Сподвижники Петра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:49, реферат

Краткое описание

Целью реферата является подробное рассмотрение сподвижников Петра Первого и «птенцов гнезда Петрова».
Задачами реферата является:
- рассмотреть сподвижников Петра Первого;
- охарактеризовать некоторых «птенцов гнезда Петрова».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Сподвижники Петра I………………………………………………...4
2. «Птенцы гнезда Петрова»……………………………………………8
Заключение…………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………….22

Содержимое работы - 1 файл

сподвижники Петра.docx

— 53.37 Кб (Скачать файл)

     Содержание: 

         Введение………………………………………………………………..3

    1. Сподвижники Петра I………………………………………………...4
    2. «Птенцы гнезда Петрова»……………………………………………8

      Заключение…………………………………………………………..20

      Список  литературы………………………………………………….22 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение  

     В истории России вряд ли сыщется время, равное по своему значению  преобразованиям петровой четверти XVIII века. За многовековую историю  существования Российского государства было проведено не мало реформ. О том, что  дали России петровские преобразования, со всей определенностью сказало время. 

     Деятельность  Петра во многом определила дальнейшие события в России. Основное значение преобразований Петровской эпохи состоит  в том, что Россия начала становиться  частью Европы. В политике и культуре, в экономике и быту западноевропейские образцы поколебали прежде незыблемое положение образцов русских и  начали быстро завоевывать господствующее положение.

     Преобразования  Петра обеспечили нашей стране новое качественное состояние: во-первых,  значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в  могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским  флотом; в-третьих, Россия вошла  в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в  Европе не решался без ее участия. 

     Ошибочно  предполагать, что Петр Первый был  в одиночестве тянув воз преобразований в гору, в то время как «миллионы» тянули его под гору. В действительности у Петра было множество помощников, подвизавшихся на военном, дипломатическом, административном и культурном поприщах.

     Целью реферата является подробное рассмотрение сподвижников Петра Первого и  «птенцов гнезда Петрова».

     Задачами  реферата является:

     - рассмотреть сподвижников Петра  Первого;

     - охарактеризовать некоторых «птенцов  гнезда Петрова».

     1.Сподвижники  Петра I 

     Петр  был очень не ординарным человеком. Прежде всего, поражает разносторонность  его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и  законодателем. Однако Петр великий был не только дельцом, но и  мыслителем. В деятельности Петра все эти моменты, так отчетливо различаемые  досужим размышлением и как бы рассыпающиеся при раздумье, шли дружно вместе, точно вырастая один из другого, с органически-жизненной неразделимостью и последовательностью. Петр является перед наблюдателем в вечном потоке разнообразных дел, в деловом постоянном общении с множеством людей, среди непрерывной смены впечатлений и предприятий; всего труднее вообразить его наедине с самим собою, в уединенном кабинете, а не в людной и шумной мастерской.    

       Это не значит, что у Петра  не было тех общих руководящих  понятий, из которых составляется образ мыслей человека; только у Петра этот образ мыслей выражался несколько по-своему,  не как подробно  обдуманный план действий или запас готовых ответов на всевозможные запросы жизни, а являлся случайной импровизацией,  мгновенной вспышкой постоянно возбужденной мысли,  ежеминутно  готовой  отвечать на всякий запрос жизни при первой с ним встрече [6, c. 67-71]. 

     Но  особенно любил Петр высказывать  свои взгляды и руководящие идеи в откровенной беседе с приближенными, в компании своих «друзей» как он называл их.  Стоит заметить, что многие, высказываясь об эпохе Петра Великого, говорят только о самом Петре, вроде, как только он проводил эти реформы, что он в одиночестве тянул воз преобразований в гору, в то время как «миллионы» тянули его под гору. В действительности у Петра было множество помощников, подвизавшихся на военном, дипломатическом, административном и культурном поприщах. Как и всякая знаменательная эпоха, время преобразований выдвинуло немало выдающихся деятелей, каждый из которых внес свой вклад в укрепление могущества России. Называя их имена, следует помнить о двух обстоятельствах: об исключительном даре Петра угадывать таланты и умело их использовать и о привлечении им помощников из самой разнородной среды.

     Среди  сподвижников Петра Великого помимо русских можно встретить голландцев, литовцев, сербов, греков, шотландцев. В «команде» царя находились представители древнейших аристократических фамилий и рядовые дворяне, а также выходцы из «низов» общества: посадские и бывшие крепостные. Царь долгое время при отборе помощников руководствовался рационалистическими критериями, нередко игнорируя социальную или национальную принадлежность лица, которого он приближал к себе и которому давал ответственные поручения. Основаниями для продвижения по службе и успехов в карьере являлись не происхождение, а знания, навыки способности чиновника или офицера.

