Архангельская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Архангельская область занимает первое место в России по количеству и значимости памятников деревянного зодчества и венчает десятку российских регионов, знаменитых своим культурным наследием.
Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Живописны и разнообразны ландшафты многих других мест региона с сохранившимися в девственном виде флорой и фауной. В области свыше 200 тысяч озер, богатые ягодные и грибные места, возможности удачной охоты и рыбалки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Вехи истории……………………………………………………………….5
2. Возникновение Архангельской области……………………………….…8
3. Кенозерье………………………………………………………………….10
4. Деревянное зодчество русского севера……………………….…………14
5. Холмогоры……………………………………………………….………..18
6. Каменная архитектура Севера
в эпоху Древней Руси………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная Архангельская обл.doc

— 805.00 Кб (Скачать файл)

     Стремление  повторить (разумеется, в понимании  средневекового зодчего) московские образцы  оставалось характерным для городских  и монастырских соборов на Севере не только в XVI, но и в XVII столетии. Еще Иван Грозный способствует этой тенденции, предоставляя денежные льготы для каменного строительства. Так было в 1587 г. при начале строительства Троицкого собора в Антониево-Сийском монастыре, расположенном неподалеку от Северной Двины. В грамоте царя Федора Иоанновича особо оговорено, что он должен быть построен «в Воскресенскую меру, что в [Ново-]Девичьем монастыре, что у нас на Москве». Мало того, для «сийского каменного дела» из столицы на Двину послан мастер Захар. Однако закончили собор через двадцать лет уже вологодские каменщики. Особенностью его архитектуры стало резкое выделение средней главы не только размерами, но и аркатурно–колончатым поясом. В прошлом фасады завершались закомарами.

     Небольшую обособленную группу всего из двух храмов XVI в. составляют Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря, возведенный по программе настоятеля — будущего митрополита Филиппа, и Благовещенский в Сольвычегодске, заложенный знаменитым промышленником Аникой Строгановым. Их пятиглавие, как и в рассмотренных выше храмах, происходит от общерусского кафедрала — Успенского собора. Но в то же время они существенно отличаются от образца хотя бы своим двухстолпием, возникшим в результате появления к тому времени высокого иконостаса, полностью закрывшего восточные столпы, которые здесь превратились в стену. Это, в свою очередь, определило и необычное развитие основного объема по поперечной оси север — юг. Потому-то боковые фасады тут расчленены только на два прясла. Оба собора имеют высокий подклет, а сольвычегодский к тому же окружен двухэтажной галереей, а паперть соловецкого собора соединена переходами с трапезной церковью Успения Богородицы.

     Своеобразно и пятиглавие этих соборов. В соловецком угловые главы венчают верхние приделы, соединенные друг с другом галереями, а средняя глава представляет собой усеченный восьмигранный конус, открытый внутрь храма — форма, близкая к шатровой (есть предположение, что первоначально барабан завершался деревянным шатром). В сольвычегодском барабаны глав также восьмигранные (существующие ныне переделаны, вероятно, в XVIII веке, когда позакомарное покрытие было заменено четырехскатным). Кроме того, оба храма роднит многопридельность: в первом было семь приделов, во втором — девять. Эта черта свидетельствует о влиянии композиционной структуры знаменитого московского собора Покрова на Рву (Василия Блаженного), а также о желании заказчиков представить храмы как пантеоны избранных святых, призванных прославлять и охранять: в первом случае монастырь, во втором — город и двор Строгановых.

     Однако  эти соборы в немалой степени  и отличаются друг от друга. Сольвычегодский  выглядит более нарядным благодаря  орнаментальному поясу, проходящему  под его закомарами, и арочным  окнам, расположенным в нишах, а также перспективному порталу на западном фасаде. Соловецкий более суров: валунный ступенчатый цоколь, наклонные стены, имеющие толщину около пяти метров, угловые приделы, напоминающие башни, придают храму крепостной облик. Фасадный декор первого находит прямые аналоги в круге уже упоминавшихся построек Белозерского края и тяготеет к ростовской архитектурной школе, а второй — к новгородской, на что указывает хотя бы покрытие по кокошникам и щипцам. Предполагается, что Спасо-Преображенский собор был построен новгородским зодчим Игнатием Салкой (Столыпой), перед тем возводившим на Соловках монастырскую трапезную с церковью Успения.

     Каменные  укрепления на Севере в XVI  в. возводились только дважды: вокруг Успенского монастыря вскоре после 1557 г. и вокруг Ивановского после 1569 г. Вместе они позднее составили Кирилло-Белозерский монастырь. С 1582 по 1596 гг. на Соловках строится самая северная крепость Руси. Стены первого монастыря были сложены из кирпича, имели высоту около 5 м, два боевых яруса. Стены и башни были украшены лентами узорчатой кладки. Недостаточная высота и толщина участков стен вдоль Сиверского озера, проявившаяся в момент военной опасности в 1612–1614 гг., сделали необходимой их перестройку.

     Расположенный между Святым озером и морской  бухтой Благополучия, Соловецкий монастырь (см. «Искусство», № 10/2008. – Ред.) в плане представляет собой пятиугольник, углы которого закреплены сильно выдвинутыми вперед круглыми башнями. Их артиллерийские амбразуры, приспособления для тайных вылазов обеспечивали возможность ведения активной обороны, а своеобразие всей крепости придает кладка из крупного валунного камня. «Городовыми мастерами» здесь были вологодец Иван Михайлов и монах родом из Неноксы Трифон.

