Добро и зло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:52, реферат

Краткое описание

Сложность выработки общезначимого определения понятия добра связаны со следующими наиболее значимыми обстоятельствами: универсальная применимость этого понятия, абстрактность, сопряженность с релятивностью индивидуальных представлений, невозможность полноценного эмпирического выявления. [6.Стр.81]. Нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме, обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, с другой – нравственно-отрицательное, предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

Содержание работы

Раздел I. Добро и зло в истории этики …………………………………………………………... 2
Раздел II. Понятия добра и зла………………………………………………………………………... 4
Добро и польза ………………………………………………………………………………… 4
Понятие зла. Откуда в мире зло?....................................................... 10
Диалектика добра и зла ………………………………………………………………….. 16

Содержимое работы - 1 файл

Реферат этика 2.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

     В современном мире многие явления «природного зла» оказываются уже прямо связаны с масштабной деятельностью человечества, с нарушением экологического баланса. И все-таки штормы и смерчи, ливни и засухи – прежде всего действие объективных стихий – зло неизбежное и от нас не зависящее.

     Другим  видом объективного  зла является зло в общественных процессах.  Правда, оно совершается уже с  участием человеческого сознания, и  все-таки помимо него. Так, социальное отчуждение, которое находит выражение в классовой ненависти, насилии, в тяжелых чувствах зависти, презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который неизбежно несет с собой частную собственность и эксплуатацию. Точно также объективное противостояние интересов, борьба за земли, источники сырья оборачивается агрессией, войнами, в которые множество людей оказываются втянуты помимо своей воли. Социальные катаклизмы разражаются так же  стихийно и неконтролируемо, как бури, и тяжелое колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. [1.Стр.187]. Результирующая, возникающая из взаимодействия многих воль, обнаруживает себя в исторических событиях как слепая и могучая сила, которую невозможно укротить индивидуальным усилием, невозможно ее отвести от себя. Будучи образцово нравственным, хорошим, порядочным человеком, можно волею судеб оказаться в эпицентре социального зла – на войне, в рабстве, в революции.

     Третий  вид зла – собственно нравственное зло. Разумеется, в реальности оно  не всегда существует «в чистом виде», и все же мы обязаны говорить о нем.  Нравственным злом мы называем то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира – сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. [1.Стр.188].

     Моральное зло следует отличать от социального  зла (противоположности блага). Социальное зло является не только моральным, а более широким понятием, которое обнимает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека (общества, класса), препятствующих общественному прогрессу. [3.Стр.91].

     Моральное же зло может служить характеристикой  общественных явлений лишь постольку, поскольку эти явления рассматриваются моральным сознанием как проявление воли определенного лица (группы лиц, класса), отступление от должного и поскольку их можно вменить как-либо в вину и воспретить.

     Обычно  как моральное зло оцениваются  отрицательные поступки людей. Например, несправедливые условия жизни в  эксплуататорском обществе рассматриваются трудящимися как социальное зло, несправедливые же действия того или иного лица (капиталиста, политика, администратора, судьи, преступника) оцениваются и как моральное зло, поскольку в них усматривается его собственная воля.

     Первоначальным источником морального зла является социальное зло, так как именно общественные условия жизни людей определяют типичные для данного общества формы поведения. Социальная несправедливость, противоречия интересов и отношения вражды между людьми, угнетенное, подавленное и неравноправное положение человека – все эти явления эксплуататорского общества необходимо порождают преступления против нравственности. Следовательно, чтобы устранить моральные пороки из жизни человека, следует уничтожить социальные условия, их порождающие. Именно так решают вопрос о происхождении Зла и его искоренении марксистско-ленинская теория. [3.Стр.92].

     Современные исследователи выделяют два основных источника морального зла –  враждебность и распущенность. Они разворачиваются в целом букете человеческих пороков – нравственно осуждаемых качеств. [1.Стр.188].

     К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть -  одна из лучших спутниц зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие проявление зависти. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к людям. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких (кровная месть).

     Человек, для которого совершение зла является нормой, а иногда и удовольствием, - злобный человек. Такой человек как бы мстит окружающим за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в профессии, в общественной жизни, в личной сфере. [4.Стр.88].

     К враждебности мы относим агрессию, насилие, разрушительность, гнев, ненависть, желание гибели, стремление к подавлению других. Это зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению чужого бытия и благополучия.  Враждебный к другим человек сознательно стремиться нанести другим вред, ущерб, страдание, унизить их. [1.Стр.188].

