П. П. Бажов – сказочник земли уральской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Яркое самобытное творчество Павла Петровича Бажова, автора сказов «Малахитовая шкатулка», - книги, которая по праву вошла в сокровищницу отечественной литературы, прочно связана с жизнью горнозаводского Урала – этой колыбели русской металлургии. Выдающийся советский писатель, писатель – большевик П. Бажов принадлежал к коренному уральскому рабочему роду. Семья Бажовых – это несколько поколений горнозаводских мастеров, людей «огненного труда». Дед и прадед писателя были крепостными рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на барских заводах.

Содержание работы

1.П. П. Бажов – сказочник земли уральской.
2.»Малахитовая шкатулка» - труд всей жизни писателя.
3.Сказы» детского тона»: «Огневушка – Поскакушка», « Серебряное копытце», «Голубая змейка» и др.
4.Роль сказов Бажова в развитии детей дошкольного возраста. Моё отношение к сказам Бажова.

Содержимое работы - 1 файл

реферат2 (Автосохраненный).docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

Общие в сказах и волшебные персонажи,  главные из которых – Хозяйка  или Малахитница, и Полоз. Интересно  их происхождение. Ещё в глубокой древности  сложилось у людей  представления о том, что подземные  богатства чудесные существа. В фольклоре  хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяина, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Все сказы П. Бажова поражают своей простотой, будничностью повествования, завораживает не рассказ, а как бы доверительная беседа, Произведения писателя глубоко народны не только по содержанию, но и по форме, языку, стилю. В сказах нашли яркое выражение специфические особенности русского народного языка, его образность, напевность,  жизнерадостная эмоциональная окраска, основанная на столь свойственном русскому народу юморе, то лукаво простодушном, то едком и язвительном, пронизывающую самую ткань народной речи. В своём творчестве П. Бажов возродил живой яркий стиль озорных рассказчиков, воспринятый им от горнозаводских стариков и балагуров.

Литературные сказы П. П. Бажова генетически связаны с фольклором. «Окраска», стиль бажовских сказов совершенно своеобразны из–за стечения в одном тексте стилистически разноплановых языковых средств, но с чувством меры, без «перехлёстывания».

В целом при решении вопроса  о мастерстве П. П. Бажова нужно учитывать  диаклектическое единство следующих  деталей:

1.Сказы написаны на фольклорном  материале.

2.они повествуются рассказчиком (дедушкой Слышко в первых рассказах  и тд.) в аудитории слушателей.

3.Рассказчик – простой представитель народа, но:

4.Устами его говорит писатель, мастер слова.

5.Сказы повествуют о жизни  горно - заводских рабочих Урала.

В сказочном творчестве П. П. Бажова представлено единство фольклорных художественно – изобразительных речевых  средств, речевых средств устной речи, особенностей профессиональной (старательской, камнерезной  и пр.) и диалектной (уральской) речи, а также индивидуальных писательских особенностей. Последнее при решении вопроса, может быть, даже является начальным, потому что мировоззрение и художественный метод, а также другие индивидуальные писательские особенности обусловливает выбор именно данной их организации в художественном произведении.

Сказы Бажова – пример мастерского  использования  народного языка. Бережно и в то же время, творчески относясь к выразительным возможностям народного языка. Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).

Сказы Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельной, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Она порождена красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своём произведении использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность. Столь характерной для русской природы.

Сказы Павла Петровича впитали  сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных приданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом – обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве и уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам  необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.

3.Сказы «детского тона»:  «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка» др.

Сказы Бажова лаконичны, их легко читать. Они универсальны, поскольку свободно воспринимаются и детьми и взрослыми.

Специальный цикл произведений Бажов  написал для детей. «Сказами детского тона» он назвал «Серебряное копытце», «Голубую змейку», «Огневушку – Поскакушку», «Таюткино зеркальце». Изображая  здесь ту  же социально – бытовую  среду и те же явления жизни, что  и в сказах для взрослых, Бажов, однако, выдвигает на первый план образ  ребёнка, его своеобразное воспитание мира. За искпючением «Таюткиного  зеркальца», «сказы детского тона менее  публицистичны и философичны, сем  основные циклы сказов «Малахитовой шкатулки».

Герой – ребёнок не оторван у  Бажова от взрослых. Он зачастую помогает глубже понять духовный облик рабочих. Высокой гуманностью, любовью к слабому и беззащитному существу проникнуты отношения рудобоев к попавшей в шахту маленькой Таютке. Берегут её в шахте, потешают, кто как умеет. Кто на порожней тачке подвезёт, кто камешков узорчатых подкинет, - пишет Бажов.

Весьма примечателен персонаж по имени  Серебряное копытце. «Тот козёл особый. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень». Если у змея Дайко  это золотые кольца, у Полоза и  голубой змейки – золотой след, то у Серебряного Копытца –  серебряная конечность. Кроме копытца  есть ещё ряд внешних признаков, выделяющих животное из ряда обычных: «Рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Простые зимой безрогие ходят, а этот всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой». Данный персонаж умеет подражать звукам, издаваемым человеком: в ответ на домашний призыв Дарёнки «мека – мека» козёл смеётся и убегает. В описании Серебряного Копытца особо акцентируется момент отсутствия запаха («козёл лесной, лесом пахнет»).

