Йенский кружок романистов и творчество Новалиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:25, реферат

Краткое описание

Рубеж 18-19 веков – смена парадигмы. Идейный и политический опыт революционной Франции в Германии не был связан с национально-освободительной борьбой, как в других странах, а бы воспринят писательским поколением вне конкретно-исторического контекста, имел план общетеоретический, связывался с осмыслением основных принципов человеческого бытия.

Содержание работы

1. Введение

2. Йенский кружок. Романтический проект современной культуры
2.1 Романтические направления. Романтические школы.

3. «Император романтизма» Новалис. Биография.
3.1 Творчество
3.2 Роман «Генрих фон Офтердинген»

4. Заключение

5. Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

реферат по зарубежке мой.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение

 

2. Йенский кружок. Романтический проект современной культуры

2.1 Романтические направления. Романтические школы.

 

3. «Император романтизма» Новалис. Биография.

3.1 Творчество

3.2 Роман «Генрих фон Офтердинген»

 

4. Заключение

 

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

«Поговорим о романтизме!» – приглашал Пушкин друзей, любителей поэзии. Тема и впрямь волнующая, тем более что определения романтизму так никто и не смог дать. «Поэзией поэзии» назвал романтизм Фридрих Шлегель, и большинство с ним согласилось.

Как известно, родиной романтизма была Германия. Именно отсюда Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», привез и «учености плоды», и «вольнолюбивые мечты».

О, эти романтические дали! О, это томление по бесконечному! О, этот голубой цветок! Сколько говорено, сколько написано о тебе! Однако до сих пор остаются в тени жены и подруги – музы  бурных гениев, эти амазонки немецкого романтизма. Подобно представительницам древнего мифического племени, эти женщины рубежа ХVIII–XIX вв. тоже были воительницами, но сражались они не против, а вместе, рядом с мужчинами-романтиками. Одной из них – если не первой! – была Доротея Шлегель. старшая дочь Мозеса Мендельсона. Получила известность в качестве литературного критика, писательницы, спутницы жизни и супруги Фридриха Шлегеля.

Рубеж 18-19 веков – смена парадигмы. Идейный и политический опыт революционной Франции в Германии не был связан с национально-освободительной борьбой, как в других странах, а бы воспринят писательским поколением вне конкретно-исторического контекста, имел план общетеоретический, связывался с осмыслением основных принципов человеческого бытия.

Философская и литературная идея романтизма сложилась к концу

1790-х годов. Романтизм складывался как целая новая культура, включавшая в себя множество наук.

Новалис стал ярким представителем романтизма в Германии. Вместе с братьями Шлегелями он закладывал основы нового литературного течения и нового взгляда на задачи словесного искусства. Творческое наследие Новалиса включает несколько повестей, сказок, роман и поэтические сборники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Йенский кружок. Романтический проект современной культуры

 

К рубежу XVII1-XIX вв., началу «века революций», изменилось мироощущение европейцев, что выразилось в формировании движения романтизма. Влияние романтизма испытали на себе философия, литература и искусство. Романтизм был общеевропейским явлением, но зародился в Германии. Именно молодые немецкие романтики наиболее ярко выразили то, что было характерно для движения в целом.

Возникнув на рубеже XVIII-XIX веков, романтизм как направление в культуре принял наиболее интенсивный характер в Германии в деятельности Йенского кружка, в который входили братья А. В. и Ф. Шлегель, И. Л. Тик, Фриидрих фон Гаарденберг (Новалис). К нему примыкали также молодой Ф. Шеллинг и Ф. Шлейермахер. Это так называемый ранний немецкий романтизм – наиболее зрелая форма романтизма вообще. Зрелость последнего отмечали как видные его исследователи. Лидер баденской школы неокантианства. Неокантианство - направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. В. Виндельбанд заявляет: «Кружок романтиков представлял собой одно из самых значительных явлений этого великого времени…В нем ясно видно наиболее полное сосредоточение громадного образовательного материала, составляющее характерную черту умственного развития того времени». Русский исследователь раннего немецкого романтизма В. М. Жирмунский видит в нем «цельное мировоззрение», специфическую «форму развития мистического сознания».

Охватит все формы духовной культуры, он выступил как целостное мировоззрение (сознание, философия), как сознание мира человека, причем современного, в его идеале. Иначе говоря, как форма самосознания современного человека, его духовной культуры. Романтическое сознание принадлежит к той философской традиции, которая фиксировала противоречии идеала и реальности, сущего и должного в обществе и пыталась преодолеть его.

