Региональная геополитика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Геополитика (греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — искусство и практика использования международных политических сил. В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и пространственными структурами на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое и стратегическое значение географии, в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Американская концепция региональной геополитики (Д.Мейнинг, У.Кирк)….4
2.Геополитический сценарий будущего России…………………………………….7
3.Практическое задание……………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………......22

Содержимое работы - 1 файл

к.р. по геополитике.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 


 

 

Кафедра философии и социологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Геополитика»

 

         

Вариант № 11

Исполнитель:

Направление подготовка:

Группа:

№ зачетной книжки:

Руководитель: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1.Американская концепция  региональной геополитики (Д.Мейнинг, У.Кирк)….4

2.Геополитический сценарий будущего России…………………………………….7

3.Практическое задание……………………………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список используемой литературы………………………………………………......22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Геополитика  (греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — искусство и практика использования международных политических сил. В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и пространственными структурами на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое и стратегическое значение географии, в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов. Термин «геополитика» введен в обращение шведским политологом Рудольфом Челленом (Rudolf Kjellen) под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 г. опубликовал книгу Politische Geographie (Политическая география). Впервые термин употреблён им в 1899 г., но широкую известность он получил после выхода книги «Государство как организм» в 1916 г.

     Между  тем в самом общем виде многозначность  современного использования понятия  геополитики можно свести к  трём аспектам:

  1. Геополитика характеризует ту или иную идеологическую доктрину. В этом аспекте геополитика под различными именами в том или ином виде известна уже с античных времён истории человечества.
  2. Понятие геополитики характеризует конкретно-исторический  тип международных отношений эпохи переделов уже в основном завоёванного и освоенного старыми державами мира, практическую стратегию международной политики народов и государств Новейшей истории.
  3. Понятие геополитики выражает активно формирующуюся в междисциплинарном обществоведческом поле науку со своим специфическим объектом, предметом, с собственной системой.

Геополитика даёт знания, необходимые человечеству для  совершенствования своей организации  во благо, а не во зло его общему интересу.

 

1. Раскройте содержание  американской концепции региональной  геополитики и покажите её  методологическую роль (Д. Мейнинг, У, Кирк)

 

 

     Во второй  половине XX века неоатлантизм становится ведущим направлением англо-американской геополитики. Д. Мейнинг выпускает монографию «Хартленд и римленд в евразийской истории» (1956), где он предлагает разделить евразийское побережье на три типа по своей геополитической ориентации: пространства, ориентирующиеся на хартленд - Китай, Монголия, Северный Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Восточная Европа (включая Пруссию), Прибалтика и Карелия; геополитические нейтральные территории - Южная Корея, Бирма, Индия, Ирак, Сирия, Югославия; пространства, ориентирующиеся на Атлантику – Западная Европа, Греция, Турция, Иран, Пакистан, Таиланд.

     Сегодня,  спустя полвека, очевидно, что  этот геополитический прогноз Д. Мейнинга относительно ориентации большинства стран римленда оказался ошибочным - Восточная Европа, Прибалтика, Ирак, Иран, Югославия, Пакистан не раз меняли свой геополитический вектор. Римленд оказался весьма проблемной и неустойчивой геополитической зоной. Несмотря на множество попыток неоатлантистов создать геополитическую модель этой территории, ни одна из них пока не была подтверждена в ходе развития геополитической истории.

     У.  Кирк в своей книге «Географическая ось истории» (1965) выдвинул гипотезу, что главную роль в структуре римленда будут играть высшие культурные секторы внутреннего полумесяца, которые имеют атлантическую ориентацию, - Западная Европа, Пакистан и Турция. От них культурные импульсы смогут поступать внутрь континента, создавая мощные геополитические притяжения, с помощью которых можно объяснить динамику геополитической ситуации в Евразии. Но ни один из перечисленных выше геополитических факторов во второй половине XIX века не стал генератором геополитической динамики. США действительно сделали ставку на Турцию и Пакистан в планах вестернизации Азии, но эти страны так и не смогли стабилизировать свои политические системы - в них периодически происходят военные перевороты и без существенной поддержки Америки они сами не смогли бы удержаться в зоне атлантического влияния.

