Просодия и интонация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Нашими целями будут:
выведение краткого, простого, и в то же время адекватного определения интонации;
описание основных структурных компонентов интонационной модели;
поиск методов транскрибирования интонации, т.е. способов её записи;
исследование функций интонации в различных единицах текста, особенно в тех случаях, когда она устраняет грамматическую или лексическую двусмысленность.

Содержание работы

Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.
Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза.
Методы записи интонации.
Функции просодии.
Функции интонации

Содержимое работы - 1 файл

ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ 11. 

ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ.

  1. Понятия интонации  и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.
  2. Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза.
  3. Методы записи интонации.
  4. Функции просодии.
  5. Функции интонации
 

Рассмотрев систему  сегментных единиц (фонем), слоговую структуру  и акцентную структуру английских слов, мы можем приступить к изучению темы, которая представляет для нас  как теоретический, так и практический интерес – интонации. Нашими целями будут:

  • выведение краткого, простого, и в то же время адекватного определения интонации;
  • описание основных структурных компонентов интонационной модели;
  • поиск методов транскрибирования интонации, т.е. способов её записи;
  • исследование функций интонации в различных единицах текста, особенно в тех случаях, когда она устраняет грамматическую или лексическую двусмысленность.
 

    Понятия интонации  и просодии и их соотношение  как лингвистического и акустико-физиологического явления. 

    В настоящее  время понятие «просодия» получило широкое распространение и различное толкование. Не вдаваясь в историю возникновения и развития этого термина, а также нюансы его понимания, отметим, что существуют 2 чётко выраженные и диаметрально противоположные точки зрения в понимании явления, которое называют просодией.

    Одна из них  разграничивает понятия просодии и  интонации и относит их к разным речевым сегментам: под просодией  понимают «такое наблюдаемое в устной речи явление языка, которое служит для различения слогов и определения их сочетания в фонетическом слове». Под интонацией же понимается такое наблюдаемое в устной речи явление языка, посредством которого смысловое содержание предложения, выраженные в нём предикативные отношения, коммуникативное значение и модальнось, а также лексический состав и синтаксический строй получают своё конкретное выражение, определяясь характером реальной или воображаемой ситуации общения посредством языка или контекстом. Интонация служит также  одним из средств различения стилистических особенностей речи и отличает орфоэпически правильную речь на данном языке»

    Что касается компонентов интонации, то в этой области ведутся споры, что следует  включать в понятие «интонация». Широкое (многокомпонентное) понимание  интонации характерно для русской  лингвистической школы в отличие от западной (особенно американской и британской), для которой типично отождествление понятия интонации с мелодикой.

    Из сказанного следует, что изложенная выше точка  зрения на интонацию и просодию предполагает четкое разграничение этих понятий и отнесение их к разным речевым сегментам: просодии – к слогу, интонации – к фразе. 

    Вторая точка  зрения на просодию во многом смыкается с пониманием интонации как многокомпонентного единства. В понятие просодии включаются такие компоненты, как мелодия, ударение, тон (словесный), ритм, пауза, темп, тембр, долготные характеристики – практически все те, которые рассматриваются в системе интонации. Сторонники широкого толкования понятия «просодия» чётко противопоставляют сегментный и супрасегментный (просодический) уровни.

Т.о., под просодией понимается система супрасегментных средств, в которой можно выделить ряд единиц. Обычно эти единицы называют компонентами просодии. Каждый компонент, в свою очередь, представляет собой сложное системное образование, единицы которого взаимодействуют не только в рамках своей системы, но и с единицами других просодических систем.

 Во избежание терминологической омонимии начиная с 70 гг. в обиход ввели ТЕ «просодика» для разграничения областей применения: просодика относится только к слогу, а просодия соотносится со всеми сегментными единицами (слог, фраза, синтагма, фраза, фоноабзац, текст).

