Франция в сер. XIV - XV вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:21, доклад

Краткое описание

После подавления народных волнений 1356-1358 гг. во Франции началась политическая консолидация в среде господствующего класса. Господствующие сословия поддержали политические и военные мероприятия правительства, и это позволило в скором времени изменить ход войны в выгодном для Франции направлении.

Содержимое работы - 1 файл

01. Франция в сер. XIV - XV вв..doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)


01. Франция в сер. XIV - XV вв.

 

После подавления народных волнений 1356-1358 гг. во Франции началась политическая консолидация в среде господствующего класса. Этому способствовали боязнь феодалов новых народных восстаний и опасность национального уничтожения со стороны Англии. Господствующие сословия поддержали политические и военные мероприятия правительства, и это позволило в скором времени изменить ход войны в выгодном для Франции направлении.

Занявший престол Карл V (1364-1380), которому пришлось уже раньше испытать давление оппозиционно настроенных штатов, старался по возможности избегать их созыва и изыскивать «внепарламентские» средства пополнения казны. Он ввел под видом «подмоги» настоящий прямой налог (фуаж – подымный сбор) и собирал его без разрешения сословий. При нем значительно улучшилась деятельность королевской администрации. Появились новые должности – финансовые чиновники – элю.

Проведена была и военная реформа, по которой усилился королевский контроль над армией и дисциплина в ней, упрочена власть коннетабля, расширена система наемничества, усилена артиллерия, стали обучать стрельбе из лука и арбалета, стали учитывать военные способности командиров, изменилась и тактика ведения войны – перешли к мелким и партизанским сражениям.

В начале XV в. в столице Франции возникла ситуация, активизировавшая политическую роль Генеральных штатов. Этот кризис был вызван междоусобной борьбой правящих клик бургундцев и арманьяков, оспаривавших власть и претендовавших на пост регента при слабоумном (опека в 1380 г. – Людовик Анжу, Филипп Бургундский, Иоанн Бери, в 1392 г. первый приступ безумия случился) Карле VI (1380-1422). Причинами движения были борьба между опекунами короля за влияние на короля и за политическую независимость их владений. Борьба между этими группировками сопровождалась террористическими действиями с обеих сторон (убийство Людовика и затем убийство Иоанна). Бургиньоны пытались опереться на парижские низы (из демагогических соображений). Обе партии обращались к Англии, особенно бургиньоны, которые после убийства Иоанна Бесстрашного (1419 г.) поддерживали притязания англичан на французскую корону. Арманьяки стояли за дофина, будущего короля Карла VII (1422-1461). После неудач Англии в Столетней войне бургиньоны стали добиваться примирения с арманьяками на максимально выгодных для себя условиях. В 1435 г. борьба группировок окончилась их окончательным примирением.

Страдавшие от произвола и разорения народные массы, прежде всего горожане Парижа, взялись за оружие, чтобы защитить себя от насилия. Движение парижских ремесленников скорняков, мясников, - мелких торговцев возглавил богатый скотопромышленник Симон Кабош. Восставшие осадили и взяли крепость Бастилию (29 апреля 1413 г.), построенную Карлом V, и стали фактическими хозяевами Парижа. Руководящим центром движения были Парижский муниципалитет и университетская корпорация. Требования – окончание междоусобицы, снижение налогов, упорядочение их взимания, и надеялись, что цехи мясников смогут усилить свое политическое влияние в городе. Был принят кабошьенский ордонанс, предлагавший умеренную программу реформ в финансовой и судебной областях, + требования выборности чиновников и запрета продажи государственных должностей.

На этом фоне происходит окончание многолетнего конфликта Англии и Франции.

Итоги Столетней войны оказались благоприятными для Франции. На волне патриотического подъема усилилась власть короля и были ослаблены позиции владетельной знати. Генеральные штаты на время прекратили свою активную деятельность.

Война для Франции была последним испытанием на пути создания единого французского государства. Территориальное воссоединение Франции и окончание длитель­ных и разорительных для страны войн оказали благотворное воздей­ствие на возрождение экономики и культуры страны. И если в сфере экономики больших сдвигов еще не ощущалось, то позитивные пере­мены в остальных сферах жизни можно четко зафиксировать. В стране отмечался интерес к ее истории, далекому прошлому. Появилось немало хроник и мемуаров, росло число литературных произведений разного жанра, расцветала поэзия, получили развитие театральные постановки, особенно те из них, что обличали разврат знати либо церкви, алчность богатых.

Столетняя война заставила даже слабого и безвольного Карла VII провести некоторые полезные для госу­дарства реформы. Карл обратил серьезное внимание на преоб­разование войск, так как постоянного королевского войска не было. Военные силы доставлялись по просьбе короля феодалами, которые далеко не всегда готовы были исполнять королевскую волю. Король пользовался также наемными войсками, которые иногда были одинаково опасны как для врага, так и для самой Франции. Чувствуя настоятельную необходимость в постоянном королевском войске, которым бы он в любое время мог распоряжаться, Карл VII добился от генеральных штатов введения постоянной подати на содержание армии. С этих пор король имел в своем распоряжении регулярную армию — как пехоту, так и конницу. Создание постоянного, правильно собираемого войска сослужило большую службу для дальнейшего укрепления королевской власти и для создания крепкого государства.

