Смысл финала романа "История одного города"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:44, сочинение

Краткое описание

К власти приходит Угрюм-Бурчеев, который "был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами", как концентрированный образ всех предыдущих правителей, символ произвола и жестокости, наглого попрания прав людей - и впервые за историю города Глупова его жители начинают чувствовать негодование: "Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым".

Содержимое работы - 1 файл

с-щ. семинар. литература 19 века..doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

  

Как выглядит Иудушка  в «любви» и смерти? 

  

Какова роль веры (религии) в жизни Порфирия Головлева? 

У Порфирия Владимировича  ничего святого за душой нет. Бог  для него – тоже ритуал. 

Иудушка – лицемер  не по злому корыстному расчету, но скорее по самой своей натуре. С  детства он послушно и глубоко  усвоил неписаный жизненный принцип: быть, как все, поступать, как принято, лицемерие по пустякам стало его  второй натурой. 

В главе «Недозволенные радости» возвращаясь к последним дням жизни Павла, автор так объясняет мотивы поведения Порфирия Головлева: «Это было одно из тех родственных злодейств, на которые Иудушка не то чтоб решался по зрелом размышлении, как-то само собой проделывал, как самую обыкновенную затею». 

Как мрачная  тень, появляется фигура Иудушки у  постели умирающего брата Павла, чтобы опутать липкой словесной  паутиной еще одну жертву. Так настойчиво, методически проводя ограбление родных, Иудушка Головлев доводит  до гибели всю семью и заканчивает жизнь в жутком одиночестве. 

  

Как переносит  Иудушка Головлев свое одиночество? 

Страшное одиночество, на которое он в итоге обрек  себя, поначалу не тяготит Иудушку. За тридцать лет службы в департаменте «он приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтобы хотя одна минута его жизни оставалась свободною от переливания из пустого в порожнее».  

Одолеваемый «болезненной жаждой стяжания», он целыми днями был  занят сначала заведенной им в  имении сложнейшей и мелочной отчетностью: «то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил...». С годами же все глубже погружался в «запой праздномыслия» – бредовые мечты о чудесном обогащении. 

И все же внезапное  «пробуждение одичалой совести» заставляет Иудушку ощутить всю ужасную правду о своей жизни и вину перед близкими. Годами щеголявший напускной религиозностью, он лишь теперь понимает, что в библейском сказании о Иуде Искариоте «идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной», и что в несомненном родстве с этой неправдой находится он сам.  

Подобно образу Арины Петровны, фигура Порфирия Головлева  приобретает в финале романа глубоко  трагическое звучание. Испытанное им потрясение и непритворное страдание  преображают даже его речь, которая впервые становится простой и искренней. «Бедная ты! бедная ты моя!» – говорит он племяннице. И горестно восклицает: «Что такое! что такое сделалось!?. где... все?..» В запоздалом раскаянии и смятении он, полуодетый, отправляется морозной ночью на материнскую могилу и погибает. 

  

Как выглядит Иудушка  в конце романа? 

Иудушка уничтожил  все семейство, отнял всю собственность  у его членов, но и сам похоронил  себя заживо. В последней главе  наступает физическая смерть этого  страшного человека.  

Правда, в конце  своей жизни Иудушка раскаивается, в нем вдруг проснулась совесть. Но ошибочно было бы считать, что Щедрин в пробуждении мертвой души видел  залог обновления своего персонажа. Автор подчеркивает: «... совесть  проснулась, но бесплодно». Пробудившаяся совесть стала грозным, беспощадным возмездием за содеянное зло, приговором всей головлевщине, всему вымороченному паразитическому сословию. 

  

Но почему же Иудушка – самый отталкивающий, бесчеловечный кровопийца – оказался среди Головлевых самым живучим?  

Щедрин показал, что поддерживают Иудушек социальные условия, закон и религия. Для  Порфирия религия не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и  обуздания, закон у него – карающее начало, служащее сильным. 

Арина Петровна и ее сыновья» (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)    

     “Господа  Головлевы” — роман о семье,  но, в первую очередь, это роман  о подлинных и мнимых ценностях,  о том, для чего живет человек  на Земле. В “Господах Головлевых”  автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода. Дом, семья, род — вот ценности подлинные, а не мнимые. И именно им самозабвенно отдает всю свою яркую жизненную одаренность родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева.

