Экономические и политические причины и последствия Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Предвоенный политический кризис возникает тогда, когда империалистические противоречия и жажда территориальных приобретений доходят до предельного обострения, за которым следует военный взрыв. Таким образом, к предвоенному кризису ведут не случайные и внешние обстоятельства, а глубинные внутренние противоречия империализма. Этот кризис закономерно возникает на экономической основе империализма, на почве стремления монополистического капитала к мировому господству, в результате экономической и политической неравномерности развития капиталистических держав и скачкообразного изменения в соотношении их сил.

Содержание работы

1 Усиление межимпериалистических противоречий в межвоенный период (1919-1939 гг.)……………………………………………………………………..2
2 Социально-экономические последствия Второй мировой войны для главных стран-участниц…………………………………………………………..8
3 Тест……………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Содержимое работы - 1 файл

История экономики контрольнаяdoc.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Экономические и политические причины  и последствия  Второй мировой войны

1 Усиление  межимпериалистических противоречий  в межвоенный период (1919-1939 гг.)……………………………………………………………………..2

2 Социально-экономические  последствия Второй мировой войны для главных стран-участниц…………………………………………………………..8

3 Тест……………………………………………………………………………..12

Список  использованной литературы…………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Усиление  межимпериалистических  противоречий в межвоенный период (1919-1939 гг.)

      Предвоенный политический кризис возникает тогда, когда империалистические противоречия и жажда территориальных приобретений доходят до предельного обострения, за которым следует военный взрыв. Таким образом, к предвоенному кризису ведут не случайные и внешние обстоятельства, а глубинные внутренние противоречия империализма. Этот кризис закономерно возникает на экономической основе империализма, на почве стремления монополистического капитала к мировому господству, в результате экономической и политической неравномерности развития капиталистических держав и скачкообразного изменения в соотношении их сил.

      Первый  предвоенный политический кризис, который  привел к войне 1914—1918 гг., развернулся  в условиях только еще начинавшегося  общего кризиса капитализма[1, с.5]. Второй предвоенный политический кризис, предшествовавший войне 1939—1945 гг., развернулся в условиях, когда уже назревал второй этап общего кризиса капитализма[2, с.37]. Эта главная особенность нового предвоенного политического кризиса существенно влияла на ход событий. Характерной чертой последних было то, что правящие круги Англии, Франции и США — стран, которым непосредственно угрожала итало-германо-японская агрессия,— не принимали мер к ее обузданию, а, напротив, поощряли и поддерживали ее. Эта политика исходила из неправильного в корне расчета, что путем уступок агрессору можно будет откупиться от него, отвести его удар в направлении Советского Союза.

      Особенности второго предвоенного политического  кризиса неизбежно должны были сказаться и сказались на его развертывании. Первый этап этого кризиса связан с последствиями Мюнхена. Вызывающе наглое нарушение Германией условий мюнхенского соглашения и захват ею всей Чехословакии в марте 1939 г. наряду с явной подготовкой нападения на Польшу (с апреля 1939 г.) положили начало предвоенному политическому кризису.

      Основой кризиса являлась глубочайшая, неискоренимая  рознь экономических интересов, борьба капиталистических держав за рынки сбыта и сырья, сферы  приложения капитала, за мировое господство, к которому стремились как Германия, так и Англия и США. Именно экономические интересы крупнейших империалистических держав определяли, в конечном счете их политическую борьбу и внешнюю политику. Взаимодействие коренных противоречий и сближающих интересов оказалось в основе политической борьбы и сотрудничества Англии, Франции, США, Германии, Италии, Японии в критические дни лета 1939 г[5, с.128].

      В преддверии предвоенного политического  кризиса по темпам промышленного развития среди капиталистических держав на первом месте находилась Япония, на втором — Италия, на третьем — Германия, на четвертом — США, на пятом — Англия, на шестом — Франция. Различие в темпах развития вело к изменению доли стран в мировом капиталистическом производстве и соотношения их военно-промышленной мощи.