При Карле VII был также решен важный вопрос об отношении французскогот духовенства к папе. Сильное государство с твердою коро­левскою властью не могло допустить, чтобы папский престол свободно распоряжался церковью во Франции. В городе Бурже было созвано собрание, которое обнародовало так называемую «Прагматическую санкцию». Эта санкция во многих отношениях ограничивала папскую власть в пределах французского государства; она ставила собор выше папы, сильно уменьшила права папы на различные церковные сборы и ограничила право его суда.

После смерти Карла VII на престол вступил его сын Людовик XI (1461 – 1483). Выросший в эпоху столетней войны, Людовик в бытность еще дофином не ладил со своим отцом Карлом VII и не раз участвовал в заговоре против последнего. Вступив после смерти отца на престол, Людовик XI поставил целью своей жизни окончательно сломить оставшихся феодалов и укрепить абсолютную (независимую) власть короля. Поэтому он главное внимание свое уделял городскому сословию. Современный ему историк Филипп де Коммин писал: «Было видно сразу, что новый король будет королем простого народа, а не королем вельмож».

Самым опасным врагом Людовика XI был сильный феодал, герцог Бургундский Карл Смелый, владевший Бургундией и Франш-Конте на восточной границе и Нидерландами — на севере. Соединившиеся против Людовика феодалы образовали так называемую Лигу общественного блага. В происшедшей борьбе Людовик XI был побежден и должен был сделать некоторые уступки.

Убедившись, что ему еще не справиться со всеми феодалами сообща, хитрый и последовательный Людовик XI прибегнул к тонкой политике, задумав победить их поодиночке. Для этого он ловко направлял одного феодала против другого, поднимал против них их соседей и т. д. Конечно, главное его внимание было обращено на Карла Бургундского, против которого ему удалось поднять не только его подданных, но и соседних швейцарцев. Швейцарцы разбили Карла в двух сражениях, а в третьей битве при Нанси в Лотарингии Карл был убит.

После этого поражения Людовик XI присоединил Бургундию; другая же часть владений бургундского герцогства перешла в руки германских государей, так как дочь Карла Смелого Мария вышла замуж за Максимилиана, будуще­го германского государя. После Бургундии были окончательно присоединены к Франции владения и других феодалов, участвова­вших в Лиге общественного блага. Особенно было важно присоединение на самом юго-востоке, за Роной, области Прованса с такими гаванями на Средиземном море, как Марсель и Тулон. Таким образом, Людовик XI увеличил территорию Французского королевства, окончательно сломил политическую силу феодалов и создал единое государство с твердою королевскою властью в центре. Не принадлежали еще Франции на западе Бретань и на юге, у восточных Пиренеев, Наварра и Беарн.

Во внутренней политике Людовик XI поощрял города, которые поддерживали его в борьбе с феодалами; многие города получили от него освободительные хартии. Генеральным штатам Людовик XI не доверял и созвал их всего лишь один раз; провинциальные же штаты занимались вопросом о налогах и находились в полном подчинении у Людовика.

Подозрительность и жестокость, свойственные вообще натуре Людовика XI, к концу его жизни усилились до крайней степени. Боясь заговоров и покушений, он под конец жизни удалился в мрачный укрепленный замок Плесси ле Тур в цветущей долине Луары и жил там почти в полном одиночестве. Никто не смел приближаться к замку под угрозой смерти; кругом замка были расставлены капканы и сделаны скрытые ямы. Сам Людо­вик жил в небольшом помещении, окруженном железными ре­шетками. Даже ближайшие родственники допускались к нему с большим трудом, слуги постоянно менялись. Самыми доверенными лицами у Людовика в это мрачное время был хитрый цирюльник Оливье и историк Филипп де Коммин, перешедший на службу к Людовику от герцога Бургундского. Жестокость Людовика была чрезмерна; так, он одного кардинала продержал десять лет в небольшой клетке. В 1483 году, пораженный ударом, Людовик XI умер.

К концу правления Людовика XI Франция превратилась в сильное, единое государство с абсолютною властью короля. В политическом развитии Франция уверенно шла к новой форме государственности — абсолютной монархии. Показателем этого служило свертывание в конце XV в. практики сословного представительства. Генеральные штаты фактически бездействовали. Последние в XV в. Генеральные штаты были созваны в 1484 г., они бесславно попытались в условиях малолетства Карла VIII усилить свое политическое влияние. Для провинциальных и местных штатов спад выразился главным образом в лишении их прежней автономии и подчинении центральной власти. Причиной упадка сословно-представительной системы явились осуществленные монархией реформы — налоговая и военная, которые ослабили ее зависимость от сословий. Кроме того, к концу XV в. произошли заметные сдвиги в положении сословий и их отношении к центральной власти. Создание постоянной армии, в частности, закрепило приверженность дворянства к военной службе, оплачиваемой государством, его безучастность к хозяйственной деятельности. Это не способствовало его сближению с городским сословием. Налоговая исключительность духовенства и дворянства, сложившаяся к середине XV в., также усилила раскол привилегированных сословий с податным третьим сословием, к которому принадлежали горожане и крестьянство.

В XVI век Франция вступила крупнейшим из централизованных государств Западной Европы, с развитыми сельской экономикой, ремеслом и торговлей, духовной и материальной культурой.

 



Информация о работе Франция в сер. XIV - XV вв.