Великое герцогство Тосканское в XVIII-XIX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать полную характеристику великого герцогства Тосканского в ХVIII – первой половине XIX вв. с географической, экономической, политической и социальной точек зрения.
Задачи исследования: изучить развитие великого герцогства Тосканского в данный период, рассмотреть основных правителей и состояние государства при их правлении, выявить характерные особенности в истории герцогства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Великое герцогство Тосканское в период с начала XVII в. до падения Наполеоновской империи
Тоскана до французского завоевания. Реформы Пьетро Леопольдо
Тоскана в 1789-1815гг. Французское господство
Глава 2. 1815-1860 гг. Реставрация и объединение Италии
1815 – 1846 гг. Период реставрации
Тоскана в 1846-1849 гг. Период преобразований
Герцогство в 1849-1860 гг. Объединение с Сардинским королевством.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

В Тоскане необходимо было срочно устранить ряд пережитков прошлого, мешавших обновлению экономики. К разрешению этой задачи и сводились реформы, проводимые новой Лотарингской династией при содействии просветителей. Первый герцог из Лотарингской династии, Франческо II (1737-1765), муж императрицы и сам император, находился все время в Вене и управлял Тосканой с помощью регентского совета, который возглавляли последовательно князь Краон, граф де Ришкур и маршал Ботта-Адорно. Уже в 1738 г. в Маремме была разрешена свободная торговля хлебом (т.е. свободный вывоз хлеба из Мареммы). Впоследствии этот срок был продлен.[17]

              Во второй половине XVIII в. феодальная система вступила в фазу окончательного распада, в связи с чем углубились социальные и политические противоречия. Однако в то же самое время оживилась деловая активность, развились капиталистические отношения и окрепла буржуазия.

              Этому способствовало прекращение длительных войн и установление почти полувекового периода мирной жизни. Дворянство начало понимать, что прежними способами не может удовлетворить рост своих потребностей. Масса разрозненного городского и сельского населения представляла емкий рынок рабочей силы. Реформы, проведенные отдельными правительствами, создавали в какой-то мере более благоприятные условия для экономического развития. Не последнюю роль сыграло также увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию и полуфабрикаты за границей.

              В Великом герцогстве Тосканском не наблюдался бурный рост промышленности, никаких существенных перемен не произошло. Можно упомянуть лишь о значительном оживлении порта Ливорно, где росла предприимчивая и энергичная буржуазия, и о появлении во Флоренции крупного керамического предприятия, на котором трудилось несколько сотен человек.

Более заметные изменения происходили в деревне, куда устремились капиталы буржуазии и обуржуазивавшегося дворянства. Там проводились распашка целинных земель, вырубка лесов, мелиоративные работы. Делались попытки более рационально использовать земли при помощи введения непрерывного севообращения. Произошла широкая перестройка сельского общества. [18]

Указанные процессы не проходили бесследно для сельского населения, так как повсеместно началось наступление на общинные земли и административную организацию сельских коммун, происходили огораживания частных землевладений.

Однако интенсификация сельского хозяйства, в большинстве случаев, происходила в рамках существовавших производственных отношений. Крупная земельная собственность, находившаяся в руках дворянства и частично буржуазии, не только сохранилась в нетронутом виде, но и расширилась за счет общинных и крестьянских земель. В Тоскане испольная форма ренты еще более упрочилась. Укрепление связи землевладельца с рынком привело лишь к увеличению нажима на испольщика.

