Анализ пьесы А.Н. Островского "БЕСПРИДАННИЦА" в контексте критической работы Бориса Костелянеца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

«Бесприданница» - одна из наиболее значимых пьес А.Н. Островского последнего периода его творчества. Сквозь призму произведения Островский выразил своё отношение к той критике, которую получали его предыдущие работы. Автор принадлежал к числу тех писателей, которые лишь в такой форме откликались на какую бы то ни было критику в адрес их творений. «Бесприданница» создавалась долго, кропотливо, особенно заметна разница в работе над этим произведением в сравнении с прочими, создаваемыми Островским в куда более короткие сроки.

Содержимое работы - 1 файл

БЕСПРИДАННИЦА анализ по Костелянцу.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)


 

«Бесприданница» - одна из наиболее значимых пьес А.Н. Островского последнего периода его творчества. Сквозь призму произведения Островский выразил своё отношение к той критике, которую получали его предыдущие работы. Автор принадлежал к числу тех писателей, которые лишь в такой форме откликались на какую бы то ни было критику в адрес их творений. «Бесприданница» создавалась долго, кропотливо, особенно заметна разница в работе над этим произведением в сравнении с прочими, создаваемыми Островским в куда более короткие сроки.

На достаточно глубокое осмысление этого произведения критиками, читателями, театралами и зрителями также ушло немалое время с момента первой постановки 10 ноября 1878 года в Малом театре Санкт-Петербурга, которая, увы, была признана провалом. Время потребовалось и для того, чтобы прочувствовать разницу между прежними произведениями Островского и «Бесприданницей». В пьесе пытались усмотреть старое лекало, типовых героев, переработку прежних пьес и стереоскопических героев, лишённых динамики, изменчивости и многоплановости реакций в силу своей замкнутости в канве определенного литературного типажа. Однако именно в «Бесприданнице» не тип, но характер и личность возникают на страницах произведения.

Композиция пьесы организована достаточно строго: все события, происходящие в течение одного дня, прямо связаны с историей главной героини — Ларисы Огудаловой. В композиционном изложении событий пьесы «Бесприданница» действие разбито по актам следующим образом: первый акт - экспозиция и завязка; второй акт - развитие действия; третий акт - кульминация; четвёртый акт - развязка.

Подробнее о тех событиях, которые составляют линейную композицию данной пьесы.

Пьеса посвящена изображению узкого круга — про­винциальных дворян и дельцов, приспособившихся к европей­скому образу жизни. Драма «Бесприданни­ца» отражает конкретные исторические условия, породившие дельцов новой формации. Судьба Ларисы не стоит в центре их интересов. Они решают её среди своих обыденных дел. Женщина этого круга была в стороне от практической деятельности своего класса. Она могла проявить себя только в любви и семейных отношениях. У Лари­сы нет других интересов, кроме интересов любви.

Последовательная мотивировка изображаемого сочетается у Островского с требованиями стройности и строгой соподчиненности всех частей пьесы её теме.

Отражая сложную диалектику жизни, Островский строит свою пьесу просто. Здесь нет ничего лишнего, без необходимости задерживающего развитие действия. Все линии пьесы подчине­ны главной теме произведения - драме человеческой личности в бесчеловечном обществе. Островский открыл совершенно новое и страшное в «человеке», показав в «образованных» людях (явно отличающихся от прямых в своей грубости «Кабаних») их беззастенчивую пошлость. Здесь торжествуют «идолы» с их волчьей хваткой.

Главная мысль пьесы — состязание четырёх мужчин за женщину, как за трофей. Она проходит через всю пьесу, начиная с экспозиции. Пьеса начинается и кончается в кофей­ной на бульваре.

