Поэтический мир Велимира Хлебникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 04:28, реферат

Краткое описание

В наше время, когда так многое в культуре и обществе обесценивается и умирает, наследие Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885-1922) снова начинает звучать актуально. Есть в нем что-то более прочное, чем преходящая мода, культурные течения и наслоения. С другой стороны, оно неизбежно отражает уникальную российскую ситуацию начала XX века - период войн и революций, в котором отражаются наши проблемы. Тогда потоками лилась кровь, бушевала разрушительная стихия, но не было недостатка и в созидательной энергии, - открывались пути, появлялись надежды, у поэтов и художников многое получалось. "После купания в водах смерти люд станет другим" (В. Хлебников).

Содержимое работы - 1 файл

Поэтический_мир_Велимира_Хлебникова.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 В.  Бабков пишет: "Время-дление, внутреннее  время в естествознании выступает  не как альтернатива объективному времени, а как его структурный элемент". К очень близким представлениям пришел астрофизик Н.А. Козырев (1909-1983), который создавал свои теории на лагерных и тюремных нарах (его история описана в солженицынском "Архипелаге").   

 Такие,  как вне коррозии,   

 ноздрей  петербуржской вздет,   

 Николай  Александрович Козырев -   

 небесный  интеллигент. 
    

 Он  не замечает карманников.   

 Явился  он в мир стереть   

 второй  закон термодинамики   

 и  с ним тепловую смерть.   

   

 Вольноотпущенник Времени возмущает его рабов.   

 Лауреат  сталинской премии на десять  годов   

 ввел  формулу Тяжести Времени. Мир  к этому не готов.   

(А.  Вознесенский)   

 Козырев  развивал представления о структуре  и длении времени, пытаясь объяснить  его необратимость: "будущее и прошедшее всегда разделены сколь угодно малым, но не равным нулю промежутком пространства".   

 Итак, время обладает следующими двумя свойствами: 1) Свойство скалярное... и 2) свойство векторное, которое представляется псевдовекторами хода времени *iC2. Ход времени, как реальный физический процесс, приводящий с точки зрения причины к существованию псевдовектора одного знака, а с точки зрения следствия - псевдовектора другого знака, равноценен вращению причины относительно следствия с линейной скоростью C2 или наоборот... Возникает естественный вопрос, в чем сущность этого явления и как можно наглядно себе представить вращение двух заведомо неподвижных точек с конечной линейной скоростью. На этот вопрос мы не можем сейчас ответить. Но можно надеяться, что это явление станет яснее в результате опытных и последующих теоретических исследований. Поэтому нам остаётся пока пользоваться только формальным представлением о ходе времени, как об относительном вращении причин и следствий. (Н. А. Козырев. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении)   

 Аналогичные  идеи позднее развивал русско-бельгийский  физико-химик Илья Пригожин и  многие другие, однако их строгого  научного обоснования не удалось  дать никому. К сожалению, эти  идеи часто становятся предметом недобросовестных и корыстных спекуляций в рамках "торсионных" подходов.   

   

7. В законах Хлебникова каждому событию в истории или биографии личности соответствует противособытие: после оборота идет повторный оборот с противоположным знаком. В. Бабков изображает этот процесс в виде расходящейся логарифмической спирали, которая на действительной оси пересекает наш мир. По К. Кедрову, орбита событий вращается восьмеркой и перекручивается лентой Мебиуса (при обходе которой объект превращается в зеркальный):   

 Тейяр де Шарден спустя двадцать лет после смерти Хлебникова фактически повторяет его модель. Точка "Альфа" у Хлебникова - прошлое, а "Омега" - будущее. Расходясь по радиусу от центра вдаль, они сходят-ся по тангенсу в неком незримом центре, образуя непрерыв-ную линию мировых событий во вселенной Минковского-Эйнштейна.   

 Эту спираль найдем и в загадочных изображениях в пустыне Наска (Перу), и в древней обсерватории у огне-поклонников-друидов, и в лабиринтах острова Валаам...   

 Вспомним, что таково же строение фольклорного неба. Тангенциальный выход к центру - горловина чаши, коло-дец в созвездии Водолея, куда уходит Овен, и возвращение его по радиальной линии в точке пересечения небесного меридиана с небесным экватором, то есть на вершине горы - Голгофы - в центре воображаемого креста небес.   