    И  вроде бы добивается успеха: могущество  головлевского рода неоспоримо. Она сама это горделиво осознает: “Какую махину выстроила!”. Но когда цель, как кажется, достигнута, выясняется, что она была иллюзорной, что все потеряно, а жизнь, своя собственная и близких, была бессмысленно принесена в жертву. Роман, посвященный упорному созиданию “семейной твердыни”, кончается полным человеческим крахом: опустением дома и распадом родственных связей.

    Итак, в романе изображена семья,  состоящая из главы — Арины  Петровны — и ее детей. Головлева  — властная и энергичная помещица, хозяйка всего имения, натура  сложная и целеустремленная, но  испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично правит всем имением, превратив мужа в ненужный придаток и калеча жизнь “постылым детям”. Ее страсть — накопительство. Со всевозможными приобретениями, обогащением связаны самые яркие воспоминания жизни Арины Петровны. И дети, в который раз слушая ее повествования об этом, воспринимают слова маменьки как увлекательную сказку.

    Денежные  отношения — главная, самая  прочная нить, которая связывает  Арину Петровну и ее сыновей  — Степана, Павла и Порфирия. Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но бездеятельный, “постылый Степка-балбес”, спился и умер. Другой сын — Павел — со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем фантастическом мире наедине с самим собою. Так и протекала его безрадостная жизнь, пока верх над ним не взял смертельный недуг.

    Младший  сын, Порфирий, пожалуй, самая  “выдающаяся” фигура в этом  семействе. Деспотическая власть  Арины Петровны, материальная зависимость  от матери воспитали в нем лживость и угодничество. Порфирий с детских лет умел опутать “доброго друга маменьку” паутиной лжи и подхалимажа, за что и получил от других членов семьи прозвища “Иудушка” и “кровопийца”. Прозвища эти как нельзя лучше отражают его сущность. Не Иуда, а именно Иудушка, поскольку он был лишен размаха настоящего Иуды-предателя. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного настоящего поступка

    Предательство  и подхалимство — вот характеризующие  его черты. Он предает всех  и всегда. Все Иудушкины поступки настолько мелки и ничтожны, что вызывают негодование и омерзение. Даже обращаясь к Богу, он откровенно практичен. Господь для него — нечто вроде высшей инстанции, к которой можно обращаться со своими гнусными прошениями.

    Так  почему же головлевский род обречен на вымирание? Почему мать и дети так и не нашли общего языка? Ответ совершенно ясен: деспотизм, привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение “головлят” распорядиться собственными судьбами. Будущие крушения, детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный родной угол головлевская молодежь возвращается только погибать.

    В  конце романа Щедрин показал  опустевшую и обезлюдевшую “твердыню”, в которой есть все. “Не  пустодомом живу!” — хвастается  Иудушка, но в то же время здесь никого нет. Пугающий своей силой образ тишины, ползущие по дому тени вовсе не случайно повторяются в романе.

    И  потрясает сцена Иудушки с  “мертвыми душами”: покойной  матерью, братьями, давно умершими  слугами. Отвернувшись от живой жизни, герой общается с призраками, пока внезапное пробуждение “одичалой совести” не заставит его с ужасом спросить: “Что такое сделалось?! где... все?..”. Вся тяжесть ответственности за гибель рода Головлевых падает на Порфирия. Его же Салтыков заставит и очнуться — “за всех”. Иудушка, наконец, понимает, что есть настоящие человеческие отношения, законы человеческой связи. Он осознает эгоистическую разъединенность головлевского рода и ответ за все многочисленные семейные грехи возьмет на себя. Порфирий сам вынесет себе смертный приговор — его найдут замерзшим недалеко от могилы матери. 

«Простая русская  семья» 

  

Роман «Господа Головлевы». История создания. Обзор содержания. «Мысль семейная»  в романе. 

  

Я обратился  к семье, к собственности,  

к государству и дал понять:  

что в наличности ничего этого уже нет. 