Помимо этих 2 точек зрения на интонацию и  просодию как понятия синонимичные (№2) и понятия с отличающейся по масштабу сферой применения (№1), существует еще и третья точка зрения, которая различает эти понятия с фонологической точки зрения. В этом смысле просодия противопоставляется интонации, поскольку объединяет супрасегментные характеристики речи на уровне восприятия (высота тона, громкость, длительность) и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время), а интонация употребляется для обозначения функциональных категорий.

Наука, изучающая  единицы просодии называется просодемика, а сами единицы – просодемами (по аналогии с фонемами). В рамках просодемики можно выделить такие направления как акцентологию, тонологию и др. Соответственно, в понятие просодемы объединили интонему, тонему, стронему, хронему (хотя в употреблении остались только первые 2 термина). Сложность выделения просодем состоит в том, что материально они часто эквивалентны одному признаку ( а фонема – всегда комплекс признаков). 

Компоненты  интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза. 

Интонация –  это языковая универсалия. В мире не существует языков, которые были ли бы монотонны, т.е. без изменения просодических параметров. Однако в разных языках интонация функционирует по-разному.

Какую же роль интонация  играет в языке?

Чем дальше мы уходим от простой способности порождать и понимать грамматические предложения в сторону коммуникативной компетентности, тем более отчётливо мы начинаем осознавать тот вклад, который интонация вносит в коммуникативную полноценность речевого акта. Мы начинаем понимать, что отработка интонации  - это не просто «косметическое» или «декоративное» упражнение, сравнительно неважное, а весьма важный вид учебной деятельности, который ведёт к осознанию некоторых фундаментальных аспектов коммуникативного процесса. Обычно выработке правильных интонационных навыков уделяется меньше внимания, чем артикуляционных, хотя овладеть интонационными навыками гораздо сложнее. Это происходит по 2 причинам. Первая состоит в том, что интонация употребляется носителями языка ещё более бессознательно, чем звуки, и, помимо этого, практически никак не отражается на письме (за редким исключением таких ориентиров, как курсив или пунктуационные значки). В то же время, даже в языке с такой сложной орфографией как в английском, читателю постоянно подсказывают, какие звуки он должен произнести. Вторая причина состоит в том, что английские звуки изучены намного глубже, чем интонация: так уж получилось, что фонетисты больше занимались сегментными единицами - фонемами, чем интонацией.

Начнём с описания интонации на перцептивном и акустическом уровнях. 

Практически невозможно описать интонацию одним или  двумя словами. Иногда подъёмы и  спады высоты тона и громкости сравнивают с волнами в океане. Д.Болингер писал в своей книге «Интонация»: «…Поверхность океана отвечает силам, которые воздействуют на её поверхность, с помощью движений, напоминающих взлёты и падения человеческого голоса…».

Советские лингвисты  единодушны во мнении, что на перцептивном уровне интонация представляет собой комплекс, единое целое, образуемое значительными взаимосвязанными друг с другом изменениями высоты тона, громкости и темпа. Некоторые учёные добавляют в список четвёртый компонент – тембр. Тембр служит для выражения эмоционального аспекта интонации. Акустическим коррелятом тембра является спектральная характеристика звука. В понятие тембра включают и «звонкость» или «звучность» голоса, под которой понимают чистоту, яркость его звучания. Однако до настоящего времени тембр практически глубоко не изучался. Ни его материальные составляющие, ни лингвистические функции до сих пор подробно не описаны. Поэтому, хотя бесспорно тембр и передаёт определённые эмоциональные или психологические оттенки значения, но включать его в список компонентов интонации вместе с высотой, громкостью и темпом не стоит.  

Необходимо отметить, что многие зарубежные лингвисты ограничивают понятие интонации, включая в него только движение тона, хотя иногда допускают и включение в список громкости. Такая точка зрения представляется неверной, хотя с её авторами можно согласиться в том, что высота тона является основным компонентом интонации.

На акустическом уровне высота тона соответствует основной частоте колебаний голосовых связок; громкость соответствует амплитуде колебаний; темп – это время звучания единицы речи.

