Эстетика Бахтина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:34, реферат

Краткое описание

*Переход Бахтина к сфере эстетики возник из его философского стремления найти ключ к преодолению раскола между миром единственности (жизни) и миром единства (культуры). Иначе говоря, Бахтин подходит к области эстетики для решения его философской задачи, поэтому эстетика у Бахтина является одним из предметов в рамках более общей и широкой философской концепции

Содержимое работы - 1 файл

Эстетика Бахтина.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Эстетика  Бахтина

*Переход Бахтина  к сфере эстетики возник из  его философского стремления  найти ключ к преодолению раскола  между миром единственности (жизни)  и миром единства (культуры). Иначе  говоря, Бахтин подходит к области  эстетики для решения его философской задачи, поэтому эстетика у Бахтина является одним из предметов в рамках более общей и широкой философской концепции. Но хотя Бахтин хочет примирить эти два мира, которые противостоят друг другу, и видит возможность этого преодоления не в области одного мира, а в их соединении, он нашел путь к этому преодолению именно в единственном месте конкретной личности.

Особое внимание Бахтина к эстетике тесно связано  с его акцентом на единственности: По мнению ученого, эстетика является областью культурного единства, где может сохраниться неповторимая уникальность единственной жизни. Это становится возможным благодаря таким особенностям эстетики, что она причастно общается с жизнью и положительно принимает конкретную действительность в свою сферу в эмоционально-волевых тонах. Его переход к области эстетики основывается на этом поиске возможности преодоления эстетикой разрыва между двумя мирами. По этой причине Бахтин начинает заниматься основным вопросами эстетики.

Для Бахтина  эстетика была способом обсуждения философских идей, из этого проистекает неполнота рассмотрения им сути эстетического. То есть изучение эстетических вопросов строится главным образом вокруг понятий автора и героя, потому что для Бахтина эти понятия прямо относятся к отношению "я и другой", которое ученый определяет как минимальную единицу бытия

Через подробное  изучение свойств эстетического  Бахтин приходит к такому выводу, что  в эстетике (одновременно и в теории искусства) основополагающим принципом  являются активность автора, проистекающая  из его вненаходимости, и пассивность героя в его отношении к автору. Здесь в "авторе" выступает на первый план его роль другого, которая завершает жизнь героя. Но такая природа эстетического, как художественного, то есть неравноправное отношение между автором и героем, и ведущее завершенность последнего, прямо противостоит основной мировоззренческой ориентации Бахтина - концепции незавершимости человека как личности. То есть, утверждая внеэстетичность и незавершимость духа, по логике результата своего изучения свойств эстетического Бахтин все же пытался, говоря о пассивности героя, найти духовное завершенное целое. Но как было показано в первой главе, результат такой попытки обнаруживал противоречие. Хотя Бахтин стремился рассматривать различные формы завершенного смыслового целого героя, но по существу в его рассмотрении чаще обнаруживались случаи нарушения завершенной формы героя. 

*М.М. Бахтин понимает культуру как:

форму общения  людей разных культур, форму диалога; для него “культура есть там, где  есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой” (2. С.85);

как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью  и социальностью;

как форма обретения, восприятия мира впервые.

Эти три определения взаимосвязаны и переходят одно в другое

 Культура : 

- форма бытия  и общения людей

- Самодетерминация  индивида в горизонте личности

- изобретение  “мира впервые” 

*М.М. Бахтин в своей “Эстетике словесного творчества” писал, что человека можно изучать только через тексты, созданные или создаваемые им. Текст, по Бахтину, может быть представлен в разных формах:

-как живая речь человека;

-как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе (плоскости);

-как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно вещная, деятельностная и т.д.) 

*М.М. Бахтин трактовал понимание как:

-взаимопонимание;

-как общение (не само по себе познание, хотя без него не обойтись);

-как самосознание (общение с самим собой). 

*Концепция творчества, одна из центральных и сквозных, по М.М. Бахтину, есть “... концепция человека как субъекта культуры: категорией творчества ... обозначается способ представленности человека в культуре, или, точнее, способ жизни человека в культуре”. Творчество, возникающее в социокультурном общении, в контексте жизни и исторического движения культур, можно представить как сознание (производство) текстов, которые несут в себе смыслы, являются продуктом деятельности человека, его духовной активности. Текст всегда направлен к другому или к себе как к другому. “Любой продукт человеческого творчества своего рода “послание”; он по-своему “говорит”, вопрошает и отвечает, несет в себе “весть”, которую нужно уметь “услышать” и которая, соприкасаясь с другим текстом, вновь и вновь актуализируется в целостной жизни культуры” 

*Понятие “Другой” (Собеседник, противник самого себя) становится ключевым для философии Бахтина, поскольку личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим. Для личности культура выступает как “форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления...” . Основанием поступков, действий человека как личности, направленных одновременно вовне, на других и вовнутрь, на себя, является свобода, определяющая самодетерминацию личности, реализующая ее жизнедеятельность (регулятивная функция культуры), позволяющая человеку выработать идею о самом себе. Но самодетерминация индивида в горизонте личности в культурном контексте возможна лишь в диалоге, который базируется на трех смыслах:

-диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; “Диалогические отношения ... - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там ... начинается и диалог”;

-диалог как всеобщая основа всех речевых жанров. “Жанр есть не что иное, как кристализованная в знаке историческая память перешедших на уровень автоматизма значений и смыслов. ...Жанр - это представитель культурно-исторической памяти в процессе всей идеологической деятельности... (летописи, юридические документы, хроники, научные тексты, бытовые тексты: приказ, брань, жалоба, похвала и т.д.)” ;

-несводимость диалога к общению, иначе говоря, диалог и общение не тождественны, но общение включает в себя диалог, как форму общения. “Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться... В каждом слове звучал ... спор (микродиалог) и слышать отголоски большого диалога”. 