Уральская голубая змейка «ростом  не больше четверти, и до того лёгонькая, будто в ней вовсе никого весу нет». В горняцкой среде существует негласный запрет на упоминание имени голубой змейки всуе, чтобы не накликать беду. Увидеть её в одиночку – к нахождению золотой жилы, с товарищами – к ссоре, вражде. Качественно определяющим признаком персонажа становится способом передвижения. «Змейка эта не ползает. Как другие, а свернётся колечком, головёнку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь её. Когда она этак бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная – пречёрная». Перед нами символическое выражение близости к земле и золотым пластам. Других следов это инфернальное животное не оставляет. «По траве идёт, так ни одна былинка не согнётся». Как и Великий Полоз, голубая змейка обладает так называемым обратным изоморфизмом – принимает облик женщины. «Сказывают, будто голубая змейка иной раз прикидывается, только узнать её всё – таки можно. Как идёт, так даже на самом песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнётся. Эта первая примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого – чёрная пыль».

Отчасти голубая змейка напоминает веретеницу – особый вид гадюки или безногой ящерицы, которая не ползает, а катится на брюхе. Нередко  веретеница смешивается с медянкой, в сознании крестьян – кладохранительницей. Змея – медянка отливает зеленью  меди, а зелёный цвет трактуется двояко: это символ роста (жизни), и символ смерти (камня). На среднем Урале змейки – медяницы являются слугами (в трактовке самого Бажова – дочерьми) Полоза, которые помогают ему проводить золото через камень и спускать его по рекам «В камне оказалось золото – Змеёвка прошла, след оставила». Клубок медянок считается знаком близости пласта, но эти змеи достаточно опасны для человека. М.Д. Чулков так характеризует их: «Сей род гадов почитают весьма вредным… Они получают зрение один раз в году, в Ивановскую ночь. Тогда они, увидев человека или другое животное, бросаются стрелком и пробивают насквозь наподобие стрелы».

О сказочных персонажах. О сказочных  событиях Бажов всегда говорит шутливо, с лукавой усмешкой. Рассказчик у  него как бы сначала посмеивается над доверчивым слушателем, причудливо вплетая в были небылицы – не любо не слушай, а врать не мешай; -  расцвечивает повествование красочными фантастическими узорами, не забывая, однако,  время от времени подсказывать, как же на самом – то  деле было. Это ироническая оценка самим же автором сказочного разрешения темы особенно явственно проступает в сказе «Огневушка – Поскакушка».

Заблудился мальчуган Федюнька в лютую стужу и повстречал Огневушку – хозяйку верхового золота, которая хранится в верхних пластах земли. Подарила ему сказочная девочка «волшебную» лопату. Лопата старенькая, - говорит Бажов, -  видать не мало ею поработано: « изоржавела вся, и черенок расколотый». Но в ней чудесные свойства: помогла она Федюньке зарубки сделать, место, где золото хранится, - отметить, а кроме того, в снегу согрела и домой вывела». Фантастика событий здесь даётся шутливо и легко расшифровывается. «Потянула тут лопатка Федюньку сразу из снегу, 
выволокла». Но ведь «сперва Федюнька чуть не выпустил лопату из рук, потом наловчился, и дело гладко пошло…» Лопатка потому совершает чудеса,  что ею движут человеческие руки. Волшебная сила, - заключённая в ней, не что иное, как умелость и сноровка этих рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Роль сказов Бажова в развитии детей дошкольников. Моё отношение к сказам Бажова

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие. Велика её роль в развитии речи дошкольников. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес  к истокам, корням, культуре.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребёнок с самого начало встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Всё это побуждает творческую активность ребёнка-дошкольника, заставляет делать выводы.

Сказка, по мнению А. В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого». Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственном – эстетическом воспитании дошкольников. В сказке содержатся правила общения в людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила»).

Детские сказки расширяют словарный  запас малыша, помогают строить диалог, развивают связанную речь. Не менее важно сделать речь эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Сказы Бажова приобщают детей к культуре и истории родного края, прививают любовь и интерес к богатой природе Урала, воспитывают уважение к людям труда.

 

 

 

Литература

  1. Батин М. Народное по содержанию и форме.// Урал, 1959, №1. С.1 74. УС. И. Бернштейна: Русский язык в школе 1939, №2.
  2. Бажов П. П. Сочинение Т. З.
  3. Перцов В. Подвиг и герой: - М…СП, 1946.
  4. Николаев С. М. Камни: мифы, легенды, суеверия. Новосибирск, 1995.
  5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999.
  6. Жердев Д. В. Поэтика сказов П. П.Бажова: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук.  Екатеренбург. 1997.
  7. Бажов П. П.Публицистика. Письма. Дневники. Свердловск, 1955.
  8. Батин М. А. Бажов П. П. Жизнь и творчество. М., 1963.
  9. Скорино Л. И. Павел Петрович Бажов. М., 1947.
  10. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
  11. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.2. М., 1986.
  12. Шанский Н. М. Этимологический словарь русского языка. Т.2. вып.6, М., 1975.
  13. Бажов П. П. Уральские сказы. М., 1979.
  14. Бажов П. П. Сказы. Свердловск, 1988.
  15. Словарь символов.  / Сост. Керлот Х. Э.М., 1994.
  16. Козлов Н. К. Восточнословянские былиночки о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты // Альманах «Рутения» (электрон. ресурс). Режим доступа: www/ ruthenia. ru.
  17. Мифология. Большой энциклопедический словарь народной традиции. М., 1997.
  18. Кладезь, альманах кладоискателя, выпуск 1.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 


Информация о работе П. П. Бажов – сказочник земли уральской