Экономико-географическое положение КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:34, реферат

Краткое описание

КНР - расположена в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-китайского морей Тихого океана. У берегов Китая расположено множество островов, наиболее крупные - Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с десятью государствами: на Севере - с Монголией и Россией, на Западе - с Казахстаном и Афганистаном, на Юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Тайландом, Лаосом, Вьетнамом, на Востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филлипинами и Японией протяженностью примерно 11 тыс. км (а включая длину береговых линий островов - 21 тыс. км). Длина же сухопутных границ составляет около 15 тыс.км. (см. рис. 1)

Содержимое работы - 1 файл

китай ЭГП.docx

— 332.79 Кб (Скачать файл)

Правительство Китая своевременно осознало серьезность положения  в банковской сфере (чему способствовали и результаты анализов, проводимых зарубежными финансовыми институтами) и в 1997 г. приступило к реформированию банковского сектора. Изменение стратегии реформ в целях оздоровления банковского сектора было максимально ориентировано на переход к рыночной экономике. При этом политическая власть в банковском секторе должна быть ограничена, а полномочия и свобода в принятии решений государственных банков – расширены. Главная составляющая концепции – замена системы политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив «сверху» в сочетании с эффективной системой банковского надзора. Основной целью всех изменений и рыночных нововведений является сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые происходили в Японии, России и Аргентине.

Для предотвращения банковского  кризиса, связанного с невозвратными  долгами, правительство Китая приняло  следующие меры:

  • коммерциализация банковского сектора;
  • создание специализированных компаний по управлению активами (Asset Management Companies – AMC);
  • создание «банков развития».

Коммерциализация включала в себя, прежде всего, большую ответственность банков при выдаче кредитов, которые были обязаны разработать реальный рейтинг кредитоспособности заемщиков, в частности госпредприятий. Эта «оперативная независимость» была гарантирована государственным банкам Законом о китайских коммерческих банках 1995 г. Было абсолютно ясно, что полномасштабное применение принципов коммерциализации и практики отказа в кредитовании неплатежеспособных и непригодных к санации госпредприятий приведет к тому, что скрытая безработица станет открытой и в стране возрастет социальная напряженность. Предполагалось, что политическое влияние правительства Китая и правительств провинций будет ограничено, и руководство банков сможет сконцентрироваться на экономическом управлении. Для укрепления новой политики кредитования госбанкам предписывалось в директивном порядке определять бюджеты и действовать исходя из соображений рентабельности.

Банки, со своей стороны, должны были адаптировать к новым  условиям систему менеджмента, сформировать политику кредитования с использованием таких критериев, как степень  риска и рентабельность, а также  привлечь и обучить необходимый  персонал.

Перед коммерциализацией  были поставлены следующие три задачи:

  • выведение оперативной деятельности банков из-под влияния политических органов власти, при этом последние оставляли за собой функции надзора и управления;
  • приобретение банками экономической независимости;
  • оказание давления на нерентабельные и слабые государственные предприятия с целью их санации.

Для Китая коммерциализация банков была важным шагом в направлении  рыночной экономики. Она способствовала формированию «экономического» мышления в банковской и производственной сферах. Кроме того, ставилась задача освободить банки от деятельности неэкономического характера, т.е. от выполнения политических установок и задач, а также  повысить прозрачность и улучшить управление на высшем уровне. В будущем банки  смогут лучше учитывать потребность  малых и средних предприятий  в кредитных ресурсах. Только улучшение  экономических показателей позволит китайским хозяйствующим субъектам  получить доступ на рынок кредитов и создать устойчивую банковскую систему. Однако совершенствование  управления рисками в банках предполагает, что государство будет свое-временно издавать новые директивы для новой системы оценок и составления балансов. Коммерциализации еще предстоит доказать свою дееспособность в реальных условиях с присутствием в экономике госпредприятий и банков. И только после того как эта задача будет решена, можно будет приступить к рекапитализации государственных банков через биржи.

 

Следует отметить, что в  бывших социалистических странах Центральной  и Восточной Европы – Венгрии, Чехии и Польше – улучшение  экономических показателей и  санация банков считались условием их конечной приватизации. Теперь по этому  пути собирается идти и Китай.

Для улучшения работы четырех  крупнейших государственных банков во второй половине 90-х гг. было создано  четыре компании по управлению активами (AMС): «Ориент», «Цинда», «Хаурон» и «Грейт Уолл», которые получили от государства капитал в размере 10 млрд. юаней. Одновременно были выпущены гособлигации со сроком действия 10 лет, с помощью которых АМС выкупили у государственных банков несостоятельные долговые обязательства на сумму 1,4 трлн. юаней (около 169 млрд. долл.). В результате эти компании стали акционерами соответствующих государственных предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. Компаниям предстояло поменять руководство предприятий и взять под контроль процесс принятия решений, влияющих на производство и формирование рыночных отношений. АМС должны были поставить плохо управляемые предприятия на «рыночные рельсы» и осуществить их санацию, а если получится – вывести их акции на биржу. Для этого у них были соответствующие полномочия: они могли приобретать землю, покупать иностранную валюту и продавать принадлежащие им акции.

