Экономика России в I половине XVIII в. Реформа Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

1.Предмет и функции истории экономики.
2.Методы историко-экономического анализа.
3.Факторы экономического развития.
4.Развитие науки – «история экономики».
5.Практическое значение науки «история экономики

Содержание работы

Вводная лекция. Общеметодологические проблемы историко-экономической науки………………………….……..…..……3

Глоссарий …………………………….………………………….…….….16

Введение …………………………………………………………………..22

Гл 1. «В начале было...» …………………………………………………..24

Гл 2. «Россию поднял на дыбы» ………………………………………….25

Гл 3. Общий потрет экономики России первой половины XVIII в…….31

Заключение ……………………………………………………………….. 37

Список литературы ………………………………………………………. 39

Содержимое работы - 1 файл

к.р. ист.экон..doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

  Кончина Петра I, не оставившего наследника - продолжателя преобразований, в определенной степени затормозила социально-экономическое  развитие страны. Преемниками Петра I стала череда его малосведущих в управлении огромной страной родственников - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и др. Большинство из них приходило к власти через бесконечные интриги и дворцовые перевороты. Они мало заботились о процветании России, вели расточительный для государственного бюджета образ жизни, непродуманную внутреннюю и внешнюю политику. Разгул фаворитизма ослаблял экономику страны.

  Они не только отказались от политики покровительства  российской промышленности и торговле, но зачастую просто препятствовали их развитию. Так, фабриканты-недворяне в основном лишились права приобретения душ. Таможенный тариф 1731 г. заменил протекционистский характер предыдущего тарифа (1724), значительно смягчив условия импорта иностранных изделий и пр.

  Это было время иностранного засилья  и пренебрежения к интересам  россиян. К примеру, смета расходов двора Анны Иоанновны отводила на содержание царского двора 260 тыс. руб., конюшни ее фаворита Бирона --100 тыс., на мелкие личные нужды императрицы -- более 42,5 тыс., а на две Академии -- чуть больше 47 тыс., на народное образование -- всего 4,5 тыс. руб.

  Дочь  Петра I императрица Елизавета Петровна, хотя и стремилась продолжить экономическую  политику отца, делала это не всегда последовательно и результативно.8

  Гл. 3. Общий потрет экономики России первой половины XVIII в.

  Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры  главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения). И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

  И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало  создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна  и порою противоречива, отражая  характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 -- в черной и цветной металлургии, 18 -- лесопильных, 17 -- пороховых, 15 -- суконных, среди других -- кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.).

  По  своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или по-сессинных крестьян, на вотчинных -- крепостных крестьян. Только ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников

  В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной  промышленности. Так, Петр I поддерживал  и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

  Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

  Кроме 11 больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию - лидеров в области металлургии того времени. 9

  Военный арсенал пополняли государственные  мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятии - Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др. В это же время были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске. В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.

  Серьезное развитие получила текстильная промышленность. А с 1725 по 1750 гг. возникло 62 новые  текстильные мануфактуры (шелковые, полотняные, суконные). Правда, в суконной промышленности, наиболее привилегированной, были постоянные перебои. Продукция этих мануфактур вся шла на поставки в казну. Однако условия закупок были невыгодными и суконные мануфактуры хирели. Резкий контраст составляли шелковые заведения, работавшие на вольную продажу. Число их неуклонно возрастало. Основным центром шелковой промышленности были Москва и Подмосковье. Развивалась и парусно-полотняная промышленность. Русская парусина пользовалась большим и неизменным спросом в Англии и других морских державах.

  Получает  развитие производство бумаги, кожевенное, стекольное, химическое и т.п. К середине XVIII в. в России действовало 15 бумагоделательных, 10 стекольных, 9 химических мануфактур и др.10

  Промышленное  и ремесленное производство, совершенствование путей сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать любыми товарами, уплатив пошлины.

  В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). Кроме того, была использована форма откупов: купец-откупщик получал право на продажу преимущественно монополизированных товаров, а также на прибыли от рыбной ловли, сенокосов, мостов, мельниц и пр.

  Особое  внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая  славу отечественного купечества и  усиливая его позиции, Петр I, как  уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом, осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению се от конкуренции иностранных мануфактур.

  Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался  импорт иностранных товаров. Пошлины  на заграничные товары взимались  лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою  до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 15%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных - всего 6%.11

  Подобная  политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и  вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство  зачастую довольно жестко вмешивалось  в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.

  В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт  русских товаров и европейские  страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

  Сельское  хозяйство, как и раньше, оставалось основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба - рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Для Heчерноземья - сам-2-3, для Черноземья - сам-5-6. Развивалось скотоводство.

  Итак, мы можем сделать вывод, что, несмотря на сложности и противоречия в  экономическом развитии первой половины XVIII века, он в целом принес определенные плоды в этом направлении, а, главное, стал переломным и необратимым этапом на пути «вестернизации» как российской экономики, так и государства в целом.

  Одно  из величайших событий европейской  и всемирной истории совершилось: восточная половина Европы вошла  в общую жизнь с западною; что  бы ни задумывалось теперь на Западе, взоры невольно обращались на Восток.12 С Россией стали считаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение  

  Петра I резко интенсифицировал происходившие  в стране процессы, заставил ее совершить  гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

  Явным успехом отечественной экономики  было создание новой промышленности на Урале, которая сохранила свое значение станового хребта в крупном производстве страны вплоть до середины ХIХ века. Петровские домны на Урале своей продуктивностью вскоре превзошли английские, превратив Россию тем самым в одну из ведущих в мире стран в области металлургического производства. В целом же мануфактурная политика Петра I содействовала тому, что русская экономика смогла преодолеть отсталость.

  В конце правления Петра финансы  России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, ”сохе” или ”двору”, была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут.

  Кроме того, подобно многим нововведениям  Петра Первого, денежная система, созданная  в процессе его реформы и основанная на десятичном принципе, показала свою жизнеспособность. Она с некоторыми изменениями просуществовала почти до конца XIX века и сохранила некоторые основные черты в наше время.

  Заложенный  в первую четверть XVIII века экономический  и производственный импульс страны благодаря неумелому и эгоистичному правлению преемников великого реформатора во многом уменьшился, но не исчез окончательно. Вторая половина XVIII века во многом продолжила движение Российского государства на ее пути в Европу в качестве равного партнера.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономика России в I половине XVIII в. Реформа Петра I