Возмещение морального вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Ряд основополагающих международно-правовых актов, касающихся прав и свобод человека, например Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривают необходимость обеспечения основных прав человека. Конституция Российской Федерации (гл. 2) ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг неотчуждаемых прав личности, что предполагает, в числе прочего, эффективную охрану и защиту этих прав.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие и виды нематериальных благ.
3. Понятие морального вреда.
4. Гражданско-правовая ответственность за причинение морального вреда.
5. Общие принципы определения размера компенсации морального вреда.

Содержимое работы - 1 файл

Возмешение морального вреда(курсовая).doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

         Перечень охраняемых законом неимущественных благ указан в Конституции РФ. Это право на жизнь, здоровье, честь, достоинство, доброе имя, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, причем в Конституции подчеркивается (п. 1 ст. 55), что этот перечень не должен толковаться как отрицание или умаление других общественных прав и свобод личности, Упомянутые права имеют абсолютный характер.

         В ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (с 1 марта 1996 г. на территории РФ не применяются в связи с принятием части второй ГК РФ) моральный вред определяется как “физические или нравственные страдания”. но, что законодатель применяет слово "страдания" как ключевое в определении морального вреда. Термин "страдание" с необходимостью предопределяет, что действия причинителя морального вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. При этом вредоносные изменения в охраняемых благах находят отражение в сознании в форме ощущений (физические страдания) и представлений (нравственные страдания). Наиболее близким к понятию “нравственные страдания” следует считать понятие “переживания". Содержанием переживаний может являться страх, стыд, унижение, иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. [6, с.9]

         Определения понятия “моральный вред” дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” [14].

         “Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность устной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающим его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.". 
 

         4. Гражданско-правовая ответственность за

            причинение морального вреда. 

         Одним из основных вопросов института морального вреда является определение основной ответственности за причинение морального вреда.

         Статья 131 Основ давала  возможность полностью определить основания ответственности за причинение морального вреда. Обязательство по возмещению морального вреда возникает при наличии одновременно следующих условий:

         1. Моральный вред.

         2. Неправомерное действие причинителя вреда.

         3. Причинная связь между неправомерными действиями и моральным 

             вредом.

         4. Вина причинителя вреда. 

         Можно сказать, что наличие вреда - это наличие негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в том, что последний испытывает физические и нравственные страдания.

         Одной из важнейших специфических особенностей морального вреда является то, что сами негативные изменения происходят в сознании потерпевшего и форма, в которой эти изменения выражаются во вне, имеет сильную зависимость от особенностей психики субъекта. Например, слезотечение является одной из наиболее распространенных реакций на причинение боли, состояние горя, но факт слезотечения может явиться только косвенным доказательством причинения морального вреда, но никак не прямым, обильность же слезотечения трудно рекомендовать к принятию даже в качестве косвенного доказательства размера причиненного морального вреда. Законодатель обоснованно устанавливает только неправомерные действия в качестве условия ответственности за причинение морального вреда. Должен действовать принцип “презумпции морального вреда”, содержание которого можно сформулировать следующим образом: “Любое физическое лицо, в отношении которого совершено неправомерное деяние (действие или бездействие), признается потерпевшим моральный вред, если совершивший деяние не докажет обратное”. Это существенно упрощает позицию потерпевшего. [6]

         Презумпция морального вреда прямо не следует из российского законодательства. Скорее, наоборот, поскольку гражданское процессуальное законодательство в ч.1 ст.50 ГПК РФ предусматривает, что “Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений”. Поскольку для доказывания факта причинения вреда, в отличие от доказывания вины, гражданское законодательство не устанавливает каких-либо особых правил, принцип ст. 50 ГПК РФ должен применяться в полном объеме, и, таким образом, с точки зрения буквы российского закона потерпевший должен был бы доказать факт причинения ему морального вреда, чтобы суд решил вопрос в его пользу.

         Российские суды фактически применяют презумпцию морального вреда и, установив факт совершения неправомерного действия, предполагают моральный вред причиненным, и далее рассматривают вопрос о размере его возмещения в денежной форме. В соответствии со ст.49 ГПК РФ, средствами доказывания в гражданском процессе являются: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения эксперта. Объяснение истца о том, что он претерпел физические и нравственные страдания, являются прямым доказательством факта причинения морального вреда. Причем прямых доказательств противоположного ответчик представить не может. Показания свидетелей и заключение эксперта могут являться косвенными доказательствами причинения морального вреда.