Итак, экспозиция и завязка. Первые сцены драмы, иногда да­же целый акт, наиболее, с житейской точки зрения, «неправдоподобны». Автор «Беспри­данницы» и не стремится в этих сценах к «правдоподобию». Его задача — художе­ственная правда. Он строит экспозиционные, вводные сцены так, чтобы помочь нам освоиться в «предполагаемых обстоятель­ствах», заставить нас войти в создаваемый им художественный мир. Вместе с тем ему нужно, не теряя времени, увлечь нас исти­ною   страстей,    переживаний,    чувствований своих героев, глубиной возникающего конф­ликта. Сцена Гаврилы с Иваном — своего рода пролог к драме. Явно игровой, имеющий как будто лишь служебное назначение (подвести нас к исходной ситуации и познакомить с некоторыми участниками будущей драмы), пролог этот более содержателен, чем кажется на первый взгляд. Не только о городе дает нам представле­ние этот игровой диалог, но и обо всей Рос­сии пореформенной эпохи. В речи Гаврилы возникают разнооб­разные «комические вольности», великим мастером которых был Островский. Через них, однако, дает себя знать время действия пьесы — пореформенная эпоха, когда уходило в прошлое крепостное право и весь «старый порядок», ему соответствовав­ший, и на смену ему приходил бур­жуазный строй жизни.

Далее появляются перед взором читателя бряхимовские дельцы. Подлинно драматическое напряжение возникает во втором явлении «Бесприданницы» как раз в сцене Кнуров — Вожеватов. Их «бол­товня» переводит действие в новую тональ­ность. Сцена эта внутренне очень драматична, но тут скрытый, лишь временами прорываю­щийся наружу драматизм, чреватый будущи­ми событиями. Вожеватов беседует с Кнуровым о делах и заодно затрагивает городские новости. Выясняется, что Лариса Огудалова собирается выходить замуж за Карандышева, «мелкого человечишку». Причина – ей больше не хочется находиться в устраиваемом в доме Огудаловых «таборе», терпеть присутствие потенциальных женихов, которых приглашает мать – хитрая и расчетливая вдова. Но никто не готов жениться на бесприданнице Ларисе. Кнуров готов сделать Ларису своей содержанкой, жениться он не может, так как уже женат, а Вожеватов не чувствует в том потребности в принципе, слишком этот хваткий молодой делец далёк от любовных переживаний и всего, что касается столь чуждого ему мира. Далее мы узнаём о Паратове – блестящем барине лет тридцати, в которого ещё недавно Лариса была без памяти влюблена, а он ездил к ней два месяца, после чего вдруг исчез. Именно после этого Лариса и решила выйти замуж за первого, кто попадётся. Первым, кто предложил женитьбу, оказывается Карандышев – самодовольный, нищий, смешной и в то же время болезненно-себялюбивый человек. Он принимается появляться в свете со своей невестой, ей же очень стыдно, и она мечтает об одном: после свадьбы уехать в деревню. 

Сцена Кнуров — Вожеватов призвана рождать в нас чувство тревоги. Возникновения и нарастания такого чувства всегда добива­ется автор произведения драматического. Сцена общения двух дельцов построена так, чтобы заинтересовать нас необычной герои­ней и тут же вызвать опасения за её судьбу. В судьбу Ларисы ведь уже вторгся ещё не увиденный на­ми Карандышев, а теперь намерены вторгнуть­ся холодный, циничный Вожеватов и Кну­ров — мужчина деловой, волевой, в натуре которого мы угадываем скрытую, тяжелую страстность. Произошло ли тут, во втором явлении первого акта, некое драматическое событие? Весь вопрос в том, какое содержание мы будем вкладывать в это понятие. Ведь под общепринятое представление о событии подходит лишь приезд Паратова в Бряхимов, что имеет место лишь в шестом (предпоследнем) явлении первого акта. Не­ужто целых пять явлений «Бесприданницы» лишены событий?  Завязку можно отнести к сцене с дельцами, так как мы видим, что Кнуров   и   Вожеватов только что сго­ворились. Охотники  за Ларисой  сошлись на том, что её брак непременно будет неудачным. И  тогда  наступит их  черёд. 

