Характеристика финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать финансовое право как отрасль Российской правовой системы.
Задачи исследования:
- дать определение и особенности финансового права;
- рассмотреть предмет и метод финансового права;
- раскрыть принципы финансового права;
- исследовать источники финансового права;
- охарактеризовать систему финансового права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и особенности финансового права………………………………...5
1.1. Определение финансового права…………………………………………..5
1.2. Особенности и взаимосвязь финансового права с другими отраслями права…………………………………………………………………………………….7
Глава 2. Предмет и метод финансового права………………………………………11
2.1. Предмет финансового права……………………………………………..11
2.2. Метод финансового права………………………………………………...12
Глава 3. Принципы финансового права……………………………………………16
3.1. Принцип приоритета………………………………………………………16
3.2. Принцип федерализма…………………………………………………….16
3.3. Принцип плановости………………………………………………………18
Глава 4. Источники финансового права…………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………….25
Библиография………………………………………………………………………..27

Содержимое работы - 1 файл

курсовик.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Нормы финансового права в данном случае устанавливают по­рядок мобилизации денежных средств в распоряжение государ­ства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса обра­зования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью ор­ганизаций и т.п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций.[1]

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права наиболее близкое.

Выяснение особенностей финансового права, умение отграни­чить его от других отраслей права имеет существенное практичес­кое значение, так как способствует четкой организации финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юриди­ческих мер воздействия в необходимых случаях.

 

 

 

 

Глава 2. Предмет и метод финансового права

Финансовое право - одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.

Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.[1]

 

2.1. Предмет финансового права

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.

Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Отрасли права отграничиваются друг от друга в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. Это как раз наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы все чаще появляются) отношения, традиционно составляющие предмет гражданского права. Уже на первый взгляд очевидно, что финансово-правовыми не могут считаться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.[1]

 

2.2. Метод финансового права

Основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны[2]. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом, другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.

Властность как суть метода финансово-правового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.

Во-первых, властность финансово-правового регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как это имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, «выдавая» властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Следовательно, обязывание – характерная черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода.[1] Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется прежде всего обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.

Во-вторых, метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивцому). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять  в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности строго в соответствии с законами, подзаконными актами и т.д. Их права при этом вторичны, производны от обязанностей. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Например, налогоплательщик не может перевести свою обязанность по уплате налога на другое лицо, не может договориться с налоговым органом об уменьшении налоговой ставки, мер финансовой ответственности и т.д. Надо иметь в виду, что государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами «связаны» в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования к такого рода предписаниям. Следует, однако, заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным, поскольку в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более «лояльным» и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые «вкраплениях». Например, в процессе финансово-правового регулирования используются преобразованные формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и т.д. Здесь право установления налоговой обязанности и определения ее содержания в рамках закона предоставлено финансовым органам, субъектов и муниципальных образований.

Метод властных предписаний может быть охарактеризован также как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих нормативных актов. Так, при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения финансового правоотношения, субъект финансового права обязан вступить в это правоотношение. Он не имеет свободы выбора, а строго следует предписаниям закона. В противоположность этому субъект гражданского права при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения гражданских правоотношений, не лишается свободы воли. Он может выбирать: вступать ему в правоотношение или нет. Однако нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения, например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.[1]

Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние – нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. Другая же сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей, либо она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства как гражданско-правового метода регулирования общественных отношений является как раз то, что стороны имеют однотипную правоспособность.

Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методами рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти и ее субъектов, Правительством. Примеры использования этого метода очень часто встречаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год. Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения «пересекающихся» вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда – между сторонами, заключившими финансово-правовой договор.[1]

Глава 3. Принципы финансового права

3.1. Принцип приоритета

Одним из основных принципов финансового права является принцип приоритета в области финансовой деятельности госу­дарства представительных органов власти перед исполнительными. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным ко­дексом РФ (далее – БК РФ) составляют проект бюджета и вно­сят его на утверждение законодательного (представительного) органа органы исполнительной власти, которые также затем ис­полняют бюджет и представляют представительному органу от­чет о его исполнении (ст. 154 БК РФ).
Законодательные (представительные) органы, представи­тельные органы местного самоуправления рассматривают и ут­верждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст. 153 БК РФ).

Очень важно, что в работе над этим основным финансовым актом должны обязательно участвовать обе ветви власти как, например, это было при обсуждении федерального бюджета, когда с докладом по бюджету выступал глава Правитель­ства, а затем бюджет многократно обсуждался в Думе. Но право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе пала­ты представительного органа, что закреплено в ст. 106 Консти­туции РФ. Это касается и бюджетов всех других уровней.

За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного законо­дательства и т.д.[1]

 

3.2. Принцип федерализма

Следующим принципом финансовой деятельности и финан­сового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов ме­стного самоуправления. Оговорка почти об их самостоятельно­сти связана с тем, что все нижестоящие бюджеты зависят друг от друга, так как для их формирования необходимо перераспре­деление государственных средств из вышестоящих звеньев бюд­жетной системы в нижестоящие. Однако подобные перераспре­деления в бюджетной системе за последние годы делаются та­ким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех республик и других национально государственных и административных образований, входящих в состав Российской Федера­ции.[1]

Вопросы федерализма в государстве прежде всего решаются в области бюджетной деятельности. Несомненно, одним из главных принципов финансовой дея­тельности государства и финансового права является и принцип законности. В основе деятельности по аккумуляции, перераспреде­лению и использованию денежных средств в государстве лежат нормы права, закрепленные в Конституции РФ. Нормы Конститу­ции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются базовы­ми для финансового законодательства.

Так, в ст. 71, 72, 57 и т.д. Конституции РФ закреплены ос­новы специальной и общей компетенции Российской Федера­ции и ее субъектов, бюджетного, налогового, кредитного, тамо­женного регулирования в целом. А это в свою очередь является основой для целого ряда блоков финансового законодательства по каждой области, в том числе бюджетного, налогового, кре­дитного, расчетов, денежного обращения и т.д. Кроме того, часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого дей­ствия. Например, ст. 106 Конституции регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

 

 

3.3. Принцип плановости

Еще одним принципом финансового права является принцип плановости, хотя в условиях перехода к рынку мы в целом отка­зались от административного планирования. Однако рассматри­вая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что оно является саморегулирующейся системой. Разви­ваясь, человеческое общество сначала осуществляло простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а потом с образованием государства оно стало считать свои доходы и рас­ходы и, что очень важно, не только произведенные, но и пред­полагаемые на следующий год. Таким образом, общество изо­брело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, безусловно, является бюд­жет, а теперь и внебюджетные фонды.

Государство не может развиваться, не рассчитав доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая предполагаемый объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не предусмотреть возможные затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлени­ем доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве - бюджет или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (ст. 16 БК РФ). Объединенные в систему плановые акты государства лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и органи­заций, общего баланса доходов и расходов населения, денеж­ного баланса - наличной и безналичной массы денег, обслужи­вающих обращение, и т.д. Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие пла­ны финансовых органов, в которых уточняются и детализируют­ся бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам финансовый контроль может осуществляться наиболее эффективно. Таким образом, принцип плановости – неотъемлемое условие всей финансовой деятельности государства.[1] (см. приложение, рис. 2).

Информация о работе Характеристика финансового права