Великие географы - участники переселенческих экспедиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:16, доклад

Краткое описание

Вторая половина XIX начала XX века — время активного и целенаправленного изучения территории России, время ярких личностей в российской географии. Этот отрезок времени характеризуется большими изменениями в общественно-экономической жизни страны. В 1861 г. была проведена Крестьянская реформа — отменено крепостное право, после чего в России стал бурно развиваться капитализм.

Содержимое работы - 1 файл

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

                                                                      

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФЫ – УЧАСТНИКИ  ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ

Н.В.Лезликова

Коми  госпединститут

Руководитель: В.И.Силин

     Вторая половина XIX начала XX века — время активного и целенаправленного изучения территории России, время ярких личностей в российской географии. Этот отрезок времени характеризуется большими изменениями в общественно-экономической жизни страны. В 1861 г. была проведена Крестьянская реформа — отменено крепостное право, после чего в России стал бурно развиваться капитализм. Учрежденные в 1864 г. земства стали заниматься местными вопросами: развитием промышленности, сельского хозяйства, торговли, строительством дорог. Именно с развитием капитализма в России начинается  усиленное освоение и заселение южных, наиболее благоприятных для жизни, районов Сибири и Дальнего Востока. В 1891-1892 гг. начато строительство Великой Сибирской (Транссибирской) железной дороги, связавшей Сибирь и Дальний Восток с центральными районами России. В полосе, прилегающей к железной дороге, были проведены геологические исследования, открыт ряд полезных ископаемых, прежде всего угля, необходимого для эксплуатации железной дороги. Одновременно велись исследования в золотоносных районах — Ленском, Енисейском, Баргузинском, в результате которых удалось увеличить добычу золота.

     Запросы практики стимулировали сбор конкретных, точных сведений о различных сторонах и свойствах природы (о полезных ископаемых, рельефе, возможностях развития земледелия, пушных зверях, древесине). Все это способствовало развитию экспедиционных, прежде всего узкоспециальных исследований (геологических, климатических, ботанических, зоологических, геоморфологических), направленных на изучение территорий пригодных под переселение крестьян. Начинается резкая дифференциация в географии. В ее недрах обособляются в самостоятельные отрасли географические науки — климатология, гидрология, геоморфология, океанография, почвоведение и другие.

     Перед тем, как рекомендовать  те или иные регионы Российской Империи для переселения крестьян, в них направлялись почвенно-ботанические экспедиции, целью которых было определить пригодность новых районов для развития сельского хозяйства и исследовать растительный покров России, который в начале XX века был еще очень слабо изучен. Экспедиции проходили в 1906-1918 годы и организовывались Главным управлением земледелия и землеустройства, в состав которого тогда входил и Императорский ботанический сад — один из предшественников современного Ботанического института им. В. Л. Комарова. Руководство ботанической частью было возложено на консерватора Ботанического сада А. Ф. Флерова, а с 1910 г. на главного ботаника сада Б. А. Федченко. В экспедициях принимали участие как штатные сотрудники Сада, так и ботаники из других ботанических учреждений. Это были в основном молодые люди, недавно закончившие свою учебу. Были и такие, которые стали возглавлять ботанико-почвенные экспедиции, будучи студентами старших курсов. Многие известные ученые начинали свою научную карьеру как раз в экспедициях Переселенческого управления.

     А.Л. Чекановский выполнил в южной части Иркутской губернии на обширной и труднодоступной горной территории первую в Сибири геологическую съёмку, составил карту большей части Средней Сибири, получил первые сведения о геологическом строении Тунгусского бассейна, т.е. положил начало систематическому геологическому исследованию Средней Сибири. Много сделал для познания природы Прибайкалья и Восточного Саяна И.Д. Черский, который создал первую научную гипотезу происхождения рельефа Восточной Сибири и выдвинул идею, что Прибайкалье представляет собой древнейший участок суши Азии.

     Во время Олекминско-Витимской экспедиции (руководитель П.А. Кропоткин) было открыто Патомское нагорье, уточнены представления о природе Забайкалья, исследован Восточный Саян и р. Амур. Была составлена первая достоверная карта рельефа Восточной Сибири, написаны книги «Общий очерк орографии Восточной Сибири», «Исследование о ледниковом периоде» (1876). Анализируя свидетельства различных исследователей о состоянии льдов вблизи Новой Земли, Кропоткин предсказал наличие ещё не открытой земли в районе архипелагов Земли Франца-Иосифа и Северной Земли.