     Современная  геополитика исходит из нескольких  моделей постановки проблем и  их решения (парадигм). Первая из них обращает внимание на пространственное различие между центром и периферией, причем последняя противопоставляется центру, Юг - Северу, развивающиеся страны - развитым.

     Вторая сосредоточивается на различии трех поколений войн. Согласно этой концепции, войны на разрушение уходят в прошлое, а на их место согласно теории войн приходят коммуникационные, с «нулевым результатом человеческих потерь».

     Третья исходит из актуализации проблемы национальной идентичности как основы национальной политики. Согласно этой концепции, этические, классовые, религиозные противоречия подчинены динамизму становления «государства-нации».

     Четвертая основывается на различиях между региональными системами, в центре каждой из которых находится государство, оказывающее влияние на развитие событий в регионе: «Великий Иран», «Великий Пакистан» или «Великий Китай» и т. д.

     В той или  иной степени эти геополитические  парадигмы нашли свое выражение в теории атлантизма, утверждавшей западную цивилизацию как доминирующую в мире и являющуюся носителем либерально-демократических ценностей и рыночной экономики. Эта теория приняла наиболее четкие формы в период существования биполярного мира, функционировавшего в атмосфере «холодной войны» между Западом (США) и Востоком (СССР).

     Это противостояние  выразилось в том, что американские исследователи во главу поставили поиск стратегических районов, господство над которыми понималось как условие обеспечения национальной безопасности США. При ближайшем рассмотрении в зоне американских стратегических интересов оказалась вся планета.

     Концепция  глобального подхода к проблемам  безопасности усиливала свою значимость по мере создания и развития ядерного оружия и космических средств его доставки. В этой связи один из американских исследователей замечал: «Значение естественных особенностей планеты в борьбе за военное превосходство и безопасность изменяется с технологическими изменениями в человеческой возможности разрушать, перевозить и сообщать. Без сильного чувства технологии геополитика вырождается в земной мистицизм».

     Эту же мысль  в середине 80-х гг. развивал один  из стратегов НАТО, утверждавший, что в «геополитике ядерного сдерживания технология сменила географию по значению», т. е. «оказалась настолько революционной в своем влиянии на географию, что практически сменила ее в качестве основного фактора геополитики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Геополитический  сценарий будущего России.

 

1. Сценарий жесткой глобализации. Основывается на предположении, что центры экономической мощи евроатлантического сообщества (США и ЕС) будут выступать единой коалицией в процессе трансформации системы международных отношений и мировой экономической системы.

Фактически  этот сценарий означает успех в построении однополярного миропорядка с  жесткой иерархией между ее основными  участниками. Результатом внедрения  этой модели может стать фиксация экономическими и внеэкономическими методами монополии Запада на развитие высокотехнологичных производств и извлечение рентных доходов, в то время как странам остального мира будет отведена вспомогательная роль и функции доноров, плательщиков различных видов рентных доходов, прежде называвшихся данью. В зависимости от специфики стран их функциями могут быть поставка сырья, дополнительных трудовых ресурсов, размещение вредных производств или ограничение на промышленную деятельность и организация природных заповедников с целью поддержания удовлетворительного мирового природного баланса и т. д.

В случае реализации данного сценария весьма вероятно, что западное сообщество будет проводить скоординированную  политику против «китайского экономического чуда» и регламентировать конкуренцию  с другими незападными экономическими центрами, пытаясь ограничить развитие национальных экономик стран в сфере высоких технологий.

В военной  области отрыв США и стран  Запада от всего остального мира в  военно-технологическом плане резко  возрастет. С большой вероятностью будут сняты пока еще остающиеся ограничения на использование военной  силы для обеспечения интересов  США и евроатлантического сообщества в целом.