Указанные изменения в экономической жизни принесли новые бедствия трудящимся массам. Лишь очень немногие из крестьян сумели превратиться в зажиточных фермеров и пополнить, таким образом, ряды буржуазии. Основная масса постепенно становилась батраками  или уходила в города. Но там царила безработица, так как рост мануфактур отставал от темпа обезземеливания крестьян. Везде росли цены, а заработная плата оставалась на прежнем уровне, т.е. реально снижалась. Поэтому нищета в городах усиливалась. Увеличившееся число богаделен и приютов уже ничем не могло помочь. Городская и деревенская беднота начала уходить на чужбину – во Францию, Швейцарию, чтобы там найти заработок. По всей стране ширилось недовольство. В Тоскане в 1766 прошли голодные бунты, в 1790 прошли кровавые волнения. Как в городе, так и в деревне обстановка становилась все более напряженной.[19]

Кризис феодального строя и вызванные этим трудности в финансовой и административной сфере, желание предотвратить возникновение буржуазной оппозиции, боязнь народных масс привели итальянских государей к мысли о необходимости реформ. Нежелание внести коренные изменения в существующий общественно-политический строй, а стремление сохранить, укрепить и обезопасить его заставляло их прислушиваться к голосам просветителей, давно уже требовавших экономических, политических и церковных реформ. Однако реформы носили более чем умеренный характер.

В Тоскане наибольшее количество реформ было проведено во времяправления великого герцога Петра Леопольда (1765-1790).[20] На момент начала его правления, Тоскана находилась в катастрофическом состоянии, прежде всего в финансовом и экономическом отношениях, и перед новым правителем стояла задача по мере возможности вывести его на тот уровень, на котором оно находилось в эпоху расцвета Медичи.

Сразу по прибытии Леопольду пришлось бороться с последствиями голода 1764 г., и здесь он проявил свой талант организатора. Он провел конфискацию запасов зерна, закупил продовольствие за границей и тем самым обеспечил снабжение подданных.

Леопольд очень серьезно и добросовестно относился к своим обязанностям правителя. Для того, чтобы полностью завоевать симпатии своих подданных, он со временем избавился от австрийцев, которых приставили к нему в Вене, и поставил на их место местных уроженцев. При этом он проявил недюжинный талант в выборе достойных людей. В конце каждого месяца под его председательством проводилось что-то вроде заседания Совета министров, на котором должны были присутствовать все его сотрудники. Здесь он выслушивал самые разнообразные мнения и поэтому всегда полностью владел информацией. Кроме того, он постоянно приказывал составлять для себя письменные доклады о ходе реформ, их успехах и неудачах, что позволяло оперативно принимать меры в случае последних. Он очень тщательно готовил все указы и постановления, которые вызывали большой интерес за границей, многие из них были переведены на другие языки и послужили основой для соответствующих реформ других государств. Леопольд также не гнушался иностранным опытом. Так, проводя реформу образования, он взял за образец аналогичную реформу, проведенную его матерью. Он планировал провести конституционную реформу, для чего приказал графу Франческо Джанни собрать тексты конституций отдельных штатов США, однако довести эту реформу до конца не сумел, так как не имел поддержки в этом начинании со стороны дворянства.[21] Благодаря ряду реформ удалось достичь несколько более равномерного распределения налогов и частично уничтожить налоговые привилегии. Однако правительство не смогло довести налоговые реформы до конца.[22]

Была введена свобода внешней и внутренней торговли, благодаря чему Тоскана, несмотря на несколько неурожайных лет, больше не испытывала трудностей с продовольствием. Отмена внутренних таможенных пошлин в сочетании с отменой цеховой системы способствовали активизации деловой активности. В 1779 году были ликвидированы флорентийские корпорации, за этим последовало провозглашение свободы труда. Королевские откупщики прекратили свое существование. Была построена сеть каналов и дорог, за счет чего резко улучшилось транзитное сообщение, осушение болот позволило ввести в сельскохозяйственный оборот новые земли (к концу столетия мелиорация Валь ди Кьяны была практически окончена). Особо остро стояла проблема бедности. С улучшением положения бедноты тесно было связано улучшение медицинского обслуживания. Здесь на первом месте стояла гигиена – в 1778 г. во Флоренции открылась общественная бесплатная баня. Великий герцог занимался улучшением водоснабжения и открывал больницы, была введена вакцинация. Примером для многих стран послужил изданный Леопольдом в 1774 г. закон, согласно которому душевнобольные признавались именно больными, а не одержимыми дьяволом.[23]

