Российское предпринимательство в период кризиса крепостной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В нечерноземном регионе продукция поместий приносила все меньшую прибыль. Поэтому помещики склонны были сворачивать свое хозяйство. Усиление же эксплуатации крестьян выражалось здесь в постоянном повышении денежного оброка. Причем нередко это оброк устанавливался выше реальной доходности земли, отведенной крестьянину в пользование: помещик рассчитывал на заработки своих крепостных за счет промыслов, отходничества — работы на фабриках, мануфактурах, в различных сферах городского хозяйства.

Содержимое работы - 1 файл

Ист. предпринимат-ва.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

      К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный  транспорт стал занимать решающее место  в грузообороте России. Создание первой сети железных дорог в пореформенной России превратило железнодорожный транспорт в важнейшую отрасль общественного производства, от уровня развития его организации, техники и экономики стала зависеть торгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся страны.

      С конца 70-х годов остро встал  вопрос о коренной реорганизации  железнодорожного хозяйства в плане  его централизации и огосударствления.

      Утверждение текстильной фабрики

      В начале пореформенной эпохи российская текстильная промышленность в целом  находилась на мануфактурной стадии развития. Здесь были накоплены значительные капиталы и сложились первые кадры квалифицированной рабочей силы, имелся широкий рынок сбыта надежно защищенный охранительными таможенными пошлинами. Капитал, вложенный в текстильное производство, оборачивался быстрее и давал более эффективный результат, чем на фондоемких предприятиях тяжелой промышленности. Эти важные факторы обеспечивали большие и надежные прибыли, привлекали в эту ведущую отрасль экономики значительные внутренние и иностранные капиталы, способствуя быстрому развитию текстильной промышленности в пореформенную эпоху.

      Среди отраслей текстильной промышленности пореформенной России ведущим продолжало оставаться передовое хлопчатобумажное производство. Накануне реформы 1861 г. на предприятиях хлопчатобумажной отрасли было сконцентрировано свыше 54 % всех рабочих-текстильщиков, производивших до 68 % всей ценности производства текстильной промышленности России. В 1879 г. хлопчатобумажное производство продолжало сохранять ведущих позиции: здесь был сосредоточен 51 % всех рабочих текстильщиков, производивших 55,4 % ценности текстильного производства.

      Широкое применение системы домашнее капиталистического труда в Центральном промышленном районе тормозило технический прогресс хлопчатобумажного производства. Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами на хлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующие позиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены.

      Несмотря  на широкое использование крепостнических пережитков крупным капиталом, в ходе капиталистической конкуренции и развивавшегося рабочего движения усиливались объективные процессы, обусловливающие внедрение системы машин и механизации труда на хлопчатобумажных фабриках. За 14 лет, с 1866 по 1879 г., коренной поворот в становлении фабричио-машинного производства в хлопчатобумажной промышленности вызвал падение удельного веса ручных станков в производстве «фабричных» тканей более чем в 3 раза, численность ручных ткачей/на централизованных мануфактурах сократилась на 53 %.

      На  комбинированных прядильно-ткацких  фабриках за 1866-1879 гг. число механических ткацких станков возросло на 160,3 %, на средних механизированных ткацких  фабриках число механических ткацких  станков возросло за указанный период на 422,7 %, что свидетельствует о крупных процессах перестройки этой отрасли.

      С 1859 по 1879 г., число механических ткацких  станков на цензовых предприятиях увеличилось  в 5,6 раза, а число ручных сократилось  в 4,2 раза.

      В 70-е годы особенно характерны экстенсивным развитием промышленной революции, когда все больше и больше промышленных селений втягиваются в сложноподчиненную систему зависимости от крупного капиталистического производства.

      Таким образом, становление крупного фабричного производства в развитой хлопчатобумажной промышленности в первые пореформенные десятилетия сопровождалось двумя противоречивыми процессами: с одной стороны, в ходе обострившейся конкурентной борьбы усилилась массовая ликвидация самостоятельных мануфактурных предприятий, а с другой - крупный фабричный капитал широко использовал выгодную ему систему ручного труда домашних закабалённых рабочих.

      Общие условия развития российского капитализма, отягощенного пережитками крепостничества, давили даже на такую передовую отрасль промышленности, как хлопчатобумажное производство, в значительной степени обусловливая живучесть отсталых форм и застойность капиталистической организации производства. Это явление нашло свое отражение в низкой энерговооруженности труда, слабых темпах модернизации технического оборудования и застойности производительности в общероссийских масштабах.

      Защищенные  стеной покровительственных таможенных тарифов от иностранной конкуренции, российские капиталисты в условиях слабости рабочего Движения и крайней дешевизны рабочей силы предпочитали экстенсивные формы развития предприятий, связанные с максимальной эксплуатацией живого труда и длительным использованием промышленного оборудования. В результате в первый пореформенный период развития российского капитализма главной тенденцией роста промышленного производства являлся непрерывный рост абсолютного числа рабочих в текстильной промышленности при низких темпах машино-, фондо- и энерговооруженности труда.

