Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики в Республики Беларусь.

Содержание работы

1.2 Классификация видов человеческого капитала 10
Инвестиционные меро¬приятия: 15
Этапы 15
Использование 15
Воспроизводство 15
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 23
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 27
3.3 Пути развития человеческого капитала 30

Содержимое работы - 1 файл

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

В развитии личного фактора общественного  производства можно выделить две  ступени: первая, когда работник, выполняя от начала до конца весь набор операций по изготовлению продукта, выступал как единичный; вторая, когда с появлением подетального и пооперационного разделения труда его производственная деятельность становилась лишь частью общего труда по созданию готовых изделий и услуг, а сам он при этом превращался в часть совокупного работника.

В экономической теории взаимоотношения  труда и капитала — основных факторов производства — занимают особое место, и это неудивительно. Принципы распределения  производимого продукта касаются практически  всех членов общества — от малоквалифицированных наемных работников до крупнейших собственников. Доминирующее в современных  белорусской  экономической науке и образовании неоклассическое учение дает однозначный «рецепт» оптимального распределения. В соответствии с ним максимальная эффективность использования производственных ресурсов достигается, когда каждый фактор производства вознаграждается согласно своей предельной производительности, то есть пропорционально степени участия в создании добавленной стоимости[6, с. 181].

Производственная функция в  интенсивном виде (в расчете на одного работника) призвана отражать зависимость  производительности от капиталовооруженности  труда. Если на оси абсцисс отложена капиталовооруженность труда (k), а на оси ординат — производительность на одного работника (у) ж.то кривая данной функции повышается с ростом капиталовооруженности. Рост характеризуется замедляющимися темпами, что отражает предложение о снижении предельной производительности труда при добавлении дополнительной единицы капитала. Уровень наклона касательной к функции при некотором значении капиталовооруженности (то есть прирост производительности при вложении дополнительной единицы капитала) определяет долю капитала в производстве добавленной стоимости. Оставшаяся часть соответственно приходится на зарплату работника.

Несостоятельность основ неоклассической  теории была показана еще в 1950-1970-е  годы в ходе так называемой кембриджской дискуссии о капитале. Одним из ярких критиков неоклассической  школы стал П.Сраффа, работавший в английском Кембридже. Он построил математическую модель распределения продукта, используя введенное понятие относительной цены. Главный фундаментальный вывод Сраффы заключался в том, что цена и распределение определяются одновременно. Этим выводом он возвратил экономическую теорию в лоно классической политической экономии, согласно которой цена не складывается под действием обезличенных рыночных сил, а является выражением общественных отношений. Нобелевский лауреат П.Самуэльсон предпринял наиболее основательную атаку на позиции сторонников постклассической парадигмы. Но в результате дискуссии он был вынужден признать весомость аргументов своих оппонентов. Таким образом, еще в середине прошлого века западная экономическая наука поставила под сомнение положения ортодоксальной теории о свободном замещении факторов производства и о предельной производительности как основе эффективного распределения.

Между тем произошедшие с тех  пор изменения в экономической  жизни позволяют говорить о создании новой экономики постиндустриального общества. Если в эпоху развитого индустриализма важными факторами роста действительно являлись концентрация труда и капитала, насыщение производства оборудованием, то в настоящее время высоких технологий, темпах обновления производства и сфере услуг (особенно на образовании и здравоохранении). Можно говорить о том, что происходит трансформация самого традиционного понимания капитала и труда. Ранее накопление капитала осуществлялось в течение жизни нескольких поколений владельцев предприятия, что позволяло оправдывать претензии подтвердивших свою эффективность собственников на часть прибыли. Теперь самый крупный капитал может создаваться практически моментально и при вложении в дело незначительного первоначального капитала. Ярким примером того может служить компания Microsoft. Ее огромная капитализация отражает смещение ценностных представлений общества в сторону интеллектуального продукта, по сути являющегося трудом в новом выражении. Такой труд бессмысленно измерять классическими человеко-часами пусть даже с возможной корректировкой по квалификации.