     Нет надобности доказывать, что в рамках самодержавной политической системы огромное значение имела личность самого монарха, его взгляды, определявшие, в конечном счете, выбор лиц, приближаемых к трону. Монарх ограниченных способностей выбирал и соратников серых и бесцветных. Чтобы быть замеченным и обласканным Петром, надлежало соответствовать взыскательным требованиям царя-рационалиста. Одна из граней дарования Петра великого состояла в умении угадывать таланты, выбирать соратников. Можно назвать десятки ярких индивидуальностей, раскрывших свои способности в самых разнообразных сферах деятельности. Но Петр умел не только угадывать таланты, но и использовать их на поприще, где они могли оказаться наиболее полезными. Несколько тому примеров. Под Полтавой под рукой царя находился весь цвет командного состава русской армии: фельдмаршал Б.П. Шереметьев, генералы А.И. Репнин, Я.В. Брюс, А.Д. Меньшиков. Петр послал преследовать бежавшего с поля боя противника А.Д. Меньшикова и, как дальше мы убедимся, не ошибся в своих расчетах - только Меньшиков, и никто иной, обладал такими свойствами характера и дарования, которые могли обеспечить успех операции у Переволочены.

     Многие  из сподвижников, даже большинство и притом самые видные и заслуженные дельцы,  были многолетние и ближайшие сотрудники Петра: князь Ф.Ю. Ромодановский, Князь  М.М. Голицын, Т. Стрешнев, А.В. Макаров, князь Я.Ф. Долгорукий, князь А.Д. Меньшиков,  графы Головины, Шереметьев, П. Толстой, Брюс, Апраксин. С ним они начали свое  дело; они шли за ним до последних лет шведской войны, иные пережили Нештатский  мир и самого преобразователя. Другие, как граф Ягужинский, барон Шафиров, барон  Остерман, волынский, Татищев, Неплюев, Миних, постепенно вступали в редевшие  ряды на место раньше выбывших князя Б. Голицина, графа Ф.А. Головина, Шеина,  Лефорта, Гордона.

     Петр  набирал нужных ему людей всюду, не разбирая звания и  происхождения, и они сошлись к нему с разных сторон и из всевозможных  состояний: кто пришел юнгой на португальском корабле, как генерал-полицмейстер  новой столицы Девиер, кто пас свинейв Литве, как рассказывали про первого  генерал-прокурора Сената Ягужинского, кто был сидельцем в лавочке, как  вице-канцлер Шафиров, кто из русских дворовых людей, как архангельский  вице-губернатор, изобретатель гербовой бумаги, Курбатов, кто, как Остерман был  сын вестфальского пастора; и все эти люди вместе с князем Меньшиковым,  когда-то, как гласила молва, торговавшим пирогами по московским улицам,  встречались в обществе Петра с остатками русской боярской знати.  Нелегко было сладить столь разнохарактерный набор в дружную компанию для общей  деятельности [1, 89-93].

     Петру досталась трудная задача не только подыскивать годных людей  для исполнения своих предприятий, но воспитывать самих исполнителей. Неплюев  впоследствии говорил Екатерине II: «Мы, Петра Великого ученики, проведены им  сквозь огонь и воду». Но в этой суровой школе применялись не одни только  суровые воспитательные приемы. Посредством раннего и прямого общения Петр  приобрел большое умение распознавать людей даже по одной наружности, редко  ошибался в выборе, верно угадывал, кто на что годен. Но, за исключением  иностранцев, да и то не всех, люди, подобранные им для своего дела, не  становились на указанные им места готовыми дельцами. Это был добротный, но  сырой материал, нуждавшийся в тщательной обработке. Подобно своему вождю, они  учились на ходу, среди самого дела. Им нужно было все показать, растолковать  наглядным опытом, собственным примером, за всяким присмотреть, каждого  проверить, иного ободрить, другому дать хорошую острастку, чтобы не дремал, а  смотрел в оба.  Притом Петру нужно было приручить их к себе, стать к ним в простые и прямые  отношения, чтобы личной к ним близостью вовлечь в эти отношения их нравственное  чувство, по крайней мере, чувство некоторой стыдливости, хотя бы только перед  ним одним, и таким образом получить возможность действовать не только на  ощущение официального страха должностного холопа, но и на совесть как не лишнюю  подпорку гражданского долга или по крайней мере общественного приличия.