*Для Бахтина прежде всего важна неразрывная связь героя и автора как участников «эстетического события», важно их событийное соотношение и взаимодействие в эстетическом акте. Категория события — одна из центральных в эстетике Бахтина — свое оригинальное, бахтинское наполнение получает в контексте его широкого, можно сказать, универсального понимания диалога как решающего события человеческого общения 

*Искусство и жизнь, их сложное взаимодействие — эта проблема в центре всех исследований Бахтина. Бахтин не опровергает идей, которые дала европейская эстетика (искусство как познание и отражение жизни, как выражение общественных идей и т. п.). Но его подход дает возможность увидеть не отдельные стороны взаимосвязи искусства и жизни (хотя и важные в определенные периоды), а выявить то специфическое, что определяет место искусства в культуре.

Поиски инварианта, определяющей доминанты в отношениях искусства и жизни могут показаться нереальными, т. к. искусство постоянно поворачивается разными гранями к человеку. То, что представляется важным для одного времени или даже одного человека, не является таковым для другого времени или для другого человека. Но для М. Бахтина совершенно очевидно наличие того, что делает произведение искусства абсолютной ценностью. И отсутствие этого, в свою очередь, создает ситуацию, когда «искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством». В этом случае искусство теряет то субстанциональное, лишь ему присущее, что связывает его с жизнью. Эти мысли Бахтина особенно актуальны сегодня в связи с проблемой элитарного и массового искусства. 

*Несмотря на то, что употребляемые в работах М. Бахтина термины не всегда могут быть однозначно интерпретированы, представляется, что использование им понятия «эстетическое» при анализе художественного видения и изображения выводит к специфике перевода реальности жизни в художественную реальность. Именно эстетическое сознание — «сознание, любящее и полагающее ценность…». Эстетическое сознание способно направить познающее и оценивающее сознание в сферу фундаментальных ценностей, последних вопросов бытия. Смысл рождается в эстетическом сознании (именно рождается, а не отражается), и в каждом творческом акте рождается заново, будь то художественное творчество или восприятие.

Лишь эстетическое сознание, оформляющее, организующее, завершающее, — оцельняющее переживаемое и познаваемое, способно выйти в иные смыслы.

Эстетическая  реакция есть целостная реакция. Это реакция, «собирающая все  познавательно-этические определения  и оценки и завершающая их в  единое и единственное конкретно-воззрительное, но и смысловое целое». 

*Искусство начинается там, где жизнь «обращена вовне себя и нуждается во вненаходящейся и внесмысловой активности», т. е. активности, создающей иные смыслы, нежели те, которые возникают в процессе жизни как таковой. Бахтин уделяет феномену «вненаходимости», «избытка видения» главное внимание, т.к. здесь проявляются сущностные механизмы эстетического сознания. Именно в результате «вненаходимости» мы имеем «совершенно новое видение мира, образ мира, реальность… , которую ни одна из других культурно-творческих активностей не знает». 

*На протажении всей истории человечества существовали фундаментальные ценности, которые выступают как духовные ориентиры. Именно эта сфера ценностных смыслов является царством искусства. Способность искусства провоцировать диалог человека с миром духовных ценностей и делает его ответственным перед жизнью. Понятие «большое время» Бахтин вводит для того, чтобы выделить наличие общечеловеческого, абсолютного, непреходящего во времени. В большое время отправляются произведения, которые прорвались из жизни «сейчас» в подлинно человеческую надбытийную действительность, ибо «все, что принадлежит только к настоящему, умирает вместе с ним»

Главное в отношениях к действительности — творческая активность художника, способ видения и оформления (завершения, оцельнения). Само понятие «субъективность» очень важно для Бахтина, поэтому очевидно его стремление подчеркнуть отличие подлинной творческой субъективности от субъективности, которая проявляется как переживание лишь «изнутри его самого». Подлинная суъективность — субъективность эстетического акта дает возможность выйти к иному уровню переживания-оценки. Это «внутренне вне», подчеркнутое в тексте Бахтина, вновь обращает наше внимание на парадокс эстетической активности: не самовыражение, а переживание мною вне меня находящегося. В отличие от «разрозненной субъективности» здесь воссоздается вся внутренняя жизнь человека «в эстетически милующих категориях для нового бытия в новом плане мира». Эстетическая призма, выводящая субъективность на уровень духовности, сохраняет в то же время непосредственность чувства (милующие категории). Но это не переживание частного, а переживание фрагмента жизни в ценностном контексте культуры.

Все ценности, заданные культурой, лишь тогда становятся тканью произведения, когда они не остались заданными, проповедуемыми, а растворились «в ценностном контексте определенной личности и завершимой жизни». И это возможно лишь в акте эстетического созерцания, а не в познании, поучении или самовыражении.

Информация о работе Эстетика Бахтина