     В ХХ веке философы и психологи много  занимались проблемой агрессии и  активного зла. Существует целый  ряд версий относительно причин этого  вида морального зла и его укорененности  в человеческой природе. [1.Стр.188]. Так, Зигмунд Фрейд полагал, что на ряду со стремлением к жизни – Эросом в человеке есть также инстинкт смерти – Танатос. Он заставляет людей стремиться к смерти, разрушению, уничтожению, и если индивид не обрушит силу  и энергию своего Танатоса на других, то он уничтожит самого себя. [1.Стр.188].

     Теория  «фрустрации-агрессии» полагает, что  враждебное поведение всегда спровоцировано блокированием (фрустрацией) некой  целенаправленной потребностью, желает получить искомое, и отвечает на помеху яростью. Нередко эта ярость обрушивается вовсе не на истинную причину неудовлетворенности, а на совсем случайную жертву – на того, кто оказался ближе. Кроме того агрессия возникает как ответ на неприемлемое обращение – угрозы, нападки на самого человека или на то, с чем он себя идентифицирует  - семью, нацию, страну, высшие ценности. Нередко пусковым механизмом активной враждебности является страх: тот, кто перешел от обороны к нападению, уже не испытывает этого мучительного и унизительного чувства. [1.Стр.188].

     Целый ряд теорий связывают враждебность и агрессию, свойственную людям  с социальным научением. Общество часто  одобряет враждебность, награждает за нее и обучает своих членов агрессивному поведению, его формам и приемам. Общество способно активизировать «дремлющий вулкан», хваля за жестокость, награждая за безжалостность, демонстрируя любование свирепыми схватками и приковывая к «инфернальным» (адским) злодействам, к маньякам и убийцам. [1.Стр.188].

     Интересную  социокультурную трактовку жестокости и разрушительности дает Э. Фромм. Он считает, что «злокачественная агрессия», та, что не является обороной, а выступает страстью к разрушительности в чистом виде, есть результат неверно проживаемой жизни, не реализации человеческих сущностных сил. [1.Стр.188]. Человек не знает, не понимает, как быть продуктивным, как выйти из депрессии и скуки, как научиться получать удовольствие от процесса жизни. Эта глубокая неудовлетворенность, имеющая корни и в противоречивой природе человека, и в пронизанной отчуждением культуре, проявляет себя в виде энергичной враждебности. [1.Стр.190].

     Несмотря  на многочисленность теорий, ни одна из них не дает достаточно исчерпывающего объяснения неизбывной человеческой враждебности по отношению к близким и тем  более не может указать «волшебного средства» для избавления от нее.

     Распущенность дает общее название другой группе человеческих пороков: малодушию, трусости, лени, холопству, неумению совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. Распущенный человек легко поддается соблазнам, недаром христианство утверждает, что дьявол овладевает душой двумя путями – либо силой, либо обольщением. К распущенности можно отнести жадность, обжорство, похотливость, неуемную страсть к самым разным удовольствиям. [1.Стр.190].

     Вся история морали и моральной философии – это упорная и настойчивая борьба с распущенностью, и надо сказать, что до победы еще весьма далеко. Распущенный человек не соблюдает императивов благоволения к другим, потому что не способен отказаться от своих удовольствий, насколько бы они не были грубыми, вредными для здоровья и извращенными. Эгоизм  и телесные влечения преобладают в нем и вытесняют всякую деятельную заботу о ближних. Он слаб перед собственными желаниями, он их слуга и раб. В сущности, уступать своим влечениям гораздо проще, чем им противостоять, и распущенный с легким сердцем предается своим слабостям. Его «я» влечется на поводу у тела и эмоций, воля молчит даже тогда, когда надо сделать усилие и отказаться от немедленного удовлетворения желаний. Распущенный человек уподобляется животному, которое не знает социокультурных ограничений и запретов, он боится и избегает усилия, преодоления, строгой дисциплины, стремиться ускользнуть от всякого дискомфорта, требующего терпения. Такие люди легко становятся предателями и угодливыми холопами, они готовы жертвовать кем угодно и сем угодно ради собственного удобства, сытости и благоустроенности. [1.Стр.190].