В 1769 г. был отменен старый магистрат "девяти хранителей флорентийской юрисдикции и флорентийского господства", тщательно контролировавший дела деревенских коммун и сводивший их автономию к минимуму. Была создана "палата коммун", уполномоченная наблюдать за хозяйственными делами коммун и решать их споры. Но еще более радикальной была муниципальная реформа от 12 мая 1774 г. Согласно этой реформе, в каждой коммуне создавалась должность гонфалоньера (лицо, пользовавшееся высшей властью во Флорентийской республике, теперь это название и должность были распространены на все коммуны) и институт приоров (старейшин), выбираемых по жребию из числа имущих жителей, а также Общий совет, в который входили, помимо имущих, также главы крестьянских и ремесленных семейств. Муниципалитеты пользовались значительной автономией. они должны были управлять имуществом коммун, распределять налоги, следить за кадастром, поддерживать в надлежащем состоянии дороги, руководить местной благотворительностью. Множество налогов, которые коммуны ранее платили государству, были объединены в определенную налоговую сумму, то есть земельный налог, устанавливаемый для каждой коммуны отдельным декретом.[24]

Великий  герцог в душе был пацифистом, и его очень привлекала идея замены регулярной армии гражданской милицией. Он считал, что это и дешевле, и полезнее для экономики страны. В будущем он намеревался сделать Тоскану нейтральной страной и не участвовать в конфликтах между европейскими державами. В 1778 г. традиционный нейтралитет Ливорно был распространен на всю страну. Леопольд унифицировал и упростил судебную систему, отменил пытки и смертную казнь, покончил с произволом судей. Конечно же, не все проходило гладко, о чем свидетельствовали беспорядки в Прато, после которых вновь была введена смертная казнь.[25]

В 1786 г. было издано новое Тосканское уголовное законодательство – первый европейский уголовный кодекс, разработанный в духе просветительских идей Беккария. На основании этого законодательства пытки и смертная казнь были отменены, а орудия казни и пыток публично сожжены. Таким образом, в тот период Тоскана была наиболее передовой страной Европы в области уголовного законодательства.[26]

В стране открывалось множество начальных народных школ, к школьному делу привлекались просвещенные монастыри.[27] Государство  проявляло большую терпимость к тем, кто не принадлежал к католическому вероисповеданию – протестанты и евреи пользовались теми же правами, что и католики, и были допущены ко всем государственным и общественным должностям.[28] В сотрудничестве с епископом города Прато Шипионе де Риччи и другими янсенистами Леопольд также затронул привилегии духовенства: ограничил право "мертвой руки", отменил налоговый иммунитет церковных организаций, упразднение ордена иезуитов и инквизиции. В последние годы своего правления Петр Леопольд попытался осуществить реформу церкви; при этом он решился созвать Национальный церковный собор, а для его подготовки создал в 1786 г. епархиальные синоды. От епархиального синода Пистойи Шапионе де Риччи добился ряда положений янсенистского толка; но тосканские епископы, созванные в 1787 г. во Флоренции великим герцогом для обсуждения предложений пистойского синода и для подготовки Национального церковного собора, в большистве своем высказались против этих реформ. Позднее в Прато вспыхнули народные волнения в знак протеста против запрета епископа Риччи на почитание некоторых мощей. Реформы были неосуществимы.[29]

Хотя и следует признать, что реформаторская деятельность Петра Леопольда и его сотрудников была более органичной, чем в других итальянских государствах, нельзя, однако, преувеличивать практическое значение его экономических реформ. Бесспорно, свобода торговли, налоговое уравнение, мелиоративные работы и прочее – это все, наряду с желанием землевладельцев увеличить свои доходы, способствовало росту и улучшение сельского хозяйства. Однако это было осуществлено в основном за счет увеличения обрабатываемой территории, а также социальная структура Тосканы мало изменилась (это касается и системы испольщины).[30] В конечном счете можно говорить о том, что реформы смогли увеличить объемы производства Тосканы, но не привели к прогрессу в вопросе социального равенства.