      Резкое  обострение англо-германских экономических  противоречий было вызвано тем, что  к концу 30-х годов Германия вышла  на мировые рынки как наиболее серьезный конкурент Великобритании, успешно соперничавший в экспорте капитала. Однако главной сферой борьбы оставался экспорт товаров. Германия вывозила не только уголь, чугун, сталь, химические продукты, но и станки, аппараты, электротехнические изделия, автомобили.

      Противоречия  между Англией и Германией в 30-х годах носили иной характер, чем накануне первой мировой войны. Тогда кайзеровская Германия претендовала лишь на колонии Великобритании, но не на территорию самих Британских островов. Теперь положение изменилось. Почему, рассуждали германские монополисты, мы будем ограничиваться колониями, оставляя британским промышленникам их фабрики и заводы? Если уж воевать, так забирать все. Англии угрожало прямое германское вторжение. Внешнеполитическая и военная стратегия немецких монополий была ориентирована в первую очередь на территориальные захваты в Европе непосредственно с германского плацдарма. Англо-германские противоречия вплетались в англо-итальянские, хотя последние имели вполне самостоятельный характер в связи с претензиями итальянского империализма на влияние в Средиземном море, выраженными известной формулой «mare nostrum» («наше море»). Кроме того, британские колонии в Африке давно привлекали алчные взоры итальянских монополистов[4].

      Программа экспансии Италии в Средиземноморском бассейне, в Африке и на Балканах была весьма опасной для интересов Великобритании, поскольку она затрагивала важнейшие имперские коммуникации, проходившие через Гибралтар, Средиземное море и Суэцкий канал в Африку, на Ближний Восток, в Австралию, Новую Зеландию, Индию, Бирму и Сингапур.

      Вторым  важнейшим комплексом противоречий, приведших к созданию двух империалистических блоков, явились франко-германские противоречия. Франция испытывала большие  трудности в конкурентной борьбе с растущей мощью Германии на рынках экспорта капиталов и товаров: по темпам своего промышленного развития она оказалась на последнем месте среди «шестерки» империалистических конкурентов.

      «Третья империя» устремлялась на все рынки, в которых были кровно заинтересованы французские монополии, и отовсюду их вытесняла. Это наступление охватило Юго-Восточную Европу, где французские позиции были сильны со времен первой мировой войны, Ближний и Средний Восток, Африку, Азию, в которых французские монополии имели обширные колониальные владения, а также Латинскую Америку.

      Франции приходилось считаться и с  теми острыми противоречиями, которые  разделяли ее с Италией. По своему характеру они не были чисто экономическими, поскольку столкновение Франции  и Италии на мировых рынках, даже в Средиземном море и Африке, не было ни обширным, ни глубоким. Италия как конкурент едва ли могла что-либо предпринять в борьбе с более мощным французским капиталом, имевшим сильные позиции в этих районах.

      Опасаясь  Германии и Италии, а также японских претензий на колонии в Юго-Восточной Азии, Франция все более склонялась к союзу с Англией. Однако французские правящие круги весной и летом 1939 г. вовсе не исключали для себя компромисса и сговора с фашистскими странами, прежде всего за счет Советского Союза. До последнего момента они делали ставку на подталкивание германской экспансии на Восток, и потому одно время «пражский» маршрут Гитлера казался им хорошим предзнаменованием.

      Большое значение при формировании двух блоков накануне войны имел третий комплекс империалистических противоречий — американо-английские и американо-французские, с одной стороны, американо-германские и американо-итальянские — с другой.

      В 30-е годы американо-английские противоречия отошли на второй план. Это отнюдь не значит, что они исчезли, полностью уступив место сотрудничеству этих стран. В экономической области Великобритания продолжала довольно успешную борьбу с США на рынках сбыта и сырья

      Германская  экономическая политика в конце 30-х годов привела к усилению экспансии на тех рынках, в которых Соединенные Штаты были особенно заинтересованы, прежде всего, в Европе и Латинской Америке. Столкновение американских и германских монополий проявлялось в острых и продолжительных торговых конфликтах. Накануне 1939 г. экономические отношения между США и Германией были весьма напряженными. Кризис 1937 г., особенно поразивший США, побудил американские деловые круги усилить внешнеторговую экспансию. Но мировой рынок к тому времени оказался значительно суженным из-за растущей конкуренции Германии и Японии США опасались сговора Англии, Франции, Германии и Италии в Европе и этих держав с Японией на Дальнем Востоке, что могло означать экономическую и политическую изоляцию американского империализма. Стремясь предотвратить это, США в конце 30-х годов пытались заключить торговый союз с Англией, покончить с взаимной конкуренцией и создать основу военного блока двух стран. Это был существенный поворот от торговой войны к союзу против Германии, становившейся самым опасным конкурентом США.