     Итак, с конца XV и вплоть до XVIII в. каменная архитектура Севера развивалась в русле общерусской. Однако на основе ростовской, московской и новгородской традиций здесь формируются собственные направления и школы, испытывавшие воздействие деревянного зодчества. За два с лишним века на огромных просторах Севера возникли выдающиеся памятники и целые ансамбли, вошедшие в золотой фонд древнерусского архитектурного наследия.  

     Заключение 

     Люди  пришли на территорию Архангельского Севера сразу после отступления  ледника, а в некоторые районы еще раньше, во время последнего ледниковья. Первобытная археология северной окраины России получила хорошее  освещение в трудах А.Я.Брюсова, М.Е.Фосс, Г.М.Бурова, Г.А.Панкрушева, Н.Н.Гуриной, В.И.Смирнова, В.И.Канивца, Л.П.Хлобыстина и многих других исследователей. Первоначальное заселение шло волнами со времен позднего палеолита до эпохи раннего металла из южных и юго-восточных регионов Восточной Европы. Некоторые памятники первобытной археологии получили характеристику в статьях этого тома (Орлецкие стоянки, Кузнечиха на Сев. Двине; Кубенино, Веретье, Ольский мыс на Лача-озере; дюнные стоянки беломорской культуры; древнее поселение «Мудъюг-1» (о-в Мудьюг); стоянки на островах Белого и Баренцева морей, на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа и т.д.). Свыше 300 памятников первобытной археологии Большеземельской тундры было исследовано Г.А.Черновым. В монографических работах В.И.Равдоникаса и Ю.А.Савватеева описаны памятники культовой скалописи (петроглифы) в Беломорской Карелии. В работах Н.Н.Виноградова, А.А.Куртоеа, А.Я.Мартынова исследованы памятники промыслово-культовой каменной архитектуры на островах Белого моря (лабиринты, фигурные выкладки, гряды, сейды, курганы и пр.).

     В севернорусских преданиях имеются  упоминания о чудских племенах («шень», «пинь», «немь», «ла» и др.; отсюда - Шенкурск, Пинега, Немьнюга, Лавела и т.п.). В  «Повести временных лет» (нач. XII в.) приведено их обобщающее название- Чудь Заволоц(чс)кая. Археологические памятники чуди на территории нынешней Архангельской области изучены в ходе многолетних экспедиций О.В.Овсянникова [(могильники Корбала и Усть-Пуя на р. Ваге, Веркола на р. Пинеге, Тихманыа на озере Лача, Варзуга и Кузомень на Кольском п-ове (Мурманская область)]. К северу от чуди Заволочья расселялись емь (ямь) (от Онежского озера до нижнего течения Северной Двины), к югу - пермь (бассейн Вычегды), к востоку - печера (нижнее течение р. Печоры). В Х1-ХП вв. в тундру (Большеземельскую, Малоземельскую, Тиманскую) пришли ненцы, вероятно из Западной Сибири, они вытеснили или ассимилировали аборигенных сииртя (сихиртя), и древняя культура морских зверобоев и охотников на диких оленей сменилась культурой кочевых оленеводов.

     Однако  после работ Е.А.Мельниковой, Т.Н.Джаксон и Г.В.Глазыриной можно с уверенностью сказать о том, что викинги действительно посещали Белое море в 1Х-ХП вв., проникали в низовья Северной Двины и шли по водным путям в центр Руси. 06 этом свидетельствует, например, находка Архангельского клада с монетами и ювелирными изделиями Х1-ХП вв.; вещи клада (свыше 2 тыс. западноевропейских серебряных монет и дирхемы арабской чеканки конца IX в.) позволили их исследователю О.В.Овсянникову сделать предположение о том, что на заре ср едневековья существовала северно-восточная часть великого торгового пути, который пролегал от берегов Англии и Скандинавии до предгорий Полярного Урала, а через Северную (Новгородскую) и Южную (Киевскую) Русь шел на Восток. Ладожские и ильменско-новгородские славяне появились в Поморье в это же время, сна-чала (Х-Х1 вв.) в бассейне р. Сухоны, затем(с XII в.)-в Подвинье и Беломорье. Туда же устремились белозерцы и ростовцы, беженцы с Понизовья (Низовская земля). Это разрозненное, а затем массовое переселение крестьян-смердов было вызвано двумя причинами-поисками новых, свободных земель и установлением феодальных порядков в княжествах-государствах Древней Руси. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.   Колесников П. А. Северная Русь. Вологда, 1971.

2. Матвеев А. К. Еще раз об этимологии этнонима зырянин // Этимологические исследования. Вып. 3. Свердловск, 1984.

3. Матвеев  А. К. Мерянская топонимия на  Русском Севере – фантом или  феномен? // Вопр. языкознания. 1998. №  5.

4. Островская  М. Древнерусский северный мир // Изв. Арханг. о-ва изучения Русского Севера. 1912. № 3, 1 февр. Архангельск, 1912.

5. Пантелеева  А. А., Янчевская Н. В. Ареалы  этнонимов карел, самоед и чудь  в Архангельской области // Изучение  географических названий. Вопросы  географии. М., 1966.

6. Чайкина  Ю. И. История административной  лексики Белозерья // Лексика севернорусских  говоров. Вологда, 1976.

7. Лазарев, Е.С.  Друиды Русского Севера / Евгений Лазарев. - М. Вече, 2009.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.philology.ru  
 
 
 

Информация о работе Архангельская область