         Например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по кассационной жалобе ответчика по иску о возмещении морального вреда, оставила решение в силе, указав следующее: [20]

         “...суммы в возмещение морального вреда суд взыскал правильно. Определяя размер морального вреда, суд обоснованно учел конкретные обстоятельства по делу, что истец длительное время (более года) добивался от ответчика выполнения работ по ремонту телевизора, неоднократно обращался по вопросу ремонта телевизора к работникам завода и за помощью к другим организациям, более года Б. и его семья не могли пользоваться телевизором по вине ответчика. Суд также учел, что работники предприятия допустили неуважительное обращение к истцу. Такого рода поведение лиц, обслуживающих население, стало причиной нравственных страданий Б. Этот вывод суда мотивирован и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в том числе заключением эксперта-психолога, которым суд дал надлежащую оценку...”. В данном случае в решении указан вид морального вреда, причиненного потерпевшему, имеется ссылка на доказательства, подтверждающие факт причинения морального вреда.

В настоящее время суды руководствуются указаниями, данными Пленумом Верховного Суда в Постановлении № 10 от 20 декабря 1994 г.: ”Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены,  степень вины причинителя, какие нравственные или физические  страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора”.

         Степень тяжести перенесенных потерпевшим страданий должна оцениваться судом с учетом всех фактических обстоятельств в совокупности. 

         Противоправность деяний заключается в их  противоречии нормам объективного права. Обязанность по возмещению морального вреда в общем случае возникает при отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку в данном случае имеет место деликтная, а не договорная ответственность. Конечно, ненадлежащее выполнение договорных обязательств также может причинить гражданину моральный вред, но возмещению такой вред подлежать не будет. Компенсация морального вреда, причиненная нарушением имущественных прав граждан, возможна лишь в случаях, когда необходимость возмещения такого вреда установлена законом. Согласно ст. 15 Закона РФ “О защите прав потребителей” моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

         Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла 22 апреля 1997 г. определение, - РЕШЕНИЕ СУДА ОБ ОТКАЗЕ В ИСКЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ УБЫТКОВ И КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЕННЫХ ПРОДАЖЕЙ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА, ОТМЕНЕНО И ДЕЛО НАПРАВЛЕНО         НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ КАК ВЫНЕСЕННОЕ С НАРУШЕНИЕМ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА [19]

         (Извлечение)  Хоружа обратилась в суд с иском к товариществу  с  ограниченной ответственностью  (ТОО)  "САМ  ЛТД"  о  возмещении  убытков и компенсации  морального  вреда,  причиненных  ей  продажей некачественного  телевизора,  и  просила  взыскать за 200 дней просрочки рассмотрения ее претензии  ответчиком  3400  тыс. рублей, стоимость телевизора  с  учетом  инфляции  -  1700640  рублей,  за моральный вред 10 млн.рублей, услуги адвоката  600  тыс. рублей.  В своих требованиях она сослалась на то, что 27 декабря  1993  г.  в ТОО "САМ  ЛТД"  купила  телевизор  "СТУ-914",  однако  в   течение гарантийного срока он вышел из  строя,  а  гарантийная  мастерская отремонтировать его не смогла.

         Благовещенский городской суд Амурской области 30  октября  1995  г. в удовлетворении иска отказал.

         Судебная коллегия по  гражданским  делам  Амурского  областного  суда решение городского суда оставила без изменения.

         Президиум Амурского  областного  суда  протест  и.о.  прокурора области оставил без удовлетворения.

         Заместитель  генерального  прокурора  РФ  в  протесте  поставил вопрос  об  отмене  судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.

         Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда  РФ  22 апреля 1997 г. протест удовлетворила по следующим основаниям.

         Согласно п.1 ст.17 Закона Российской  Федерации  от  7  февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" потребитель, которому  продан товар с  недостатками,  если  они  не  были  оговорены  продавцом, вправе по своему выбору требовать:

         а) безвозмездного устранения недостатков товара или  возмещения расходов на  исправление  недостатков  потребителем  либо  третьим лицом;

         б) соразмерного уменьшения покупной цены;

         в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

         г) замены на такой же товар другой марки (модели,  артикула)  с соответствующим перерасчетом покупной цены;

         д) расторжения договора и возмещения убытков.

         Право выбора вида  возмещения  за  продажу  вещи  ненадлежащего качества,  предусмотренного  п.1    ст.17    названного    Закона, принадлежит исключительно потребителю.

         Истица  настаивала  на  расторжении   договора    купли-продажи телевизора и возмещении убытков.

         Отказывая в  удовлетворении  иска,  суд  сослался  на  то,  что истица  отказалась  получить  стоимость    телевизора,    которая, согласно  справке  завода-изготовителя,  на  момент   предъявления претензии составляла 800 тыс. рублей.

         Этот вывод суда ошибочен.

         В соответствии  со  ст.22  указанного  Закона  при  расторжении договора расчеты с потребителем производятся  в  случае  повышения цены на товар исходя  из  его  стоимости  на  момент  предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя  из стоимости товара на момент покупки.

Информация о работе Возмещение морального вреда