Язык как знаковая система. Основные функциии языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:35, курс лекций

Краткое описание

Язык - это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык - это также любая знаковая система (звуков, сигналов), передающих информацию. К этому понятию Ожегов относит язык животных, язык пчел, язык жестов, язык дорожных знаков, язык программирования, математический язык, язык кино и др.

Содержание работы

• 1 вопрос:Ведение
• 1. Язык - важнейшее средство человеческого общения.
• 2.Функции языка
• 3. Язык с точки зрения теории знаков
• 4. Свойства знаков
• 5. Виды знаковых систем
• 6. Специфика языка как знаковой системы
• 7.Задача.Данные имена: Ввысшее учебное заведение, Черноморский флот, Верховная рада Украины," Харьковский курьер",реплика, "Бульвар",весна, дерево, дом. Определить которые из них общие имена, какие личные?
• Заключение
• Литература

Содержимое работы - 1 файл

1 вопрос.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

Наш язык совершенно справедливо называют самой полной, уникальной и незаменимой  системой связи. «Другие, искусственно созданные человеком системы и языки (например, письмо, сигнализация флажками, азбука Морзе, азбука Брайля для слепых, искусственные языки типа эсперанто или волапюк, информационно-логические языки и др.) воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка,-- пишет профессор Ю. С. Степанов.-- Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других, точно так же, как телефон, телевидение, радио (вообще всякое орудие, всякий инструмент) усиливают некоторые свойства отдельных органов человека».

Почему же наш язык, такой, казалось бы, обычный и привычный, является одновременно и самой полной, и  самой совершенной, и самой богатой, и самой экономной системой знаков изо всех, что мы знаем в человеческом обществе и в сообществах животных?

Потому, отвечает семиотика, что он иерархичен. У всех остальных знаков есть выражение и содержание, означающее и означаемое. Язык же устроен гораздо  сложней.

Знак немыслим без системы знаков. Рассмотрим такой пример: один и  тот же символ «!» может иметь  пять совершенно различных значений. Для школьника - это восклицательный  знак. Для шахматиста - обозначение  сильного хода. Для математика- факториал. Для водителя -- знак «Осторожно!». А для лингвиста - условное обозначение характерного щелкающею звука, который имеется в некоторых языках Южной Африки!

Но во всех этих случаях знак соотнесен  с каким-либо понятием, звуком, нормами  пунктуации. Короче говоря, это знаки, имеющие значение, заданное системой знаков... А в нашем человеческом языке?

Строго говоря, в языке знаки -- это только слова. Звуки и буквы, очевидно, никакого значения не имеют. Это не знаки, а только составные части, своего рода кирпичики, или, как говорят в семиотике, фигуры, из которых строится знак.

Таким образом, знаками в нашем  языке могут быть названы только слова (хотя есть точка зрения, что  и слова -- это не знаки, а лишь элементы знаковой системы, человеческого языка). Слова сочетаются в предложения, число которых практически бесконечно. Предложения, в свою очередь, являются элементами, из которых строится наша речь. Таким образом, перед нами иерархическая лестница: звук--корень слова или служебная частица -- слово -- предложение -- речь или письменный текст. Причем во многих случаях один и тот же элемент языка может выступать в этой иерархии на разных уровнях.

Можно привести классический пример. Два римлянина заспорили, кто  скажет самую короткую речь или напишет  самую короткую фразу.

-- Ео rus (еду в деревню), -- таков был текст первого.

-- I,--отвечал второй (в переводе  с латыни значит: езжай!).

Рассмотрим это, действительно, предельно  краткое высказывание. Во-первых, оно  и в самом деле высказывание, текст, речь. Состоит этот текст из одного предложения. Предложение, в свою очередь, состоит из одного корня. Слово--из одного корня. Наконец, и корень выражен с помощью одного звука или же передающей этот звук на письме буквы. Мы имеем здесь и фонетику, и морфологию, и лексику, и синтаксис! И все это--в одном значке, вертикальной палочке «I», передающей звучание «и».

Число звуков речи в любом языке  мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно  нескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясь  словами, достигает астрономических  величин. Число различных текстов, которые можно записать с помощью  предложений, практически бесконечно. «Таким образом, язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым и новым расположениям может быть построен легион знаков,--пишет датский ученый Луи Ельмслев, перекинувший мост между лингвистикой, наукой о языке, и семиотикой, наукой о знаках.-- По своей цели языки, прежде всего, знаковые системы, но по своей внутренней структуре они, прежде всего иное, а именно -- системы фигур, которые могут быть использованы для построения знаков».