М.Е. Салтыков-Щедрин 

  

История создания  

  

«Необычайная  живучесть лжи и тьмы» чрезвычайно  заботила и угнетала М.Е. Салтыкова-Щедрина. Еще в конце 50-х гг., накануне освобождения крестьян от крепостной зависимости, он задумывал «Книгу об умирающих» – тех, кто, как он надеялся, должен скоро сойти с исторической сцены. Речь шла в первую очередь о помещиках-крепостниках, к которым по происхождению принадлежал и сам Салтыков.  

Будущий сатирик  вырос в родовой усадьбе отца в Тверской губернии. С детства он хорошо узнал помещичий быт и возненавидел его. «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни...» – сказано в одном его письме. Почти три десятилетия после реформы Салтыкову-Щедрину пришлось наблюдать, как помещики пытались вернуть власть над крестьянами.  

В своих последних  крупных произведениях – романе «Господа Головлевы» (1875–1880) и хронике  «Пошехонская старина» писатель обратился  к прошлому и создал глубокие и  страшные образы помещиков-крепостников. 

В основу романа «Господа Головлевы» (1875–1880) легли  несколько рассказов о семье  Головлевых из цикла «Благонамеренные речи».  

Первая глава  романа «Семейный суд» была пятнадцатым  по счету очерком «Благонамеренных речей», напечатанном в «Отечественных записках» в 1875 году. «Семейный суд» тепло встретили Гончаров, Некрасов, А.М. Жемчужников и особенно – Тургенев.  

Вместо очерков  автор «крупный роман с группировкой характеров и событий, с руководящей  мыслью и широким исполнением», и одна за другой являются главы «По-родственному», «Семейные книги», «Племяннушка», «Выморочный», «Недозволенные семейные радости» (1875–1876). 

И только глава  «Решение» («Расчет») выходит значительно  позже – в 1880 году: раздумья художника  над финалом романа – над концом Иудушки, который должен был быть глубоко художественен и психологически мотивирован, отодвинули работу над нею на несколько лет. 

  

«Мысль семейная»  в романе 

  

80-е годы XIX века  – время ухода с исторической  сцены крепостников- помещиков. «Цепь великая», как назвал крепостное право Н.А. Некрасов, веками давила не только крестьян, но и исподволь калечила души и человеческое естество самих бар. И хотя в романе «Господа Головлевы» немало упоминаний о трагической участи крепостных, главная драма разыгрывается в семье их владельцев, господ. 

Чтобы проследить, как происходит разложение помещичьего  рода, Салтыков-Щедрин избрал жанр семейной хроники. В центре внимания автора –  дворянская семья, судьба трех поколений  дворянского рода. 

В чем же отличие  романа Салтыкова-Щедрина от других произведений русской литературы, в  которых поднимается тема семьи? 

«Господа Головлевы» написаны «на принцип семейственности», столь популярный в русской литературе. Однако автор выступил против идеализации «дворянских гнезд». Они не вызывают у него того сочувственного отношения, какое было у Аксакова, Тургенева, Толстого, Гончарова и других.  

И по замыслу, и  по интонации, и по выводам – это  произведение совершенно иного плана: в «дворянском гнезде» Щедрина нет ни поэтических беседок, ни роскошных липовых аллей, ни уединенных скамеек в глубине тенистых парков – всего того, что располагает героев семейных хроник других писателей к «высоким речам» и счастливым любовным признаниям. 

Что делает семью  единой? Любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, общие интересы и пр. 

Каким образом  эти нравственные категории преломляются в семье Головлевых? 

Любовь у Головлевых превращается в ненависть; взаимоуважение – в унижение; взаимопомощь –  в боязнь друг друга. Общие интересы сводятся лишь к одному: как бы оставить другого без «куска».  

В чем видят  смысл жизни представители семьи  Головлевых? 

Весь смысл  жизни Головлевых заключался в стяжании, накоплении богатства, борьбе за это  богатство. В семье царят взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие.  

Алкоголизм –  семейная болезнь Головлевых, которая  приводит к полному нравственному  разложению личности, а затем наступает  физическая смерть. 

Какую сцену  в первой главе можно назвать  кульминационной? 

Информация о работе Смысл финала романа "История одного города"