Депрессивные районы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:54, доклад

Краткое описание

Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Содержимое работы - 1 файл

Депрессивные районы.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Рост среднедушевых доходов населения должен снижать индекс бедности и позволять муниципальным властям обеспечивать нормальный уровень доходов населения, разорвать замкнутый круг воспроизводства беднейших слоев населения.

Администрациям каждого муниципального образования важно понять не только причины бедности населения, проживающего на их территории, но и выявить все резервы территории, используя которые можно повысить социально-экономический уровень ее развития, находить уникальные предложения, позволяющие инвесторам увидеть потенциальные ниши развития бизнеса, а следовательно, обеспечить и повышение уровня жизни населения. Администрациям депрессивных муниципальных образований необходимо в полной мере освоить маркетинг территорий, позволяющий продвигать ресурсы муниципального образования на рынок инвестиций с целью их привлечения на территорию. Имея отдельные предложения, программы от муниципалитетов, можно будет выстроить и крупные межмуниципальные проекты развития (возможно, кластеры).

В каждом депрессивном муниципальном образовании необходимо разрабатывать и реализовывать программу борьбы с бедностью или программу повышения уровня жизни населения. Главными индикаторами данной программы могут быть: прирост рабочих мест в муниципальном образовании, средняя зарплата, число людей, проживающих ниже уровня среднего дохода в муниципальном образовании, соотношение среднего душевого дохода муниципального образования со средним душевым доходом в Башкортостане и России. При этом численность новых рабочих мест, созданных за время службы на постах руководителей администраций территориальных образований, должна быть самым главным индикатором профессиональности чиновника, как это, например, принято в западных странах. Там главы государств в первую очередь называют численность рабочих мест, созданных за очередной срок их службы народу, а потом уже суммы налогов, собранных с этого народа.

Основой мер для снижения уровня бедности в депрессивных муниципальных образованиях должно стать создание моральных, материальных условий для получения молодежью качественного общего и профессионального образования, самореализации в хорошо оплачиваемой работе.

Сложность решения проблемы бедности в депрессивных регионах заключается не только в нехватке инвестиционных ресурсов, но и в необходимости определения степени нуждаемости того или иного депрессивного региона в социальной помощи из средств государственного бюджета. Основной целью оказания финансовой помощи регионам является формирование нормальной экономической среды, ликвидация бедности, а в конечном счете – создание условий для эффективного использования специфических природно-географических социально-экономических особенностей территории, что обеспечит качественный рост как депрессивных регионов, так и республики в целом.

В республиканских программах необходимо отражение особенностей жизни людей, связанных со спецификой региона, в частности, условия проживания населения. Так территория Республики Башкортостан разделена на 7 экономических подрайонов.

Поэтому необходимо обеспечить зональное распределение средств на социальную защиту, отдавая приоритет уральскому, северному и северо-восточному подрайонам республики, в которых сосредоточено большинство отсталых и депрессивных территорий. Восстановление социальной справедливости, а именно: выравнивание сложившейся социально-экономической диспропорции, обусловленной тем, что в республике государственные капитальные вложения в течение многих десятилетий направлялись на развитие ее отдельных подрайонов, должно стать приоритетом региональной политики.

Отсюда следует необходимость определения в качестве одной из функций региональных властей разработки местных социальных подпрограмм с учетом особенностей нашей республики. Эта функция тесно переплетается с необходимостью усиления социальной защиты тех категорий населения, которые оказались в наиболее тяжелом положении. Поскольку в ближайшей перспективе социальная дифференциация населения будет усиливаться, только целенаправленная социальная политика местных властей сможет обеспечить эффективную защиту социально уязвимых категорий населения, не снижая в то же время стимулов к труду у трудоспособного населения. Именно усиление дифференцированности и целенаправленности программ должно стать важнейшими чертами социальной политики местных властей.

Требования регионализации социальной политики и социальной защиты, укрепления финансовой системы неразрывно связаны с разграничением федерального регионального и местных бюджетов. Однако сегодня в результате существующего подхода к распределению доходов между муниципальными образованиями в целях усиления самостоятельности региональных местных бюджетов в осуществлении эффективной социальной защиты необходимо:

– разграничение доходов и компетенции бюджетов различных уровней для обеспечения самостоятельности местных властей в проведении социальной политики;

– обеспечение включения республики в конкретные федеральные социальные программы в целях ослабления напряженности в кризисных секторах социальной сферы, полного преодоления практики финансирования социальной сферы по остаточному признаку;

– обеспечение строжайшего целевого использования финансовых потоков в социальной сфере;

– достижение большей адресности в распределении финансовых средств, направленных на социальные нужды. Здесь имеется в виду оказание помощи конкретной семье, конкретному человеку, а не социальной группе или организации в целом;

– централизация бюджетной системы в той мере, в какой это необходимо для реализации федеральной социальной политики и перераспределения ресурсов в целях выравнивания социального развития территорий.

Местные органы власти должны обеспечить целевое использование средств федерального бюджета, направленных для помощи региону, а также находить дополнительные источники дохода, необходимые для реализации социальных программ постоянной и экстренной помощи населению. Опыт западных стран, в которых активно проводилась экономическая децентрализация и расширение полномочий органов власти на местах, показывает, что, имея «имея весьма скудную экономическую базу и небольшие государственные ассигнования, местные органы по сути оказываются в зависимости от крупного капитала как главного работодател и в силу этого способны лишь на отдельные социально-экономические преобразования в своих районах».

 

Анализ опыта организации социальной защиты населения в условиях депрессивной экономики выявил отсутствие социальных услуг, которые предоставлялись бы населению в зависимости от конкретной нуждаемости каждой семьи и каждого человека. Такой механизм может быть реализован в виде государственной социальной службы помощи семье с акцентом на самообеспечение, а также развитие системы нестационарных форм обслуживания населения.

В числе последних предполагается:

– организация специализированного торгового обслуживания с перечнем товаров, реализуемых малообеспеченным по доступным ценам;

– освобождение предприятий торговли, обслуживающих малообеспеченное население, от местных налогов, льготы по аренде помещений, оплате коммунальных услуг, льготные кредиты и пр.;

– новые модели специализированного торгового обслуживания – практика долговременных отношений между учреждениями социальной защиты и предприятиями независимо от форм собственности;

– различные формы бытового обслуживания населения с частичной оплатой;

– создание бригад для оказания социальной помощи на дому и ряд других.

Органами власти разрабатываются проекты по поддержке депрессивных территорий, однако они до сих пор не нашли своего правового закрепления. Отсутствие статуса депрессивной территории приводит к тому, что выделить из общей суммы финансовой помощи, получаемой регионом из ФФПР, долю поддержки территории как депрессивной достаточно сложно. Однако следует отметить, что ряд российских регионов, не дожидаясь указаний из федерального центра, исходя из особенностей и приоритетов своего социально-экономического развития, разрабатывают свои собственные программы.

Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.

Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишается смысла: ее пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях депрессивными следует считать территории, в пределах которых негативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.

Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер противодействия.

Современная система государственного регулирования развития регионов зачастую не содержит необходимых корректирующих воздействий, направленных на выход регионов из депрессивного состояния.

Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.

Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.

Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюджета.

Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация аномально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; в региональных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисных ситуаций.

В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории как совокупности социально-экономического, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического потенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.

Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений.

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования.

Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом ребуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов.

Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.

Информация о работе Депрессивные районы России