     В обыденной жизни распущенные  индивиды на первый взгляд не так опасны как агрессивные. Ну, слаб человек, такова природа! Пьет, гуляет, спит полдня, никому, в общем-то, не мешает. Однако как только безудержные желания распущенного человека не могут вовремя насытить себя, он очень легко превращается в самого злобного и жестокого агрессора. Злобность и трусость, лень и неутомимость в насилии часто сочетаются между собой. Распущенные люди не гнушаются ни воровством, ни убийством ради того, чтобы удовлетворить свои ненасытные желания, а уж обман, ложь, коварство для них обычное дело. Таким образом, два вида пороков тесно связаны друг с другом и переплетаются между собой. [1.Стр.190]

      Горько  следуя на повсеместную распространенность зла и его многоразличные облики, философы с давних времен ставили перед собой вопрос: откуда взялось зло? Почему оно обступает нас со всех сторон и в своих объективных и субъективных формах?  Была ли действительность изначально хороша и совершенна, или оно при своем рождении из небытия уже явила себя злой, уродливой и жестокой? На вопрос о происхождении зла в мире существует целый ряд ответов, хотя истиной в последней инстанции не владеет никто. Рассмотрим эти возможные ответы, начав «с конца», с тех концепций, которые появились в Новое время. [1.Стр. 191]

      XVII-XVIII века  укореняют моральное и социальное зло в человеческой природе. Такие знаменитые авторы, как Гоббс и И.Кант, считают человека по природе эгоистичными злым, стремящимся оттеснить других людей от благ, да еще, возможно, и потешиться  над их страданиями ни материалист Гоббс, ни скептик Кант не ищут за пределами человеческой природы никаких трансцендентных причин, делающих людей злыми. Эгоизм и зло – естественные качества, поскольку в эмпирической реальности люди конкурируют друг с другом, а, как известно, кто смел, тот два съел.  По Гоббсу, государство и мораль возникают именно как механизм, умеряющий человеческую зловредность, иначе человечество давно истребило бы себя. И хотя Кант считает, что человек может и обязан исполнять моральный закон благоволения, это  не отменяет естественной укорененности  во зле. [1.Стр. 191]

      В философско-социологической концепции К. Маркса моральное и социальное зло тесно связывается с существованием частной собственности, ее уничтожение должно стать основой для повсеместного исправления нравов и установления гармонии между людьми. [1.Стр. 192]

      Безрелигиозные  версии происхождения зла – достаточно позднее явление в истории этики, и по объему они всегда занимали весьма скромное место в человеческой мысли.

      Первая  версия – это представление о морально-онтологической  двойственности, лежащей в фундаменте мироздания.  Эту версию развивал и отстаивал зороастризм, или маздеизм, - древнее учение персов.  Согласно учению пророка Заратуштры, у истоков мироздания стоят два равноправных могучих духа – добрый бог Ахурамазда и злой – Анхра-Майнью. Ахурамазда сотворил все доброе, чистое, разумное, его противник – все злое, нечистое и вредное.  Но самое главное, что между богами идет непримиримая борьба, в которой добро и зло не просто сражаются, а смешиваются, перепутываются друг с другом и становится очень трудно отделять одно от другого. Наш мир – смешение и взаимопроникновение добра и зла. [1.Стр. 192]

      Идея  моральной двойственности мира, провозглашенная  Заратуштрой, впоследствии была подхвачена христианской ересью минихейства. В  соответствии с идеями христианства добро не может быть равноправно со злом, добро – выше и значительней. [1.Стр. 193]

      Вторая  крупная позиция в религиозном понимании происхождения зла, позиция, которая кладет в основание мира добро. Для христианства зло принципиально вторично, потому что мир творится одним-единственным Богом, явленным в трех лицах. Бог есть Благо и Бытие, он сотворяет мир от полноты и из любви, потому зло не может быть присуще его детищу. Однако откуда же оно взялось? Если Бог – абсолютное добро, безущербное благо, то почему кругом столько страданий? Может быть, Господь все-таки зол? Нет, это исключено. Тогда откуда же ненависть и жестокость? Так в христианской философии веками обсуждается проблема теодицеи – богооправдания в вопросе о наличии в мире зла. [1.Стр. 193]

      Теология  предлагает другое объяснение зла. Зло порождено гордыней и неверным употреблением свободы. Первое, еще «дочеловеческое», зло возникло в результате зависти и гордыни. [1.Стр. 193]

      Причиной, сыгравшей роль «пускового механизма» зла, стала свобода, которую Господь  дал сотворенным им духам. И той же свободой он наделил человека. Бог же не желал создавать оловянных солдатиков», которые были бы  автоматически покорны его воле. Он творил человека в полном смысле по своему образу и подобию, наделяя его свободой и способностью к любви. Человеку была дана возможность выбирать – следовать ли ему Божьей воле или предаться иным путям, отозваться на иные призывы. Адам не выдержал экзамен. Он нарушил Божественный запрет, соблазнился искушением змия, пожелал «ведать добро и зло», как Всевышний. Свобода и гордыня вторично породили зло, извергнув Адама в бренный земной мир, где его потомки полностью вкусили боль, старость, смерть, ненависть и жестокость.

Информация о работе Добро и зло