Эта попытка использования  долгов для акционирования предприятий  не дала в полной мере ожидаемых  результатов, так как квота возврата наличных средств составила всего 30%. Кроме того, АМС, несмотря на привлечение  иностранных экспертов, не имели  достаточного опыта по санации предприятий, почему и не смогли оказать на госпредприятия конструктивного воздействия. Следует  отметить и то, что, во-первых, по-прежнему не решен вопрос о начислении процентов  и конкурентоспособности государственных  ценных бумаг, а во-вторых, покупатели облигаций – прежде всего иностранные  – являются просто спекулянтами, а  не осуществляющими санацию субъектами, участвующими в переводе государственных  предприятий на рельсы рыночной экономики. Поэтому сегодня речь идет не об успешной реструктуризации невозвратных кредитов, а всего лишь о переводе их долгов с одного счета на другой, т. е. о перекладывании проблемы с банков на АМС. Отметим, что после первой ликвидации задолженности госпредприятий и рекапитализации госбанков с помощью облигаций качество отраженных в балансах активов АМС не поддается объективной оценке.

Значительная часть несостоятельных  долговых обязательств возникла у госбанков  вследствие принудительного кредитования государственных, региональных и местных  проектов по инфраструктуре. Кредиты  банков воспринимались как дарение, их возврат, вероятно, планировался государством лишь в редких случаях, и банки  своих денег обратно практически  не получали. Так осуществлялось финансирование строительства высотных домов, некоторые  из которых все еще стоят полупустыми, кредиты не возвращаются, а вопрос об использовании кредитного обеспечения  по политическим причинам в Китае  не ставился.

Для прекращения подобного  принудительного финансирования, которое  и стало причиной появления большей  части несостоятельных долгов, были учреждены три банка развития. Именно они несут теперь ответственность за кредитование государственных проектов в сфере инфраструктуры. После завершения этого преобразования невозврат кредитов может возникать только из-за неспособности банков распознавать кредитные риски и управлять ими.

Создание специальных  банков соответствовало традиционным международным нормам. Правда, вследствие воздействия различных причин оно  вряд ли поможет быстро решить проблемы – речь в данном случае скорее идет о переадресовывании проблем. Государство не собирается в будущем ни выпускать новых облигаций, ни использовать бюджетные средства для компенсации по-прежнему возникающих долгов. Банки развития не имеют в своем распоряжении надежной информационной системы, из которой они могли бы черпать данные о китайских предприятиях, коммунах и их кредитоспособности. До сих пор не созданы действующие в рыночной сфере информационные центры или аналогичные учреждения для лучшего распознавания кредитных рисков.

Денежно-кредитная  политика была пассивным инструментом выполнения правительственных хозяйственных задач. Постепенно усиливалось денежно-кредитное регулирование. Важную роль в этом отношении сыграл III пленум ЦК КПК 14-го созыва в ноябре 1993 г. направленный на развитие рыночных отношений в денежно-кредитной сфере.

Признана необходимость  развитии денежного рынка и рынка капиталов, проведения изменений институциональной структуры финансового сектора, увеличения открытости внешнему миру. С принятием Закона КНР о Народном банке Китая (18 марта 1995 г.) был усилен его статус в качестве основного института в проведении макроуправления в денежно-кредитной сфере, разработке и проведении денежной политики. Ускорен переход крупнейших специализированных банков страны (Банк Китая, Стройбанк, Торгово-промышленный банк и Сельхозбанк) на коммерческие принципы хозяйственной деятельности. Расширяется допуск на китайский рынок инотранных финансовых институтов. Главным источником кредитных ресурсов государственных банков стали депозиты. В 1998 г. за их счет обеспечивалось около 75% банковских кредитов. Банковские кредиты составляют существенную величину по отношению к ВВП -  133% (2000 г.).

Налогово-бюджетная  система КНР в своем развитии прошла несколько этапов. В начальный период существования социалистического   государства   госпредприятия   после   уплаты   единого торгово-промышленного налога передавали в госбюджет всю оставшуюся после уплаты прибыль.  В свою очередь, их развитие обеспечивалось полным финансированием из бюджета.  Переход Китая к экономической реформе положил начало и реформе налогов, наиболее  важные  изменения   в этой  сфере происходили в 1982—1988 гг., когда стало действовать около 40 видов налогов, обеспечивающих более 90% финансовых доходов государства. В 1994 г. произошел переход к новой системе налогообложения, действующей по настоящее время. Были проведены унификация      налогообложения       предприятий      различных      форм собственности, объединение  ряда налогов  и  сближение системы налогообложения   с   действующей   в   мировой   практике.   Новая система налогообложения включает 22 вида налогов, сведенные в 6 крупных групп: налог на добавленную стоимость, потребление, хозяйственную деятельность, доходы предприятий, ресурсы, Добавленную к земле стоимость.  Ставка подоходного налога составляет 33% и применяется как к национальным, так и к иностранным и смешанным предприятиям. На территории специальных экономических зон действует льготная система налогообложения,   включающая   снижение   подоходного   налога   в   2   раза, предоставление льготного периода на уплату налогов (от 2 до 5 лет).   Посредством   госбюджета   перераспределяется   примерно 1/30 часть валового национального продукта. Дефицит бюджета считается в КНР неприемлемым, и поэтому ставится задача его ликвидации. Вместе с тем на протяжении всего периода 90-х гг. Расходы росли быстрее, чем доходы. В 2001  г. дефицит бюджета составил 8,4% его доходной части.  Пассивное сальдо погашается путем выпуска государственных долговых обязательств. Крупнейшими   статьями   расходов   являются   капитальное   строительство, техническая реконструкция предприятий, развитие сельского хозяйства. Эти расходы в 2001 г. составили 25,9%.

 

 


Информация о работе Экономико-географическое положение КНР