Как целостное мировоззрение ранний немецкий романтизм сложился в связи с «неудачей» Французской революции. После Французской революции обещанное просветителями «Царство разума» не пришло, хотя задачи буржуазной революции были решены. Возвышенные лозунги о социальной справедливости, равенстве и братстве остались пустыми словами. В обществе продолжалась «война всех против всех», погоня за барышом как цель и смысл жизни человека. Человек не стал лучше, чище, выше, человечнее….

Вывод романтиков был однозначен: современный человек неправильно осознал свой идеал в идеологии Просвещения. Ложь буржуазно-просветительского мировоззрения романтики видели в том, что оно ориентировано на изменение внешнего мира, «среды», «обстоятельств», на обретение человеком внешней свободы, то есть н аполитико-правовые реформы…

 

 

Но внешняя свобода человека без его внутренней, духовной культуры, по мнению Фихте, опасна: «Свобода требует определенной культуры.

Культура свободы представляет собой единственную цель человека…».  «Крах иллюзий, порожденных буржуазной революцией», и вызывал к жизни в Германии романтическое движение.

«Неудача» Французской революции убедила романтиков в необходимости создания истинного мировоззрения, адекватной формы самосознания современного человека, обретения своего истинного образа.

Это значит, что основной путь решения проблемы современного человека, реализации его идеала они видели в образовании, «революции в сфере духа». Такой подход станет ясным, если иметь в виду, что идея образования в то время витала в воздухе. Она получила самое широкое распространение и имела самый глубокий философско-антропологический смысл. В образовании видели осуществление человеческого идеала. После разочарования в итогах Французской революции многие передовые умы утвердились во мнении, что решающим фактором улучшения человека и всей общественной жизни являются не социальные революции, не социально-политические и правовые реформы, а образование самого человека. Как писал Виндельбанд, по воззрениям, господствовавшим в немецкой жизни того времени, «Царство разума» должно осуществится только при помощи образования. Согласно романтизму, образование истинного человека – иное самосознание современного человека, создание иной культуры. Образованный человек для романтиков – тот, который реализовал в себе идеал, обрел свой истинный образ. Истинный образ человека у них, его идеал, был в прошлом. Его носитель – человек в «естественном состоянии», каковым был мифологический человек. Для романтиков он вечный критерий человека вообще, поскольку сотворен Богом и, следовательно, заключает в себе его образ. Он жил в гармонии с Природой и потому был счастлив. То было детство человечества, «золотой век», рай на земле, истинное его бытие. Человек еще не был испорчен цивилизацией («культурной»). Романтику Новалису первобытное человечество представлялось как «царственный народ»… «Тогда человек еще не отделился от природы; он поднимал все предметы, и они отвечали ему пониманием, и он входил в их великий союз. Тогда  любовь и поэзия царили на земле, и вся природа была проникнута могучим чувством, которое связывало отдаленные звезды с растениями и людьми…Один дух был во всякой плоти, еще неразделенный». «Природа, - говорит Новалис, - была для людей подругой, утешительницей и жрицей, творящей чудеса, когда она жила среди них, и общение с небесными делало их бессмертными». Но если идеал человека был реализован в прошлом, в мифологии, то современный человек должен как бы вернуться к своему Первообразу, то есть к «естественному состоянию», но это невозможно осуществить, и романтики отлично это понимали. Современный человек не может отказаться от культуры.

 

 

Поэтому перед романтиками встал вопрос: способен ли современный, исторический человек сам, путем собственных усилий, то есть в культуре, вернуться к своему Первообразу, обрести свою изначальную сущность (целостность), реализовать свой идеал? На этот вопрос они ответили положительно. Как гуманисты ранние немецкие романтики верили в безграничные творческие возможности человека, в его способность к бесконечному развитию, то есть оптимистически смотрели в будущее.

Вера романтиков в «светлое будущее» человека укреплялась и наличием античной культуры, которую они считали вечным образцом человеческой культуры вообще.