      В отличие от западноевропейских стран, где внедрение машинного производства сопровождалось резким падением цен на фабричную продукцию, в России крупный капитал широко использовал выгоды охранительного таможенного протекционизма и господствовал на внутреннем рынке. Внедрение машинного производства в хлопчатобумажной промышленности России значительно удешевило себестоимость продукции, однако цены на внутреннем рынке держались на относительно высоком уровне.

      Текстильная промышленность России в 60-70-х годах XIX в. переживала сложный переходный период от мануфактуры к фабрике.

      Трудности перестройки тяжелой промышленности

      В первые пореформенные десятилетия  наиболее сложно и противоречиво  шла технико-экономическая перестройка  предприятий тяжелой индустрии, являвшихся основой военно-промышленного потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были характерны для базисной отрасли - черной металлургии России.

      К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала оказались  полностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня 1860 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий подъем горнозаводской промышленности, возможно, было осуществить только на основе современной технической реорганизации производства. Но уральские заводовладельцы, основывая свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своём владельческом праве, впервые поре­форменные десятилетия почти ничего не сделали в деле технической реконструкции заводов.

      Техническому прогрессу в российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия.

      Начиная со второй половины 70-х годов, царское  правительство прилагало большие усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой «дождь» в виде разного рода премий и субсидий из государственной казны способствовал организации в начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов.

      В правительственных инстанциях была разработана новая система стимулирования роста внутреннего сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам и денежных премиях.

      В первые пореформенные десятилетия  в противоречивой форме шло развитие российского машиностроения. Перестройка  промышленности на рельсы фабрично-машинного  производства, железнодорожное строительство  в этот период требовали огромного количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России», в которых указывалось, что владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей.

      За 1860-1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная ценность производства в 6,5 раза.

      Слабость  капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что  большинство военных, механических и специализированных железнодорожных мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.

      Покровительственная система финансового стимулирования, казенных заказов и таможенных льгот  для «насаждения» отечественного машиностроения в результате оказалась мало результативной и неперспективной для промышленного прогресса страны.

      К концу 70-х годов низкая техническая  оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой  энергетике, на долю которой приходилось  около 7 % общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.

      В переходный период становления российского  капитализма еще не сложилась его материально-техническая база. В стране не хватало фабрично-заводских предприятий тяжелой индустрии, создающих средства производства для средств производства.

      Россия  в начале XIX века

      В начале 19 века со всей очевидностью проявляется  кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненно необходимых институтов страны.

      В жизнь вторгаются капиталистические  отношение. Если в 17-18 веке шел экстенсивный путь развития народного хозяйства, то в начале 19 века этот путь стал недостаточным. Истощение почвы, вырубка лесов, обмеление рек требовало дополнительных затрат труда. Это вызывало удорожание производства, продукции и рот цен. Рост цен на отечественную продукцию открывал путь для более дешевой промышленности и сельского хозяйства европейских стран на российский рынок. Конкурентная борьба вела к разорению российского предпринимательства.

      С другой стороны, обилие незаселенной территории создавало предпосылки для дальнейшего  экономического развития России, но крепостное хозяйство являлось той преградой, которая вела к кризису перепроизводства. Крепостное право мешало развитию.

      1).Происходит  разложение натурального хозяйства  под воздействием развития товарно-денежных  отношений.

      2).Ослабляется  прикрепление крестьян к земле  в результате ряда разрешений, правительственных указов, выразившихся  в системе отходничества. 

      3).Происходит сокращение крестьянских наделов за счет увеличения барской запашки в черноземных губерниях и развитие промыслов в нечерноземных губерниях.

      4).Наблюдается  падение производства барщинного  труда, что вызвало задолженность  помещиков перед государством.

      5).Переход  в отдельных хозяйствах на  интенсивный метод ведения производства (многопольный севооборот, применение  сельскохозяйственных машин, элитных  сортов в растениеводстве и  т.д.).

      6).Происходит  рост расслоения среди крестьян, неравенства; на этой почве появляются новые экономические отношения.

      В промышленности произошли заметные изменения. Выросло количество капиталистических  мануфактур, основанных на использовании  вольного труда. В 30-40-е года в России начинается промышленный переворот  — систематическое применение машинной техники. Начинается формирование новых социальных сил, способных осуществить этот переворот, то есть появление класса капиталистов и пролетариев. Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).

      В первой половине 19 века наблюдается  индустриальный рост городов, таких  как Петербург, Рига, Москва, Харьков, Екатенринослав. Рост населения городов  в 2-2,5 раза превышает рост населения.

      В России появляются новые виды транспорта: в 1815г. появляется первый пароход “Елизавета”; к 1825г. было построено 367 верст шоссейных дорог; в 1837г. была открыта первая железная дорога Санкт-Петербург — Царское село, а в 1843-51 годах построена железная дорога, связывающая Москву и Северную Пальмиру (Петербург).

      Появляется  во внутренней торговле иностранная  магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее  вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед  и многие другие товары. Если в начале 19 века вывозили 19,9 млн. пудов хлеба, то в 60 года вывозилось уже 69 млн. пудов.

      Этот  процесс первоначального накопления капитала виден и в развитии средств  производства, на фабриках и заводах  все больше применяется машинная техника.

Информация о работе Российское предпринимательство в период кризиса крепостной системы