     Большой вклад в изучение природы России внесли В.В. Докучаев и его многочисленные ученики и последователи. Докучаев сформулировал важный естественнонаучный закон – закон широтной и вертикальной (высотной) зональности, разработал комплексный подход к воздействию на природу степей. Отличительной особенностью его работ была неразрывная связь с запросами практики. Докучаеву принадлежит заслуга в организации особых комплексных экспедиций «по оценке земель»; в 1882–1895 он возглавлял Нижегородскую и Полтавскую экспедиции по оценке земель, а также Особую экспедицию по испытанию и учёту различных способов и приёмов лесного и водного хозяйства в степях России.

     Ученик Докучаева А.Н. Краснов исследовал Алтай, Прикаспийские степи, западные районы Кавказа и Предкавказья, Приморье и Сахалин. Г.Н. Высоцкий дал конкретную характеристику природных зон Русской равнины и показал большое разнообразие природных условий внутри каждой из них.

      Комитет Сибирской дороги, созданный в конце 1892 г., привлек к исследованиям широкой полосы вдоль трассы Сибирской железной дороги большое количество ученых. Изучались геология и полезные ископаемые, наземные и грунтовые воды, растительность, климат. Большое значение имели исследования Г.И.Танфильева в Барабинской и Кулундинской степях (1899-1901).  Танфильев, рассмотрев взгляды прежних исследователей, высказал убедительные соображения о происхождении грядового рельефа Барабинской степи, о режиме многочисленных озер Западно-Сибирской низменности, о характере почв, в том числе черноземов.

      Со 2-й пол. 1880-х гг. в изучение природы России включились университетские кафедры географии. Первая кафедра географии и этнографии была открыта в 1884 в Московском университете, а тремя годами позже (1887) кафедра географии и антропологии открылась в Петербургском университете. Кафедрой в Московском университете долгое время руководил её основатель Д.Н. Анучин, проводивший исследования на Валдайской возвышенности, где изучал истоки Волги, Зап. Двины и Днепра. В последней трети   XIX в. получили широкое распространение многолетние экспедиции с участием специалистов разного профиля. Многие экспедиции организовывались ведомствами и земствами, в руководстве работами участвовали военные специалисты (генералы Жилинский, Певцов, Тилло).

    Академия наук снарядила в кон. XIX в. специальные экспедиции на север Западной Сибири (Р.Б. Шмидт), на Таймыр (Э.В. Толль), на побережье Чукотки (К.А. Воллосович), доставившие ценные сведения о природе полярных областей и следах ледникового периода в Сибири.

     В исследованиях, проводившихся  во второй половине XIX в. на  Урале, основное внимание уделялось изучению его геологического строения и размещению полезных ископаемых. В 1898-1900 гг. Оренбургское отделение Русского географического общества организовало барометрическое нивелирование южной части Уральского хребта. Это способствовало возникновению специальных геоморфологических исследований. Первую такую работу на Урале произвел П.И. Кротов. Он критически рассмотрел историю орографических исследований на Среднем Урале, дал общую картину строения его рельефа, описал множество характерных форм поверхности и объяснил геологические условия их возникновения.

     Основательное изучение климата  Урала началось с 80-х годов  XIX в., когда там была создана  81 метеорологическая станция. К  1911 г. количество их увеличилось  до 318. Обработка данных метеонаблюдений дала возможность выявить картину распределения климатических элементов и определить общие черты климата Урала.

     К началу XX в. флора Урала (кроме  Северного и Полярного) была  уже достаточно хорошо изучена.  В1894 г. главный ботаник Петербургского ботанического сада С.И. Коржинский впервые обратил внимание на следы древней растительности на Урале. Сотрудник Петроградского ботанического сада И.М. Крашенинников первым высказал соображения о взаимоотношениях леса и степи в Южном Зауралье, поставив тем самым важные ботанико-географические проблемы. Значительно запоздали на Урале почвенные исследования. Только в 1913 г. сотрудники Докучаева Неуструев, Крашенинников и другие начали комплексное изучение почв Урала.

     Специальными экспедициями Переселенческого управления (1908–1914) проводилось изучение природных условий в районах, отводившихся для переселения крестьян из Европейской России. Эти экспедиции носили в основном рекогносцировочный характер и охватывали значительные территории. В них принимали участие ботаники, географы и почвоведы. Комплексные исследования, проводившиеся в Сибири и на Дальнем Востоке, завершились изданием атласа, а также первой почвенной карты России.

