потрясения, пережитые  Россией и Православной Церковью в 20 веке, то Троице-Стефано-Ульяновский монастырь стал бы истинной духовной жемчужиной всего Русского севера. 
 
 
 
 
 

5. Судьба монастыря в советское время

     Однако  этим надеждам не суждено было сбыться. Революции 1917 года и последовавшие  за ними гонения на Церковь привели к уничтожению и многолетнему запустению обители.

     Вскоре  после победы Февральской революции, примерно с середины 1917 года временное  правительство начало проводить  конфискацию «излишков» продовольствия, в том числе и в монастырях. В ульяновском монастыре такие конфискации проводили Усть-Сысольский и Усть-Куломский продкомитеты.

Информация о работе История Ульяновского монастыря в РК