Чтобы описать  интонацию с точки зрения перцепции, понаблюдаем, как 3 компонента интонации (высота, громкость и темп) реализуются в речи.

Каждый слог в речевой цепочке имеет свою собственную высоту тона.  На некоторых слогах тон заметно поднимается или опускается. Каждый слог несет на себе определённую громкость. Вместе с темпом речи они образуют интонационную модель, которая является основной единицей интонации. 

Интонационная модель содержит одно ядро и может содержать прочие ударные и безударные слоги, ядру предшествующие или за ним следующие. Границы интонационной модели могут быть отмечены временными паузами.

Посредством интонационных  моделей синтагмы реализуются в устной речи. В фонетике реализованные синтагмы называются интонационными группами (тоногруппами, смысловыми группами). Каждая интонационная группа может состоять из 1 или более потенциальных синтагм, например, предложение «I think he is coming soon» включает в себя 2 потенциальные синтагмы: I think и he is coming soon, однако в устной речи обычно реализуется как одна интонационная группа.

Интонационная группа – это фрагмент устной речи, который может по длине равняться  целой фразе (т.е. предложению, реализованному в устной речи). Количество интонационных групп зависит от долготы фразы и степени семантической важности или эмфазы отдельных её частей.

This \bed was ‘not ‘slept ,in.                 ,This bedŞ was \not ‘slept ,in.

Дополнительный  терминальный тон на ,This bed выражает эмфазу «эта кровать» по сравнению с другими.

Ещё пример: Last summer we went to stay with my sister in the Crimea.

                       Last summer we went to stay with my sister in the Crimea. 

Эту фразу можно  произносить как с одной, так  и с двумя интонационными группами, которые совершенно чётко влияют на значение.

Рассмотрим подробно каждый из просодических составляющих интонации и понаблюдаем, как они реализуются в таких языковых единицах как синтагмы, предложения, синтаксические единства. Среди параметров высоты тона выделим 3: чёткие изменения

  • направления тона,
  • уровня тона
  • и диапазона тона

Хотя изменение высоты тона и считается лингвистически самым значимым компонентом интонации, его можно рассмотреть с изменениями громкости, второго компонента интонации, поскольку разделить эти 2 явления, создающих эффект ударности просто невозможно.

Не все ударные  слоги обладают одинаковой значимостью. Один из слогов обладает большей выделенностью  и образует ядро, или центральную  точку интонационной модели.

Фактически, определение для ядра можно сформулировать таким образом: это слог с сильным ударением, обычно последний из подобных слогов в интонационной модели, который отмечает место значительного изменения направления высоты тона (т.е. место, где она отчётливо поднимается либо падает). Ядерный тон – самая важная часть интонационной модели, без которой последняя просто не может существовать. С другой стороны интонационная модель может состоять из одного слога, который и будет ядерным.

Согласно Кингдону Р., наиболее значимые ядерные тоны в английском языке – это Low-Fall, High-Fall, Low-Rise, High-Rise, Fall-Rise. Их значение трудно определить в общих словах. Грубо говоря, нисходящий тон любого уровня и диапазона выражает определённость, завершённость, независимость. Т.о., любое утвердительное предложение обычно заканчивается нисходящим тоном, потому что провозглашает тот факт, в котором говорящий уверен.  Такое предложение несёт в себе налёт завершенности.

Восходящий тон  любого уровня и диапазона, напротив, выражает незавершенность, неопределённость, зависимость. Общий вопрос, например, произносится с восходящим тоном, поскольку говорящий неуверен в истинности того, о чём он спрашивает.

Уточняющая и  второстепенная информация в предложении  также произносится с восходящим или ровным  тоном, поскольку она  неполна, в силу своей зависимости  от полного понимания основного утверждения.

I’m not sure I can join you now.  If you> like    we can go to the picnic later.

Поощрения или  вежливые отказы, команды, приглашения, приветствия, прощания обычно произносятся с восходящим тоном.

Информация о работе Просодия и интонация