Благодаря этому свойству языка  мы получаем возможность в любое  время высказать любую мысль, любое чувство, любую фантазию или  причуду. С помощью горстки фигур  строится все бесконечное многообразие и богатство языка, подобно тому, как с помощью горстки химических элементов строится тот удивительный мир, в котором мы живем.

Анализ языка с позиций семиотики, по сути дела, открыл науке язык как  таковой. До того времени лингвисты  интересовались не языком как таковым, не системой знаков и составляющих эти знаки фигур, а речью, текстами, порожденными системой. Наиболее четко  это выразил основоположник современной  структурной лингвистики Фердинанд  де Соссюр.

«Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый  в самом себе и для себя»,--такими словами завершал свой знаменитый «Курс общей лингвистики» Соссюр.

Соссюр считается создателем, так  называемой социологической школы  в языкознании, исходящей из того, что наш язык--продукт общественный, и понять его невозможно без связи с другими общественными науками и явлениями. Но есть, так сказать, лингвистика внутренняя и лингвистика внешняя, лингвистика языка и лингвистика речи.

«Наше определение языка предполагает устранение из понятия ''зык" всего  того, что чуждо его организму, его системе - одним словом, всего  того, что известно под названием  «внешней лингвистики», хотя эта лингвистика  и занимается очень важными предметами и хотя именно ее главным образом имеют в виду, когда приступают к изучению речевой деятельности, -- писал Соссюр, -- Язык есть система, которая подчиняется лишь собственному порядку. Уяснению этого может помочь сравнение с игрой в шахматы, где довольно легко отличить, что является внешним, что внутренним. То, что игра пришла в Европу из Персии, есть факт внешнего порядка; напротив, внутренним является все то, что касается системы и правил игры. Если я фигуры из дерева заменю фигурами из слоновой кости, то такая замена будет безразлична для системы; но если я уменьшу или увеличу количество фигур, такая перемена глубоко затронет «грамматику» игры».

Продолжая аналогию Соссюра, можно  заметить, что фигуры вообще могут  отсутствовать: например, игра опытных  шахматистов вслепую, не глядя на доску, не притрагиваясь к шахматам. Если правила игры в шахматы являются системой, языком, то любая партия, которую  мы станем играть, будет текстом, порожденным  этой системою, «речью».

Число шахматных фигур невелико, так же как и число полей  доски и число правил, которым подчиняется игра в шахматы. А вот число различных партий в шахматы настолько велико, что его можно считать бесконечным. Так и с помощью языка, состоящего из конечного числа элементов и грамматических правил, можно образовывать любое число фраз и текстов.

Язык и речь, система и текст--их взаимоотношение интересует не только лингвистику, но и семиотику. Методы теории знаков, применяются ныне в фольклористике и литературоведении, в теории музыки и театра, искусствоведении, этнографии, поэтике, инженерной и социальной психологии. И везде мы имеем дело с ситуацией язык -- речь, система -- текст, будь то «язык» жестов или «текст» человеческого поведения.

Современную структурную лингвистику  сравнивают иногда с лоцманом для  целого ряда общественных и естественных наук. Именно она первой осознала знаковый характер языка и отличие его  от речи. Систему языка структурные  лингвисты стараются описать  в строгих терминах математической логики и семиотики. Естественно, что  тексты описаны так быть не могут. Ведь число их практически бесконечно!

Здесь вместо формул и символов нужны  иные методы -- и в первую очередь математической статистики, тот «жар холодных чисел», о котором писал Блок в своих «Скифах», позволяющий, казалось бы, сухим колонкам цифр превращаться в яркие картины, показывающие скрытые механизмы языка, порождающего речь. Самое же ценное в этом знании -- это то, что оно начинает в паши дни все чаще оказывать помощь людям в их практике, в повседневной жизни. Например, в обучении языку [7].

4.Свойства знаков

Основные свойства всякого знака  заключаются в следующем:

Знак должен быть, с одной стороны, доступен восприятию со стороны адресата (обладать свойством перцептивности). Знак, с другой стороны, должен быть информативен, т.е. нести смысловую информацию об объекте.

С точки зрения Ф. де Соссюра, в знаке  различаются две стороны: означаемое (signifie, сигнификат, образ предмета, идея, понятие, концепт, содержание, в традиционном употреблении значение) и означающее (signifiant, сигнификант, экспонент, выражение).

Обе стороны, по его мнению, психичны. Психичен и знак в целом. Такой знак, естественно, не может быть воспринят. Следовательно, воспринимается не виртуальный языковой знак, а реализующий его речевой знак. Что касается денотата или референта, то в схеме Ф. де Соссюра он не принимается во внимание.