Сговор Кнурова с Вожеватовым — событие, предваряющее    приезд    Паратова.    Но    ему предшествует ещё и объяснение между Ларисой  и   Карандышевым,   в  свою  очередь усиливающее наши опасения, наши тревожные ожидания, связанные с тем, что жених и невеста думают поразному о настоящем и будущем, а цели у них прямо противоположные. Ситуация Лариса — Карандышев    полна   драматизма.   Оба   героя   слышат друг от друга  весьма  для  них  неожиданные признания. А ведь неожиданность — спутник событийности в драме. Резкие, прямые, признания  Ларисы   и   Карандышева   побуждают нас с тревогой думать о последствиях, которы­ми  чреваты   заявленные  ими   противополож­ные позиции и желания. Усиливая возникающие у нас тревожные предчувствия и сразу же идя им навстречу, драматург прерывает сцену Карандышев — Лариса пушечным выстрелом, очень пугаю­щим Ларису. А мы уже знаем то, чего не знают ни она, ни Карандышев,— выстрел этот возвещает появление Паратова.

Наконец-то перед нами предстает Паратов. Готовясь жениться на девушке с прида­ным в виде золотых приисков, Паратов при­ехал попрощаться навсегда со своей свободой и первым делом приглашает приятелей к себе. Но Кнуров и Вожеватов уже званы на обед к жениху Ларисы. Сообщение о её предстоя­щем замужестве Паратов встречает с облег­чением: он ведь чувствовал себя «немножко» виноватым перед ней. Теперь, когда со «ста­рыми счетами» столь благополучно «поконче­но», он желает ей счастья. У нас нет ника­ких оснований сомневаться в его искренно­сти. Однако тревогу возбуждает желание Па­ратова в новых обстоятельствах, когда всё уладилось, навестить Огудаловых из одного лишь любопытства поглядеть на Ла­рису.

Далее во втором акте драмы мы наблюдаем завершение завязки и дальнейшее развитие сюжета. Действие переносится дом Огудаловых. Кнуров беседует с матерью Ларисы, говоря, что ничем хорошим предстоящий брак с Карандышевым не кончится, фактически Кнуров сговаривается с Харитой Игнатьевной. Делец и мать по-своему решают судьбу Ларисы, распоряжаясь ею, как бездушным предметом. Ларису уже лишили права быть человеком, а не вещью, но героиня пока далека от этой ужасающей правды.

Иногда персонажей «Бесприданницы» делят на два противостоящих лагеря. В одном — богатые и независимые, в другом — бедные и зависимые. Хариту Игнатьевну Огудалову при этом относят к числу зависимых. Состояние у неё и впрямь «небольшое». Но, видимо, всё же такое, что можно бы просуществовать. И если она стремится жить в зависимости от Кнурова или любого другого богатого человека, то тут мы имеем дело не с чем-то подневольным и вынужденным. Они добровольно движутся навстречу друг другу — Кнуров и Огудалова. Тут тоже внут­реннее родство. Тут общее им обоим — миллионщику и небогатой вдове — понима­ние жизни. Именно это сближает мать, гото­вую дорого запродать свою дочь, с богатым покупщиком. Зависимость от Кнурова, не доставляющую ей ни страданий, ни тягот, она сама всячески стремится упрочить. Поэтому даже отдаленные аналогии и уподобления отношений, существующих между власть имущими и их подневольными в ранних пьесах Островского, с отношениями, связывающими Кнурова с Огудаловой, не имеют под собой никакой почвы. Пришли новые времена. До реформы жизнь держалась на открытом принуждении. Оно определяло отношения не только между барином и крепостным мужиком, но проника­ло и в жизнь других социальных слоев. Теперь, в пореформенные годы, происходят из­менения в обстоятельствах жизни и в людях, возникают новые противоречия в челове­ческих характерах.

Позже Карандышев заявляет Ларисе: «Приехал Ваш Паратов». Ларисе хочется избежать встречи с тем, кого она всё ещё любит, но это ей не удаётся.

Сцена  Паратов — Лариса  является  ключевой,  узловой  в  завязке  «Бесприданницы». Тут каждый из персонажей совершает поступ­ки,   ранее   не   входившие   в   его намерения. А такое несовпадение первоначальных наме­рений с результатами человеческих действий и   есть   один   из   главных   источников   того, что зовется драматизмом.