     В этом  отношении, что касается долга и приличия, большинство русских сотрудников  Петра вышло из старого русского быта с большими недочетами, которые ярко  проявились в злоупотреблениях по службе. Петр жестоко и безуспешно боролся с  этой язвой. Он ожесточался, видя, как вокруг него играют в закон, по его  выражению, словно в карты, и со всех сторон подкапываются «под фортецию правды» [4, c. 89-90].   
 
 
 

    1. «Птенцы гнезда Петрова»
 

     Александр Данилович Меньшиков

     Меньшиков по происхождению, как утверждало большинство  его современников, был родом из незнатной семьи. Путь Александра Даниловича от пирожника до святейшего князя совершен на глазах у современников, он отражён в источниках.

     В 1697 году он значился среди волонтёров, отправившихся за границу для обучения кораблестроению. Меньшиков в те годы не расставался с Петром ни на минуту и везде следовал за царём. В это время влияние Алексашки на царя сильно возросло. Меньшиков обладал как раз теми качествами, которые царь в условиях надвигавшейся войны искал в своём фаворите: усердие, сочетаемое с талантами, беспредельная преданность и умение угадывать помыслы царя, распорядительность, опирающаяся на уверенность в том, что царь поступил бы в том или ином случае точно так же, как поступает он, Меньшиков. Иными словами критерием «годности» фаворита стали его деловые качества. Под Нотебургом впервые проявились его военные дарования. Меньшиков, во время, приведя силы на подмогу, предопределил успех этого сражения. После этого Александр Данилович преуспел также и на посту администратора, в качестве губернатора Шлиссенбурга.

     Входя в курс дела, Меньшиков накапливал опыт администратора и военачальника. Уже в эти годы его письма к  царю или распоряжения подчиненным  отличались деловитостью и лаконичностью - в них ни одного лишнего слова. Опять напрашивается сравнение: фаворит усваивал и тон, и манеру писем Петра. Александр Данилович работал, не покладая рук, с полной самоотдачей. Не менее успешней он справлялся и с другими поручениями. Для создаваемого Балтийского флота требовалось железо и корабельные пушки. Меньшиков организует поиск руд и закладывает два завода. Так царский слуга постепенно становиться соратником царя. На военном поприще Александр Данилович тоже быстро завоевал репутацию надёжного и энергичного исполнителя.

       В 1703 году он удачно руководил  изгнанием неприятеля из земель  по течению Невы. Укрепление острова  Котлин и возведение Петропавловской крепости поручил Меньшикову, чем был весьма доволен. Царю нравилась распорядительность любимца не щадившего ни себя, ни других.

     В 1704 году под руководством Меньшикова была взята Нарва. В течение десяти лет, начиная с 1705 года, между Петром и Меньшиковым, судя по их переписке, поддерживались самые теплые отношения, не возникало ни одного повода, чтобы омрачить их.

     В 1706 году австрийский император наградил царского фаворита дипломом князя Священной Римской империи. Бывший пирожник стал светлейшим князем. В этом же году Меньшиков был поставлен командовать союзными войсками в Саксонии. Тогда то он и одержал свою блистательную победу у Калиша, блеснув и полководческими дарованиями и личной отвагой. Излишняя доверчивость князя оказала ему плохую услугу. По своей наивности, неумению лгать, принятию лживых заверений собеседника за чистую монету Меньшиков отдал Августу II шведских племенных, которых король предатель передал Карлу XII из-за своей личной выгоды. От этой доверчивости Александр Данилович не раз ещё пострадал, но до конца дней своих он не смог преодолеть её. В следующие годы последовало изнурительное отступление [3, c. 211-220].

     Лишь 28 сентября 1708 года было предпринято  сражение у Лесной, в котором под командованием Меньшикова и Петра был практически полностью уничтожен корпус Ливенгаупта, спешивший на соединение с основными силами Карла XII. Этот разгром и последующее взятие Меньшиковым крепости Батурин, резиденции изменника Мазепы, были одной из составляющих успеха русских под Полтавой. Лишённый продовольствия и боеприпасов Карл XII вынужден был постоянно менять дислокацию. Своими налётами русские войска "докучали" шведской армии. В некоторых из них участвовал и Меньшиков. Складу его характера и темпераменту вполне соответствовали такого рода внезапные нападения, где можно было проявить личную отвагу, и находчивость, и способность мгновенно ориентироваться в быстро менявшейся обстановке. В подготовке к полтавскому сражению Меньшиков сыграл решающую роль. В самой битве ему была отдана под командование вся кавалерия, которая сыграла не последнюю роль в ходе сражения. После одержанной победы преследование отступавших шведов возглавил Меньшиков. Через три дня драгуны Александра Даниловича нагнали противника у Перевологны, где пленили 16275 человек.

Информация о работе Сподвижники Петра