Соотношение норм конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении соотношения норм Конституции РФ и международного права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
• дать характеристику высшей юридической силы Конституции РФ;
• рассмотреть действие норм международного права;
• проанализировать формы взаимодействия международных норм в РФ;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………3
1 Характеристика норм Конституции РФ и международного права
Конституция РФ как высшая юридическая сила…………………………………………5
Действие норм международного права……………………………………………………9

Применение норм международного права в РФ

Формы взаимодействия в РФ международных норм……………………………………13
Проблемы коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм…….17

Заключение…………………………………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………………………….24

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая Соотношение норм Конституции.docx

— 61.07 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………………………3

1   Характеристика норм Конституции РФ и международного права

    1. Конституция РФ как высшая юридическая сила…………………………………………5
    2. Действие норм международного права……………………………………………………9

 

  1. Применение норм международного права в РФ

 

    1. Формы взаимодействия в РФ международных норм……………………………………13
    2. Проблемы коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм…….17

 

Заключение…………………………………………………………………………………………21

Список использованных источников…………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституционное право - основа правовой системы государства. Его  нормы обладают высшей юридической  силой в системе, приматом в отношении  всех остальных норм. Право государства  на определение правовой системы  реализуется прежде всего в его конституции. Поэтому взаимодействие международного права с конституционным не может не иметь своих особенностей.

Конституции прошлого были интровертными, целиком посвященными функционированию государства и права внутри страны. Государственная власть во внешней политике рассматривалась как совершенно отличная от власти внутри страны. Поэтому она практически не регулировалась конституционным правом и была монополизирована исполнительной властью. Усиление роли международных отношений и их влияния на внутреннюю жизнь государств привело к тому, что в конституциях стало уделяться больше внимания внешней политике и международному праву. То есть происходит конституционализация внешней политики. Право все более основательно определяет порядок ее осуществления, ее цели и принципы, включая отношение к международному праву. Внешняя политика становится особой сферой действия конституционного права.

Тем не менее и сегодня внешняя политика государств лишена надежного правового регулирования. Исполнительная власть предпочитает не связывать себе руки законами. Сами законы конструируются так, чтобы оставить правительству широкую свободу выбора. Юристы говорят о "разреженной законности" в этой области [1].

Конституционные положения  о внешней политике в конечном счете определяются характером политико-правовой системы государства. Отношение государства к международному праву зависит от этой системы, от его истории и традиций, уровня культурного развития. Растущее влияние на развитие государства и общества оказывают международные факторы. Уровень этого влияния зависит от степени вовлеченности государства в международные отношения, от их значения для жизни общества.

  Закрепляя свободу выбора государством своей правовой системы, международное право устанавливает все более четкие границы этой свободы в условиях растущей взаимозависимости. Правовая система должна обеспечивать соблюдение норм международного права, строиться таким образом, чтобы обеспечить взаимодействие с другими государствами в режиме международной законности. Эти моменты отражаются в новых конституциях.

 Конституционному праву отведена главная роль в определении взаимодействия внутреннего и международного права. Конституционное право определяет полномочия государственных органов на участие в создании и осуществлении международных норм. Международное право закрепляет принцип уважения к установленному конституцией порядку. Вместе с тем оно определяет, что государство не может ссылаться на конституцию для оправдания невыполнения обязательств по международному праву.

 Объект исследования – соотношение Конституции РФ и норм международного права.

 Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением соотношения Конституции РФ и норм международного права.

 Цель данной работы состоит в рассмотрении соотношения норм Конституции РФ и международного права.

  Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

                •  дать характеристику высшей юридической силы Конституции РФ;

                •  рассмотреть действие норм международного права;

                •  проанализировать формы взаимодействия международных норм в РФ;

    •  выявить проблемы коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм.

 

  1. Характеристика Конституции Российской Федерации и норм

     международного  права

 

    1. Конституция Российской Федерации – как высшая

         юридическая сила

 

 Конституция Российской Федерации 1993 года сделала большой шаг вперед в деле признания международного права не только в регулировании отношений между субъектами международного права, но и в регулировании правовых отношений внутри страны [2]. 
            Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России имеют преимущество перед национальными законами в случае противоречия международных норм и законов государства.

Конституция в большинстве  государств является частью внутреннего  права страны и, таким образом, можно  утверждать, что в случае противоречия между Конституцией РФ и нормой общего международного права приоритет  в правоприменении должен быть отдан соответствующей общей норме международного права. Каково же соотношение Конституции РФ и общего международного права? Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации.

Часть 2 п.1 ст.5 Конституции  РФ предусматривает, что законы и  иные правовые акты, принимаемые в  Российской федерации не должны противоречить  Конституции РФ [3]. Буквальное толкование данного положения может нас привести к выводу, что конституционные нормы имеют приоритет исключительно над внутригосударственными актами, принятыми Российской Федерацией в процессе правотворчества, и не обладают верховенством над общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ [4]. Однако, как справедливо отмечается в Комментарии к Конституции РФ, "указанное положение (ч.2, п.1, ст.15) лишь конкретизирует довод о высшей юридической силе Конституции РФ". Иными словами, высшая юридическая сила Конституций РФ распространяется не только на все внутригосударственные нормативные акты, включая законы, но и на нормы общего и договорного международного права, ставшие частью правовой системы России.