Чтобы наглядно отобразить влияние  происходящих изменений на экономическую  теорию, воспользуемся интенсивной  производственной функцией. Пусть два  предприятия имеют равные по стоимости и физическим параметрам производственные площади. Владельцы предприятий вложили капитал в размере К в различные технологии (оборудование плюс «ноу-хау»). При этом первый владелец купил «старую» технологию, которая характеризуется меньшей производительностью по сравнению с некой «новой» технологией, купленной вторым владельцем. Подобная ситуация, когда на рынке присутствуют одновременно две технологии, реализующие одинаковые функции, но обеспечивающие разную производительность, становится реальностью. Появление «новой технологии снижает стоимость «старой», но такое обесценивание происходит с некоторым временным лагом. Именно в течение этого времени, пока рынок не оценил возможности «новой» технологии, первое предприятие и может купить «старую» технологию по цене «новой» (или даже дороже). Постоянное обновление технологии ускоряющимися темпами будет только повышать остроту проблемы. Если на обоих рассматриваемых предприятиях работает одинаковое количество работников, то капиталовооруженность труда будет одинаковой. Однако кривая производственной функции второго предприятия будет располагаться выше, чем производственная функция первого (рис.3.1) [13, с. 182].

 

Рисунок 3.1 - Кривая производственной функции

П р и м е ч а н и  е. Источник: [13, с. 182]

Таким образом, при одинаковой капиталовооруженности труда предприятий одной отрасли промышленности будет нарушаться принцип единственности оптимального распределения прибыли между трудом и капиталом, поскольку при одной капиталовооруженности наклон касательной к данным кривым будет разным. В эпоху индустриализма, когда внедрение новой технологии требовало гораздо больше времени, а новации часто лишь развивали уже существующие машины и механизмы, данный эффект можно было не учитывать. Очевидно, что через некоторое время появится еще более производительная технология, которая может сделать эффективное предприятие (второе в приведенном примере) отстающим от остальных предприятий.

Главной проблемой становится разработка методов оценки вклада работников в  создание капитала предприятия. Оценивать рост капитала очень сложно, если вообще возможно, поскольку основной капитал может обесцениваться по-разному по отношению к нескольким технологиям. Критерий изменения стоимости компании на рынке ценных бумаг (рыночной капитализации), который часто используется для оценки работы управленцев высшего звена, не может применяться напрямую, так как даже сохранение рыночной стоимости капитала можно считать его ростом, поскольку при сохранении «старой» технологии капитализация предприятия снижается.

 В подобной ситуации представляется целесообразным строить систему распределения так, чтобы работники получали достаточные материальные стимулы для выполнения в том числе и новых задач, которые ставит перед ними новая экономика.

3.2 Реализация  человеческого капитала в Республике Беларусь

 

Процесс системной трансформации  в Беларуси сопровождался гигантским, одномоментным обесценением человеческого  капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Оно коснулось как общего человеческого капитала (то есть знаний, навыков, мыслительных привычек, способов восприятия, которые люди получают в системе формального образования), так и специфического человеческого капитала (то есть знаний и умений, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности непосредственно на рабочих местах). Это массовое обесценение образовательного потенциала не могло не сказаться на производительности труда и стало одним из главных факторов ее резкого снижения.

Как следствие, возник глубокий разрыв между фактическими и желаемыми запасами человеческого капитала на уровне каждого отдельного человека. Не удивительно, что участники рынка труда начали предпринимать активные усилия, направленные на восполнение этого разрыва (т. е. на оптимизацию имевшихся у них запасов человеческого капитала). Можно без преувеличения сказать, что в первой половине 1990-х годов вся страна превратилась в один огромный учебный класс. Естественно, что этот процесс всеобщего переобучения протекал не столько в стенах учебных заведений, сколько по ходу трудовой деятельности и шире - по ходу жизнедеятельности каждого человека. По имеющимся оценкам, в 1990-е годы 40% белорусских работников сменили профессию.

Обратимся сначала к общему человеческому капиталу, который  производится в рамках формальной системы образования. Известно, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Реально это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший диплом, скажем, об окончании вуза, практически ничего не выигрывал. Однако в переходный период ситуация резко изменилась. Оценки, которые относятся к середине-концу 1990 годов, показывают уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования достигла 7-8% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве других стран мира, как развитых, так и постсоциалистических.

О том же говорит и более  грубый индикатор, нередко используемый в межстрановых сопоставлениях, - относительная  разница в заработках между работниками с высшим и полным средним образованием.