Система, построенная по принципу жесткой  иерархии, в силу специфики своего функционирования потребует обязательной стандартизации условий и принципов  политического и экономического функционирования всех субъектов международных  отношений, что с высокой степенью вероятности может спровоцировать стагнацию в развитии не только системы международных отношений, но и мировой экономики в целом.

Дополнительным  фактором риска при реализации данного  сценария будет стремление Запада решать многие возникающие проблемы с позиции  силы.

Воплощение  сценария жесткой глобализации возможно именно на фоне кризисного развития международной  обстановки. Для сохранения своего лидерства Соединенные Штаты  с высокой вероятностью должны будут  поддерживать в мире состояние постоянной напряженности через систему  «управляемых конфликтов».

Основным  недостатком такого сценария является то, что хотя он и способен в краткосрочной  перспективе привести к некоторой  стабилизации международной обстановки, но недовольство элит традиционных и  новых центров силы своим несуверенным статусом будет нарастать, приводя к открытым и завуалированным попыткам расшатать монополярный миропорядок. Яркими примерами в этом смысле являются Венесуэла, Куба, Никарагуа, Иран и Северная Корея. Их эпатаж в мировой политике вряд ли был бы возможен без поддержки более крупных мировых игроков.

В случае реализации данного сценария международных  отношений интегральный статус силы России уменьшится вдвое.

2. Сценарий умеренной глобализации. Базируется на предположении о том, что относительная мощь США будет постепенно снижаться. При таком развитии событий можно ожидать, что Европейский союз постепенно выйдет на позиции одного из ведущих экономических центров мира, приблизится в военно-технологическом плане к США.

Именно  Евросоюз, а не Китай, потенциально имеет большие возможности стать  вторым мировым полюсом силы.

Изучение  перспектив формирования основных центров  силы свидетельствует о том, что  только ЕС и Китай, а при благоприятных  условиях - Япония, Индия и Россия, способны проводить самостоятельную  геополитическую стратегию.

В отношениях с Россией Китай выказывает пока наименьшую заинтересованность в ее дальнейшем ослаблении. Однако нельзя исключать обострения противоречий между обеими странами по мере роста их экономической мощи и военного потенциала.

Начало  открытой борьбы с единовластием  США в ближайшей перспективе  возможно только гипотетически при  условии формирования коалиции нескольких потенциальных центров силы (например, ЕС и Россия или Россия и Китай). Реализация подобного сценария возможна лишь в случае, если жесткость внешней  политики Вашингтона превысит определенный порог, когда важный принцип мироустройства «ничего личного, только бизнес»  утратит свое значение, уступив место  буйству некоторых, пока дремлющих, неактуальных архетипов европейской  или китайской цивилизации.

В целом  сценарий умеренной глобализации предполагает, что перед Китаем открывается  перспектива самостоятельно утвердиться  в качестве сопоставимого с США  и ЕС центра экономической и военной  мощи. Россия совместно со своими союзниками и партнерами из числа государств СНГ при реализации этого сценария также может закрепиться на позициях мирового экономического и военного лидера, но только в том случае, если будет играть роль консолидирующего центра интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Анализ  изменения основных показателей  мощи государства показывает, что  при реализации сценария умеренной  глобализации Россия сохранит контроль над своими территориальными и природными ресурсами, однако для этого ей понадобится  существенно усилить показатели управления, внешней политики, науки  и образования. Интегральный показатель силы России несколько вырастет.

3. Сценарий возрастания роли регионов - регионализации. Основывается на допущении, что главной тенденцией системы международных отношений станет формирование конкурирующих между собой торгово-экономических зон, крупнейшими из которых будут Северо-Американская и Азиатско-Тихоокеанская, а также ЕС. Соперничество между ними по мере выравнивания их экономической мощи усилится - они будут вести борьбу за рынки, спорные территории и ресурсы. Необходимым условием реализации такого сценария являются обострение торговых войн и неэффективность механизмов ВТО.

Информация о работе Региональная геополитика