Связь между означаемым и означающим, по Ф. де Соссюру, условна или, в иной терминологии, произвольна: каждый язык по-своему соотносит означаемые и  означающие. Но этот принцип вызывает серьёзные возражения со стороны  Р.О. Якобсона, Ю.С. Маслова, А.П. Журавлёва, С.В. Воронина и др. языковедов: фактически у многих языковых знаков обе стороны  связаны более тесно, и эта  связь может быть объяснена факторами  звукоподражания, звукового символизма, словоообразовательной и семантической мотивированности.

Обе стороны знака взаимно предполагают друг друга. И вместе с тем они  могут как бы "скользить" относительно друг друга (установленное Сергеем  Осиповичем Карцевским свойство асимметрии сторон знака): одно и то же означаемое может соотноситься с несколькими означающими (синонимия), одно и то же означающее может соотноситься с рядом означаемых (синонимия, омонимия).

Будучи элементом определённой семиотической системы, знак характеризуется  теми отношениями, в которые он вступает с другими знаками. Синтагматические отношения характеризуют сочетательные (комбинаторные) возможности знака. В парадигматические отношения  знаки вступают в рамках класса, или множества, элементов, из которых  производится выбор данного знака. Системные связи создают основу для опознавания (идентификации) данного  знака в конкретном коммуникативном  акте и его дифференциации от других знаков как "соседей" в данной линейной последовательности, так и  внутри множества возможных претендентов на ту же позицию в этой линейной последовательности.

Различимость знаков с точки  зрения многих исследователей является главным их свойством, которое образует основу для важнейшего из семиотических  принципов, на которые ориентируется  структурная лингвистика. Противопоставленность и системная взаимообусловленность знаков приводят к тому, что возможны так называемые нулевые знаки (вернее, знаки с нулевыми означающими). Участие знака в разных оппозициях способствует выявлению его дифференциальных признаков.

5.Виды знаковых систем

Знаки принято отличать от признаков (симптомов). Последние не являются средствами целенаправленной передачи информации кем-то. В них план выражения (означающее, экспонент) и план содержания (означаемое) находятся в причинно-следственной связи (например, лужи воды на земле  как свидетельство недавно прошедшего дождя). В собственно знаках, используемых для целенаправленной передачи информации, связь между двумя сторонами  не обусловлена природными, причинно-следственными  отношениями, а часто подчинена  принципу условности (конвенциональности) или же принципу произвольности (арбитрарности).

Люди пользуются множеством разнообразных  знаковых систем, которые можно классифицировать прежде всего с учётом канала связи (среды, в которой осуществляется их передача). Так, можно говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных и т.д. Люди располагают, помимо звукового языка как основной коммуникативной системы, жестикуляцией, мимикой, фонационными средствами, представляющими собой особое использование голоса, и т.д. В их распоряжении имеются как естественные (спонтанно возникшие), так и искусственные, созданные ими же коммуникативные системы (сигнализация с помощью технических устройств и прочих средств: светофор, способы обозначения воинских различий и т.п., системы символов в логике, математике, физике, химии, технике, языки типа эсперанто, языки программирования и т.п. В некоторых ситуациях общения наблюдается одновременная передача знаков разного рода, использование разных сред (мультимедийная коммуникация).

6.Специфика языка как  знаковой системы

Наиболее сложную и развитую знаковую систему образует язык. Он обладает не только исключительной сложностью строения и огромным инвентарём знаков (особенно назывных), но и неограниченной семантической мощностью, т.е способностью к передаче информации относительно любой области наблюдаемых или воображаемых фактов. Практически любая информация, переданная посредством неязыковых знаков, может быть передана с помощью языковых знаков, в то время как обратное часто оказывается невозможным.

Для структурной лингвистики, допускающей  возможность описания языка как  имманентной, замкнутой в себе системы, принципиально важное значение имеют следующие свойства языкового знака:

его дифференциальная природа, делающая каждый языковой знак достаточно автономной сущностью и не позволяющая ему  в принципе смешиваться с другими  знаками того же языка; это же положение  распространяется и на незнаковые элементы языка (образующие план выражения знаков фонемы, силлабемы, просодемы; образующие план содержания знаков значения / семантемы);

вытекающая из парадигматических  противопоставлений между знаками  возможность отсутствия у знака  материального означающего (т.е. существование  в рамках определённой парадигмы  языкового знака с нулевым  экспонентом);

двухсторонний характер языкового  знака (в соответствии с учением  Ф. де Соссюра), что побуждает говорить о наличии того или иного языкового  значения только при наличии регулярного  способа его выражения (т.е. устойчивого, стереотипного, регулярно воспроизводимого в речи экспонента), а также о  наличии у того или иного экспонента стереотипного означаемого;

случайный характер связи означаемого  и означающего;

Информация о работе Язык как знаковая система. Основные функциии языка