      Четвертый комплекс империалистических противоречий, имевший решающее значение для формирования двух блоков, сложился на почве отношений Англии и Японии, США и Японии, отчасти Франции и Японии в Юго-Восточной Азии.

      Усиливавшаяся японская агрессия все более угрожала экономическим и политическим интересам Англии, США и Франции, завязывая тугой узел межимпериалистической борьбы. Япония стремилась не только захватить китайскую территорию и напасть на советские и монгольские земли. Она имела далеко идущую программу экономического и политического вытеснения Англии, США, Франции и Голландии из Юго-Восточной Азии и Тихого океана, достижения безраздельного господства в этом районе.

      Борьба  Японии с другими империалистическими  державами возникла в сфере экономических  интересов, поскольку японское вторжение в Китай ударило, прежде всего, по английским позициям в китайской экономике. Использование Японией американской доктрины «открытых дверей» не внесло успокоения, так как на деле Япония стремилась к ликвидации всех иностранных интересов на китайской территории.

      Сближение Англии и США с целью укрепления своих позиций в Китае усилило  англо-японские и американо-японские противоречия. Новое наступление  японцев на китайской территории четко выявило южное направление  их экспансии. Возникла реальная угроза британским владениям в Индии, Бирме, Малайе, Гонконге, Австралии и Новой Зеландии, что означало подрыв мировых, в том числе и европейских, позиций Англии.

      Такова  совокупность факторов, в силу которых  взаимная империалистическая борьба в  конкретных условиях лета 1939 г. привела  к войне двух капиталистических  коалиций, к которой они готовились на протяжении длительного времени[5, с.215]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социально-экономические последствия Второй мировой войны для главных стран-участниц.

      Вторая  мировая война (1939–1945 гг.) стала крупнейшей экономической катастрофой.

      Военные действия, а, следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других развитых государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции, на их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % – нефти, 53 % – выплавки стали, 17 % – производства зерна, 63 % – кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира[4].

      Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Его золотое содержание определилось в 35 долл. за унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название Мировой банк реконструкции и развития (или Мировой банк). А несколько ранее в апреле 1944 г. было провозглашено создание международного валютного фонда (МВФ). Обе эти организации в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

      Страны  Западной Европы оказались в тяжелом  экономическом состоянии. Так, если в США ВНП (без учета инфляции) в период между 1938 и 1945 гг. увеличился со 100 до 165 пунктов, то в Западной Европе за этот же период среднее значение индекса понизилось со 100 до 87. Показатель для Японии был еще более низким.

      Сразу же после войны Соединенные штаты  смогли быстро и успешно переориентировать  свою экономику на выпуск мирной продукции. Если во время войны половина всех производственных мощностей была задействована  в выпуске военной продукции, то к середине 1947 г. переход был практически завершен, а уровень общей занятости повысился. Основу этих достижений составили следующие факторы:

      1) хорошая организация государственного управления;

      2) программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта;

      3) быстрый рост частного потребления;

      4) расширение инвестиций в запасы и оборудование;

      5) государственная политика экспорта благ и услуг.

      Укрепление  экономического положения США позволило  им осуществлять новую внешнеэкономическую  стратегию, получившую название «Пакс  Американа» – либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946–1947 гг., послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 г. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики. Первоначально США пытались решить проблемы, предоставляя западноевропейским странам краткосрочные кредиты, сумма которых к 15 августа 1947 г. составила уже 7 263 млн. долл. Однако начало «холодной войны» потребовало смены тактики. Так появился знаменитый план Маршалла, выдвинутый 5 июня 1947 г.

Информация о работе Экономические и политические причины и последствия Второй мировой войны