Таким образом, Конституция  РФ в рамках правовой системы обладает высшей юридической силой по отношению  ко всем внутригосударственным нормативным  актам и нормам, предусмотренным  общим международным правом. Проф. И. И. Лукашук наделяет "особым статусом" общепризнанные нормы международного права, касающиеся прав человека. Указанная специфика, с точки зрения И.И. Лукашука, обуславливается: а) непосредственным действием прав и свобод человека; б) права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Как отмечается автором, связанные  с правами и свободами человека "общепризнанные принципы и нормы  международного права обладают по крайней мере не меньшей силой, чем нормы Конституции РФ". Следовательно, И. И. Лукашук приравнивает по юридической силе нормы общего права, касающиеся прав и свобод человека, и конституционные нормы. Представляется, что с указанной позицией нельзя полностью согласиться [5]. Как было выше отмечено, пункт 1 ст.15 Конституции РФ, закрепляющий за положениями Конституции высшую юридическую силу, находится в Главе I Конституции, именуемой "Основы конституционного строя." Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в Целях защиты Основ конституционного строя.

Таким образом, буквальное и  логическое толкование соответствующих  норм Конституции РФ позволяет нам  прийти к выводу, что права и  свободы Человека и гражданина могут  быть ограничены федеральным законом, Даже если их нормативное содержание определяется общепризнанными принципами и нормами международного права. уже в силу этого положения общепризнанные нормы международного права, регулирующие права человека, не могут обладать особым статусом в сравнении с иными общепризнанными нормами и принципами международного права и иметь юридическую силу не меньшую, чем конституция.

Однако необходимо отметить, что если общепризнанные стандарты  прав и свобод человека находят свое закрепление в ратифицированном международном договоре Российской Федерации, то законодатель не вправе принимать федеральные законы, которые  противоречили бы указанным стандартам.

В противном случае, правоприменитель, согласно известной конституционной отсылке, обязан руководствоваться нормами, определяемыми в международных договорах [6].Однако центральным положением в этой области является норма о соотношении международного и внутригосударственного права, закреплённая в части 4 статьи 15 Конституции РФ. Согласно этой норме «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Впоследствии эта норма была воспроизведена в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года (Закон о международных договорах) [7].

В Конституции Российской Федерации нет положения о  ее изменении в связи с международно-правовыми  актами, договорами, в том числе  содержащими нормы, противоречащие Конституции. Часть 1 ст. 15 гласит, что  Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации. Толкование ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации дало основание В.А. Карташкину заключить, что «новая Конституция России (1993 г.), признавая приоритет международного права над внутренним законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны» [8].

Высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, ее особое положение во взаимоотношениях с международными договорами России отмечает И.И. Лукашук: «Ратифицированные договоры обладают приоритетом применения в отношении всех правовых норм за исключением норм Конституции» [6, ст. 22].

             Несколько иной аспект в толковании взаимосвязей норм международного права и Конституции Российской Федерации выражается в словах И.И. Лукашука о том, что ст. 17 Конституции придает международным нормам особый статус: «Они применяются непосредственно и наряду с Конституцией, обладают высшей юридической силой» [9].

             Из содержания ст. 17 Конституции нет оснований делать вывод, что по своей юридической силе Конституция и международные нормы равнозначны. Законодатель подчеркивает, что права и свободы человека и гражданина, являющиеся непосредственно действующими и неотчуждаемыми, признаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации, что возвышает моральный авторитет Основного Закона. В ст. 18 Конституции России говорится, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

              Конституция РФ способствует мерам эффективной реализации взятых Россией международных обязательств в сфере прав и свобод человека в условиях строящегося в России демократического общества. Конституционным отражением прав человека в российском законодательстве является целый ряд положений, ставших правовыми новеллами отечественной конституционной практики. Здесь в первую очередь следует говорить о признании и закреплении уже в статье 2 главы "Основы конституционного строя" в качестве фундаментального конституционного принципа положения о том, что человек, его права и свободы, их соблюдение и защита составляют высшую ценность и обязанность государства. В данном случае имеет место конституционное закрепление прав и свобод человека как высшей ценности государства в духе Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашающей в преамбуле, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира" [10].

             Российская Конституция 1993 г. пошла дальше положений Всеобщей декларации, провозгласив высшей ценностью не права человека как таковые, а самого человека. Многие закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы человека по своему содержанию более полны и насыщены по сравнению с нормами Декларации.

             А целый ряд прав и свобод, направленных на защиту интересов граждан России, нашел закрепление в статьях Конституции, не имея аналогов во Всеобщей декларации прав человека. Национальные стандарты прав человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации, должны толковаться и применяться сквозь призму международных актов, в том числе и Всеобщей декларации прав человека.

           Возможная детализация конституционных прав и свобод человека должна осуществляться без изменения текста самой Конституции, исключительно путем усовершенствования правовой регламентации на уровне федерального законодательства, где правовым "вектором" развития выступают общепризнанные принципы и нормы международного права [11].

            Нормы Всеобщей декларации нашли комплексное правовое отражение в Конституции Российской Федерации не только в качестве признания универсального перечня международных стандартов защиты прав человека, но и в полной мере создали предпосылки развития в Российской Федерации законодательства, отвечающего международным требованиям.

            Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ общепризнанные международные нормы, касающиеся прав человека, не могут иметь преимущество перед конституционными положениями. В случае возникновения коллизии между конституционными положениями и Указанными общими нормами международного права судебные органы, согласно Конституции РФ, должны отдавать приоритет в применении правилам, закрепленным в Конституции. Однако, чтобы избежать появления возможных коллизий в этой сфере, судебная власть должна принимать во внимание доктрину «дружественного отношения к международному праву», которая широко признается международной юридической практикой большинства государств.

Информация о работе Соотношение норм конституции