Харите Игнатьевне Паратов вполне чисто­сердечно объясняет причину как своего исчезновения, так и своего теперешнего появле­ния. В игривом тоне Огудалова осторожно выведывает: а не вернулся ли Паратов к Ларисе? Тот полушутливо сообщает весьма серьезную новость. Он готовится «продать свою волюшку» и оценил ее в полмиллиона. Всей правды Паратов Огудаловой все же не сообщает: ведь волюшка-то уже запродана.

С Ларисой разговор идет совсем в ином  тоне. Тут не до шуток, слишком они друг в  друге глубоко заинтересованы. Приходит он, по его словам, с намерением «засвидетельствовать почтение». У нас нет никаких оснований думать, будто у него иные цели. Но и Паратов, и Лариса, поступая не так, как хотели бы, раскрывают себя неожидан­ным образом.

Увидев Ларису, Паратов в жестокой и обвинительной форме выспрашивает, долго ли она его ждала, зачем решила вдруг выйти замуж. От вполне естественного вопроса «не ожи­дали?» Паратов переходит к более сложному и,   несомненно,   агрессивному:    «Отчего   же перестали   ждать?»   Вскоре   после   приезда, узнав   о   предстоящем   замужестве   Ларисы, Паратов  признался   Кнурову   и   Вожеватову в своей вине перед ней. Теперь перед Ларисой человек,   отнюдь   не   намеренный   долго   и серьезно виниться. Он быстро становится в положение   обвиняющего.   Никаких   основа­ний, кроме  оскорбленного самолюбия чело­века,  опасающегося, что его разлюбили, у Сергея. Сергеича для этого нет. Самолюбие — «сокрытый двигатель его», и даже не «сокрытый», а открытый, как и у Карандышева. Нарастая, оно становится все более решающим импульсом поведения Паратова. Он кажется и себе, и Ларисе человеком гордым. И эту позу гор­дого, побеждающего и не терпящего пора­жения героя ему надо сохранить во что бы то ни стало. Но, как ни верти, поражение налицо. Ведь, вновь увидев Ларису, он не может не понять всей меры того, что он теряет в обмен на полмиллиона. Паратов, однако, не из тех, кто способен признавать свои поражения. Поэтому в следующих репликах он сразу же выступает не столько как гордый, сколько как болезненно само­любивый и себялюбивый человек. И не вполне честный.

Лариса очень расстроена, она признаётся, что всё так же любит его, а её замужество - это желание уйти от людей, никак не связано оно с достоинствами жениха. Единственное же названное, то, что Карандышев любит Ларису, принижается тут же Паратовым, который называет это достоинство не более, чем полезным в обиходе. С одной стороны Паратов сообщает о том, что завтра уже уедет, с другой засыпает Ларису лиричными признаниями, оставить её в покое он просто не может. Ему, верно, нужно проверить, как легко он может отвадить её от жениха. Впереди всех ждёт званый обед у Карандышева, не сулящий никому ничего хорошего.

Кульминация приходится на третий акт драмы. В нём идёт речь о приёме, о котором говорил Карандышев. Он безумно горд и невестой, и обедом. Гости же высмеивают его всё злее; на столе дешевое вино с поддельными этикетками, в коробке – якобы дорогие сигареты, Карандышев форсит неумело и не к месту, выставляя на посмешище не только себя, но и свою невесту. Своим обедом Карандышев нисколько, разу­меется, не удивил, а только раздражил гостей. Лариса и Огудалова, выйдя из столовой в кабинет, пристыжено говорят о Юлии Капитоныче: его спаивают, а он не замечает. За­тем появляется тетка Карандышева и вступа­ет с женщинами в бытовой разговор, казалось бы, всего лишь характеризующий мещанскую, скудную обстановку жизни в доме. Но и тут тоже свой «переход». В речах тетки — пародийное развитие од­ной из главных тем пьесы. Тётка развивает тему про любовь и расчёты, начатую ещё в первом акте Вожеватовым и Кнуровым. Позже эта тема зазвучит из уст Паратова, сманивающего Ларису на «Ласточку».

Информация о работе Анализ пьесы А.Н. Островского "БЕСПРИДАННИЦА" в контексте критической работы Бориса Костелянеца