Тоскана в 1789-1815гг. Французское господство

Обострение кризиса феодально-абсолютистского строя

Накануне 1789 г. феодально-абсолютистская система про­должала господствовать в Италии. Реформы второй половины XVIII в. в Тоскане, призванные несколько модернизировать и укрепить феодально-монархическое государство, отнюдь не изменили его со­циально-политической природы. Дворянство и духовенство по-прежнему оставались привилегированными сословиями, господст­вовавшими как в экономической, так и в политической сфере. Огромные земельные владения давали им возможность подчи­нять себе многомиллионные массы крестьян, подвергавшихся феодальной или полуфеодальной эксплуатации. Дворяне, держав­шие в своих руках политическую власть, преобладали в аппарате управления, суде, командном составе армии. Церковь, несмотря на попытки некоторых монархов ограничить ее экономическую силу и вмешательство в жизнь государства, являлась надежной опорой тронов, освящая своим авторитетом неограниченную власть госу­дарей. Громадная духовная власть церкви над умами народных масс оставалась незыблемой.

Однако новые условия европейской и итальянской действительности, сложившиеся в XVIII в., вызвали осложнение старых противоречий существующего строя и появление  новых — еще более глубоких и острых. Повышение цен и увеличение спроса на сельско­хозяйственные продукты как на внешних рынках, так и в самой Италии рождало у землевладельцев-дворян и земельной буржуазии стремление вы­жать из крестьянского хозяйства возможно больше продукции. Для достижения этой цели землевладельцы прибегали к пере­смотру договоров с крестьянами в сторону увеличения арендной платы и феодальной ренты, к широким захватам общинных земель, лишению крестьян сервитутных прав, к системе огораживания частных владений, внедряли крупную аренду и переводили кресть­ян на положение батраков.

Недостаточная обеспеченность крестьянских прав на землю в Тоскане, широкое распространение краткосрочных договоров об­легчали это наступление на сельские массы, степень эксплуатации которых к концу XVIII в. значительно возросла. Подрыв тради­ционного общинного уклада, оскудение крестьянских хозяйств, повсеместное обнищание крестьян, многие из которых вынуждены были пополнять ряды городского плебса, нищих или разбойни­ков, — таковы были последствия процессов, происходивших в Италии. Появление в итальянской деревне слоя зе­мельной буржуазии (включавшей выходцев из разбогатевших крестьян, горожан, священников) не влекло за собой оздоровления феодальной экономики. Напротив, эти землевладельцы, жадно расхищавшие общинные земли, относившиеся с глубоким и не­скрываемым презрением к «мужичью», которое они подвергали самой жестокой эксплуатации, вносили своими действиями новый элемент неустойчивости в феодальную систему, способствовали усилению социальной напряженности в итальянской деревне и на­коплению у крестьян недовольства и скрытой классовой ненависти.

К концу века кризис феодальной системы в Тоскане, назревав­ший в предшествующие десятилетия, достиг значительной остроты и охватил все итальянские государства, хотя формы его проявле­ния были не везде одинаковы. Характерным симптомом кризиса в большинстве государств были острые финансовые трудности, вызванные прежде всего усиливавшимся обнищанием крестьянст­ва — основного податного сословия, несшего на себе тяжесть много­численных   поборов. Правительства оказались неспособны спра­виться с экономическими проблемами. В среде господствующего класса обнаружились расхождения и противоречия в связи с тем, что наиболее консервативные группы противодействовали попыт­кам правительств несколько ограничить их привилегии. Буржуазия жаждала ликвидации феодальных порядков и установлений, пре­граждавших ей путь к политической власти и препятствовавших приобретению огромных земельных богатств церкви и аристокра­тии.

Информация о работе Великое герцогство Тосканское в XVIII-XIX веках