 Схема подлета к черной дыре подчиняется той же компо-зиции, и еще более поразительно, что таково же строение психологического пространства-времени в ощущении неко-торых людей, переживших клиническую смерть.   

 Наконец, строение молекул ДНК и РНК, хранящих четырехмастную информацию генетического кода, - все та же двойная спираль.   

"Есть  две змеи - жизни и смерти, на  правой и левой стороне, и  обе они сопровождают человека" (Зогар). Подобные символы находят отражение в теле (позвоночнике) человека и широко используются в восточной йоге; это также процессы восхождения и нисхождения Христа, отраженные в зеркале. Отсюда увлечение словами-перевертышами, события и противособытия, парные образы и зеркальные близнецы в текстах Хлебникова. И сам он встречает в зеркале своего двойника-Числобога, "короля государства времени".   

 Ты  и я - мы оба равны.   

 Две  священной единицы   

 Мы  враждующие части.   

 Две  враждующие дроби.   

 В  взорах розные зеницы.   

 Две  как мир старинных власти,   

 Берем  жезл и правим обе.   

(В.  Хлебников)   

 Каббалистическая  книга Зогар говорит о существовании  "правой и левой стороны", высшего и низшего, нынешнего  и будущего миров, которые взаимно  отражаются и проникают друг в друга - в борьбе и гармонии.   

 Мир, в котором течение времени противоположно нашему при условии действия тех же сил, должен быть равноценен нашему Миру, отраженному в зеркале. (Н. А. Козырев)   

 Причинно-следственные  связи, а значит, и время меняют направление в противоположном мире, приходящем из будущего (иллюстрация этому дана в драме Хлебникова "Мирсконца"). Замысел Бога касается обоих миров; при понимании этого резко меняются мировоззрение и этические оценки, которые теряют свою двойственность.   

 Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира, - неразорванные, вечные. (Евангелие от Филиппа 10)   

 Видеть  обе противоположности и встать  выше них - означает обрести  цельность, вернуться от дерева  познания добра и зла к дереву  жизни, преодолеть грехопадение, победить смерть. Однако на этом пути - множество опасностей.  
Еще раз, еще раз, 
Я для вас 
Звезда. 
Горе моряку, взявшему 
Неверный угол своей ладьи 
И звезды: 
Он разобьется о камни, 
О подводные мели. 
Горе и вам, взявшим 
Неверный угол сердца ко мне: 
Вы разобьетесь о камни, 
И камни будут надсмехаться 
Над вами, 
Как вы надсмехались 
Надо мной  
(В. Хлебников, ср. Мф. 21:42-44, Ис. 8:14)   

 Как  всегда, в стихах Хлебникова - далеко  не только лирика, в них много  "математически" точных слов, понимание которых еще впереди;  в приложениях к "Доскам судьбы" автор иллюстрировал их геометрическими построениями. Впоследствии Козырев наблюдал (при помощи телескопа с закрытым объективом) воздействие звезды из того места, где она была в прошлом или даже (при правильном расчете) окажется в будущем...   

   

8. Идеи  Хлебникова перекликаются с труднейшими  проблемами современной биологии  и эволюционной теории. Здесь  можно вспомнить номогенез - гипотезу, выдвинутую в 1922 г. Л.С. Бергом (1876-1950) и развитую А.А. Любищевым  (1890-1972) и другими в противовес классическому дарвинизму. ( Номос - закон; по еврейскому преданию, программа развития исторических событий и вообще мира заключена в письменном Законе - Торе.) В этой теории эволюция есть скорее раскрытие уже существующих задатков, чем случайный процесс отбора, а жизнь и вымирание популяций осуществляется на основе внутренних причин, по твердым законам. По словам Берга, в отличие от дарвинизма, где эволюция идет путем медленных, едва заметных изменений, в номогенезе развитие происходит скачками-пароксизмами (современные исследования дают сочетание этих двух картин эволюции). При этом действует принцип "филогенетического ускорения" - предварения признаков в онтогенезе. В. Бабков упоминает в этой связи близкие идеи Н. Кольцова и Н. Вавилова:   

 Вавилов построил представление о гамме изменчивости - аналоге дискретного спектра энергетических уровней квантовой физики.   