     Крупные географические открытия были сделаны в 1920–30-х гг. во внутренних районах Северо-Востока. Экспедицией С.В. Обручева в 1926 здесь был открыт громадный горный хребет, протянувшийся почти на 1500 км при ширине 400 км, с высотами, доходящими до 3000 м (г. Победа – 3003 м), и по площади превосходящий Кавказ. Позже были открыты Юкагирское и Алазейское плоскогорья. Аэровизуальные наблюдения привели к открытию Анадырского плоскогорья и хребта Пекульней. Проведённые здесь экспедиционные исследования привели к громадным изменениям на карте Индигиро-Колымского края. Изменилось представление о расположении не только горных хребтов, но и возвышенностей, низменностей и рек. Много открытий, хотя и не столь значительных, было сделано на территории нашей страны в предвоенные и послевоенные годы. Открыто современное горное оледенение в хребтах Сунтар-Хаята, Черского, на Корякском нагорье, в Забайкалье (хребет Кодар), уточнены высоты многих вершин в Забайкалье, крупнейший гейзерный очаг на Камчатке; изменилась ситуация на картах Приамурья – между Буреинским хребтом и долиной р. Амур был открыт ряд горных хребтов, наиболее крупным из которых является Баджальский.

       Одной из главнейших задач России на Дальнем Востоке после русско-японской войны стало укрепление оборонного потенциала этих территорий в условиях экономического подъема. Главным звеном в реализации данной задачи должна была стать колонизация – заселение региона производительным русским населением. Для определения масштабов и условий ее осуществления была остро необходима экономико-географическая и статистическая информация, получить которую было возможно только посредством научных экспедиций. Камчатка привлекала своими несметными богатствами, многих предпринимателей и промышленников.

     Одним из них был банкир, представитель  известной московской купеческой династии Ф. П. Рябушинский. По его инициативе в 1908–1910 гг. на Камчатке работала экспедиция Русского Географического общества. На организацию и проведение исследовательских работ была выделена огромная сумма в 200 тыс. руб., что позволило провести комплексные работы по изучению этнографии, геологии, метеорологии, ботаники, зоологии Северо-Востока. Щедрость мецената позволила привлечь к работе известных ученых разных специальностей, среди которых ботаники В. Л. Комаров, В. П. Савич, Л. Г. Раменский, зоолог П. Ю. Шмидт, геолог С. А. Конради и другие. Уровень подготовки участников экспедиции позволил им выйти за рамки узкоспециальных исследований и заниматься также изучением истории, экономики и демографии.

     По  инициативе Главного управления землеустройства  и земледелия для выяснения колонизационного значения Камчатки и, в частности, возможности занятия там земледелием, Переселенческим управлением была организована так называемая Камчатская переселенческая экспедиция. Возглавлял экспедицию чиновник особых поручений, тогда заведующий Никольск-Уссурийским переселенческим подрайоном В.И. Рубинский. В состав экспедиции вошли производитель работ агроном И.Г.Протопопов, ученый лесовод Жуковский и землемер Зеленин. Участники экспедиции на месте ознакомились с природно-климатическими и экономическими условиями полуострова. Обследовали территорию, выделив земли, пригодные для заселения, промысловые и заповедные. В. И. Рубинский лично изучал территорию будущего заповедника Лопатка. Агроном экспедиции И. Г. Протопопов привез запас семян, земледельческие орудия и сделал пробные посевы, в том числе озимых.

     Во  время работы экспедиций произошло  важное событие в системе управления: законом от 17 июня 1909 г. Камчатка была выделена в самостоятельную область. Население охотно восприняло инициативу переселенческого управления, активно брало семена для посадки. В 1910 г. близ Петропавловска открыли сельскохозяйственную ферму. Мнение членов экспедиции и местной власти совпали: «колонизационный фонд незначительный, а потому о массовом переселении не может быть и речи». Таким образом, в результате работы экспедиций было достигнуто главное – нерациональность сельскохозяйственной колонизации Камчатки. Приоритеты должны были быть отданы промысловой деятельности.

         Царская власть, надеявшаяся на массовое переселение крестьян в Сибирь не добилась поставленной цели. Переселение не смогло предотвратить обострения аграрного вопроса в Европейской России и Сибири. Правительство не смогло в деле переселения добиться четкой его организации, не обеспечило взаимодействие частей переселенческого аппарата, а затрудняло переселения. Обилие бумаг и формальностей действовало на крестьян так, что они предпочитали переселяться самовольно, без излишней волокиты. Перевозка переселенцев была поставлена плохо, железные дороги не справлялись со своей задачей, так как масштабы движения оказались не по плечу переселенческому аппарату.

     Все эти экспедиции явились результатом переселенческой политики государства. Они были направлены на изучение, освоение огромных пространств Российской Империи. Участники экспедиций проделали большую работу по изучению климатических факторов, биологических ресурсов, рельефа местности. Был собран большой материал по каждой территории. А участниками экспедиций были великие географы, которые внесли большой вклад в развитие территории России.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Великие географы - участники переселенческих экспедиций