Таковой она для них являлась потому, что была мифологической, то есть строилась на основе древней мифологии, вырастала из нее. Потому она была целостной, и человек в ней тоже был целостным духовно и нравственно. «Грек был человек по преимуществу». В нем романтики видели реализацию человеческого идеала. Налицо идеализация античной культуры («грекомания»). Например, у Гельдерлинга мы встречаем «упоение чистой человечностью греческой жизни». В «Гиперионе» он делился своим сокровенным: «Греция была моей первой любовью, и не знаю, надо ли мне говорить, что будет она и последней». «Золотой век романтики ищут в прошлом; античность в особенности служит этим Золотым веком», - говорит В.М. Жирмунский.

Члены йенского кружка воспринимали себя как своего рода секту, как собрание боговдохновенных пророков. Здесь столько говорилось о религии, о религиозном чувстве, об ответственности за приближение Царства Божия.

Романтики создают собственный проект истинной духовной культуры, которая должна прийти на смену односторонней, рационалистической культуре просветительства. Суть ее они видят в ее целостности, универсальности, синтетичности, религиозности. Становление этой культуры означает формирование гармоничной, универсальной, одухотворенной личности, обретение человеком себя, своего истинного образа, утраченного в ходе развития цивилизации, то есть его подлинное образование. Возникает вопрос, как возможно осуществление идеала человека. Что значит истинная (целостная, универсальная, синтетическая, синкретичная…)культура в раннем немецком романтизме? И как она возможна?

Прежде всего это эстетическая в своей основе культура, которая включает в себя поэзию и философию, их синтез. При этом главный акцент ранние романтики делают на поэзии, сущность которой «мифологизируется». Романтизм – это эстетизм, ибо эстетическое сознание (искусство, поэзия) сродни мифологическому. В нем идеальное и реально, чувственное и рациональное, единичное и общее слиты в неразличимое единство, в художественный образ, выражающий «полноту культуры». Понятие есть лишь общее, худлжественный образ – это синтез общего и особенного. Как и мифология, искусство (поэзия) есть синтетическое, синкретичное, а потому и универсальное сознаие. «В искусстве есть не только разум, но и душа; целое в нем непостижимым образом предшествует частям; искусство есть живая целостность».

Эстетическое сознание схватывает природу целостно, следовательно, ее суть, ее душу; а потом поэт познает ее глубже, вернее, полнее. «Поэт лучше понимает природу, чем ученый», - говорит Новалис. Поэтому субъектом новой целостной культуры («новой мифологии») может быть только художник (поэт). Только он подлинный мифотворец, свободный творец культуры – подлинного мира. И только он на современном этапе являет собой идеал человека. В перспективе же все люди должны стать поэтами, творцами; иметь «свой центр в себе самом».

Ибо в каждом человеке «сидит» гений, «естественная поэзия» (Ф. Шлегель). Настало время, когда философия и поэзия должны объединиться.

В этом суть формулы «единства философии и поэзии» Ф. Шлегеля, которую он обозначает так же, как «новую мифологию» (идеалреализм). Она в известной мере является коррелятом античной культуры.

Образование современного человека в романтическом смысле есть не что иное, как его самосознание. Чтобы стать образованным, каждый человек должен осознать себя, божественный образ внутри себя, реализовать свое неповторимое «Я». По Новалису, «самым чудесным и вечным феноменом является наше собственное бытие. Величайшей тайной для человека является он сам».  Через самосознание он осознает не только себя, но и весь окружающий мир, потому что: «Бог во мне и Он вне меня» (Ф. Шлегель). Ибо каждый человек есть микроскоп, носитель образа Бога, Вселенная в миниатюре, венец мира. Это «наивысшая духовная организация на земле», как говорит Новалис.

В романтизме сущность природы не общее, а индивидуальное, неповторимое, уникальное, это душа человека, которую нельзя схватить дискурсивным мышлением, поскольку она есть нечто таинственное. У романтиков жизнь самой души и есть нечто «естественное», сокровенное.

Одна из главных идей раннего немецкого романтизма состоит в том, что в каждом человеке имеется некое творческое («эстетическое») начало, поэтическая сила. «Стать человеком – искусство», – говорит нам Новалис. Образование человека в романтическом смысле означает его собственное, культурно-историческое творчество. Оно соответствует его духовному самосовершенствованию, то есть бесконечному процессу «восхождения» его души к Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Романтические направления. Романтические школы

 

Романтизм в Германии возник в конце XVIII в. и господствовал вплоть до 30-х гг. XIX в. В истории немецкого романтизма выделяют 3 этапа: ранний (Йенский), национальный (Гейдельбергский), поздний романтизм (Берлинский).

Информация о работе Йенский кружок романистов и творчество Новалиса