 [Он] выдвинул в 1920 году иное не-дарвиновское представление о едином круге допустимых превращений разнообразных признаков близких (и далековатых) организмов... Это можно сопоставить с метаморфозом "самовитого слова", с метаморфозом смыслообразов и даже с единым круге допустимых превращений, включающим все напечатанные и рукописные тексты, которые составляют интегральный текст Хлебникова.   

 Мысль Вавилова об ограниченной и направленной изменчивости близка по духу мысли Хлебникова о подобных событиях, разделенных определенными интервалами времени.   

 По  большому счету, аминокислоты  и нуклеотиды - лишь символы, буквы  текста; глубинная причина развития - в иных "квантовых" мирах и пространствах. "Законы записаны на небесах, а читаются на земле". Генетический потенциал реализуется и развертывается, приходя из предначертанного будущего, а его источник, как и творящее миры Слово, не столь уж материален. Библейский Ковчег Завета переносит эту информацию в свернутой форме через гибнущие и творящиеся миры.   

 ...Знаем, что вещь хороша, когда она, как камень будущего, выжигает настоящее...   

 Когда я замечал, как старые строки тускнели, когда скрытое в них содержание становилось сегодняшним днем, я понял, что родина творчества - будущее. Оттуда дует ветер богов слова. (В. Хлебников)   

 Буддисты  говорят об алаявиджняне (сознании-сокровищнице) - всемирном хранилище информации, содержащем семенные формы - самскары. Э. Леруа, Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский ввели близкое понятие ноосферы - единого духовного поля человечества.   

 Разве  это не чудо - новый воздушный  мозг,   

 Опутывающий  землю?   

(В.  Хлебников)   

 Этим  мотивам в творчестве Хлебникова Р.В. Дуганов посвятил отдельную статью - "О ноосфере и мыслезёме".   

 Я  мнил, что человечество - верховье,  
мы ж мчимся к устью.   

(В.  Хлебников)   

 Обращение-поворот  делает возможным возвращение  к корням и истокам. Человек  способен изменять направление движения потока событий на обратное; таким способом он уничтожает свои грехи, разрушает судьбу-карму, достигает освобождения. Однако, по словам поэта, "нельзя, плывя против течения, искать у него поддержки".   

   

9. "Люди  моей задачи часто умирают 37-ми лет, мне уже 37 лет", - сказал Хлебников, задолго до известной песни Высоцкого о поэтах, предчувствуя и предрекая свою судьбу. Его задача была выполнена.   

 Весной 1922 Хлебников поехал к Митуричам в Санталово Новгородской губ., к истоку Волги. Вскоре по приезде он тяжело заболел и, проболев месяц, умер 28 июня 1922 года. В списке странствий под этой датой последняя запись: Свобода. - Так Волга своим руслом замкнула круг жизни Хлебникова. (В. Бабков)   

 Заболев  через 38 + 38 дней от своего рождения (в соответствии с "основным законом времени"), Хлебников ушел из жизни при трагических обстоятельствах: в глухой деревне, практически лишенный медицинской помощи. Не последнюю роль в этой смерти сыграло чрезмерное напряжение сил, приведшее к полному истощению, и непонимание окружающих: "И с ужасом я понял, что я никем не видим, что нужно сеять очи, что должен сеятель очей идти".   

 Да, государство людей, родившихся в одном году. Да, таможенные границы между поколениями, чтобы за каждым было право на творчество. (В. Хлебников. Скуфья Скифа)   

 Время  отбрасывает конъюнктурную шелуху, а подлинное не устаревает  и может быть оживлено нашим  активным личным пониманием - уже  на другом уровне. Не следует  делать из Хлебникова кумира, принимая его наследие некритично. Тем ответственнее и сложнее становится задача новых поколений, призванных преодолеть старые ошибки и заблуждения, что-то сохранить и восстановить, внести гармонию и найти живую опору, чтобы двигаться дальше. Иначе все окажется очень грустно.   

Информация о работе Поэтический мир Велимира Хлебникова