 

Рисунок 3.2 - Экономическая активность, занятость и безработица по в  возрасте 24-49 лет в зависимости  от уровня образования, 2008, %

П р и м е ч а н и  е. Источник: [14, с. 17]

Как видно из рис. 3.2 и табл. 3.1, в Беларуси  условиях высокое образование действительно усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем выше образовательный потенциал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица и меньше доля "отчаявшихся" работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков (эта закономерность нарушается лишь в одном-единственном случае - для работников с незаконченным высшим образованием) [14, с. 17].

Так, в 2008 году «выигрыш», которые  лица с высшим образованием в возрасте от 25 до 49 лет имели по сравнению  с лицами со средним образованием, составлял: с точки зрения активизации  участия в рабочей силе - около 10 процентных пунктов (94% против 85%), с точки зрения улучшения перспектив занятости - почти 15 процентных пунктов (90% против 76%), с точки зрения сокращения риска безработицы - 6,5 процентного пункта (3,7% против 10,1%) - см. рис. 3.2.

Таблица 3.1 -  Экономическая активность, занятость и безработица по основным возрастным группам и уровню образованию, 2008, %

Показатели

Возрастные группы**

Высшее профес-сиональ-ное

Неполное высшее профес-сиональ-ное

Среднее профес-сиональ-ное

Начальное профес-сиональ-ное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего

Уровень экономической  активности

Молодежь

89,7

25,7

83,3

84

32,7

17,2

13,7

Лица зрелого возраста

94

82

91,8

90,5

85

75,7

39,5

Лица предпенсионного  возраста

89,2

80,9

83,6

80,8

77,5

68,7

46,7

Лица пенсионного возраста

38,7

24,2

27,9

22,3

20,1

13,4

8,7

Все население

83,3

47

79,4

80,6

60,7

33,9

14

Уровень занятости

Молодежь

80,7

21,2

72,5

71,4

25,7

12,6

9,9

Лица зрелого возраста

90,5

75,9

86,4

82,7

76,4

65,3

32,3

Лица предпенсионного  возраста

85,9

73,6

78,9

76,1

71,9

62,5

42,9

Лица пенсионного возраста

37,3

22,8

26,6

21,5

19

12,7

8,5

Все население

79,9

42

74,3

73,3

53,8

28,9

12,4

Уровень безработицы

Молодежь

10

17,6

12,9

15

21,4

26,6

27,4

Лица зрелого возраста

3,7

7,4

5,8

8,6

10,1

13,7

18,3

лица предпенсионного  возраста

3,7

9

5,6

5,9

7,2

9

8,1

Лица пенсионного возраста

3,5

5,9

4,8

3,6

5,4

5,2

1,6

все население***

4,1 (0,5)

10,7 (1,2)

6,5 (1,0)

9,1 (1,7)

11,3 (2,9)

14,6 (6,6)

11,4 (9,1)


П р и м е ч а н и  е. Источник: [9, с. 14]

В табл. 3.1 приведены соответствующие показатели и для других возрастных групп - молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста. В целом для всего населения, с точки зрения уменьшения опасности быть вытесненным с рынка труда, "выигрыш" тех, кто имел высшее образование, по сравнению с лицами со средним образованием составлял 2,4 процентного пункта (0,5% против 2,9%).

Однако со специфическим  человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным  показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В Беларуси он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что белорусская  экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть.

В целом Республика Беларусь относится к странам со средним уровнем развития человеческого  потенциала (ИРЧП = 0,788) и занимает 29-е место среди 36 европейских государств и 56-е место из 173 стран мира. Кроме того, Беларусь стабильно, на протяжении пяти лет, держит 1-е место  по данному показателю среди стран СНГ.

Уровень ожидаемой продолжительности  жизни в Европе варьируется от 66,1 (Российская Федерация) до 79,7 года (Швеция). Республика Беларусь с ожидаемой  продолжительностью жизни в 68,5 года отстает от таких развитых стран, как Норвегия, Швеция, Исландия, Швейцария, Франция, Италия и Испания на 10 и более лет. Превышение наблюдается   только в сравнении с Украиной, Молдовой и Российской Федерацией[9, с. 14].

Проведенный анализ показывает, что  достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала Республики Беларусь является одним из основных факторов интеграции республики в Европейское экономическое сообщество.

3.3  Пути развития человеческого капитала

 

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к  инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью[6, с. 186].

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике