Логика, естественный язык, искусственные языки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Мышление как объект логики

Содержимое работы - 1 файл

Логика.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Логика, естественный язык, искусственные языки.

1. МЫШЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ  ЛОГИКИ

       В настоящее время существует огромное множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования выделяют, прежде всего, науки о природе – естественные науки и науки об обществе. Своеобразие логики состоит в том, что объектом ее исследования выступает мышление. Это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление (философия, психология, физиология, кибернетика, лингвистика), логика изучает мышление как средство познания.

       Знания  о мире человек получает как непосредственно  с помощью органов чувств, так и опосредованно путем мыслительной деятельности. Благодаря мышлению, на основе уже имеющихся знаний мы приобретаем новые знания, не прибегая в каждом конкретном случае к опыту. Процесс получения знаний из уже имеющихся знаний называют рассуждением, выведением, а знание – выводным. Рассуждение – это всегда последовательность мыслей, выраженная в той или иной форме в языке. Поэтому мышление человека неразрывно связано с языком.

       Язык  – это непосредственная действительность мышления, его материализация в устной и письменной речи. Вне мышления нет языка, как и наоборот – вне языка нет мышления человека. Они находятся в неразрывном единстве. И это подметили уже древние мыслители. Так, выдающийся оратор. Цицерон подчеркивал: «Слова от мыслей, как тело от души, нельзя отделить, не отняв жизни  и у того, и у другого.» Назначение языка состоит в том, что он служит средством получения и закрепления знаний, их хранения и передачи другим людям. Облекая мысль, существующую в идеальной форме, в материальную, он открывает возможность для специального анализа мышления логикой.

       Единство  языка и мышления не исключает, однако, существенных различий между ними. Мышление носит общечеловеческий характер. Оно едино для всех людей независимо от расы, национальности, социального положения. Оно имеет единую структуру, в нем действуют единые закономерности. Языков же на Земле – множество (около 8 тысяч) и каждый имеет свой словарный запас, свое специфическое строение, свою грамматику. На это обратил внимание еще  аль-Фараби, выдающийся философ Востока (870-950 г.г.), говоря о законах, изучаемых логикой и грамматикой: «… грамматика дает их для слов, свойственных только какому-либо народу, а логика дает общие правила, годные для слов всех народов.»2 Единство мышления у всех людей обуславливает и определенное единство всех языков мира. В них присутствуют некоторые общие моменты строения и функционирования: внутренняя расчлененность на слова и словосочетания, их способность к самым различным комбинациям в соответствии с определенными правилами для выражения мыслей. Это говорит о наличии определенных закономерностей в связях и функционировании мыслей, присутствии элемента необходимости, «вынужденности» в наших рассуждениях. На «вынужденный» характер рассужденческой деятельности человека и обратил внимание основатель логики, древнегреческий философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), назвав эту черту мышления человека «принудительной силой наших речей».

       Дело  в том, что от нашей воли зависит: остановить свою мысль, прервать начатое размышление, перейти к другой теме. Но если мы решили провести рассуждение до конца, то сразу же попадаем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, которые из них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или препятствуют им. Допустив одно, мы автоматически лишаемся возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным. Иначе говоря, как бы ни были нежелательны следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки. Так, если принято за истинное утверждение, что все металлы проводят электричество, то необходимо признать также, что вещество, не проводящее ток, не относится к металлам. И если признано, что кража есть преступление, то при наличии знания о совершении данного деяния гражданином, он с необходимостью должен считаться преступником, независимо от того, нравится это кому-либо или нет.

       В чем источник этой необходимости, «вынужденности»  в выводах? Какова его природа? Что  именно следует считать несовместимым  с уже принятыми утверждениями и что должно приниматься вместе с ними? Какие вообще принципы лежат в основе деятельности нашего мышления? Из этих раздумий и выросла особая наука о мышлении – логика.

     Первый  развернутый и обоснованный ответ  на вопрос о природе и принципах  человеческого мышления дал Аристотель. «Принудительную силу наших речей» он объяснил формальным характером нашего мышления, существованием особых законов мышления – логических законов, которые и «заставляют» принимать одни суждения вслед за другими и отбрасывать несовместимые с принятыми. С работ Аристотеля началось систематическое изучение законов мышления: исследование того, как из одних суждений можно выводить другие, выявление формальных условий правильного мышления. Иными словами, началась разработка логики как науки о закономерностях в связях и функционировании мысли, предметом которой являются формы, законы и операции мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Любая мысль в форме понятий, суждений или умозаключений с необходимостью облекается в материально-языковую оболочку и не существует вне языка. Выявить и исследовать логические структуры можно лишь путем анализа языковых выражений.

     Язык  – это знаковая система, выполняющая  функцию формирования, хранения и  передачи информации в процессе познания действительности и общения между  людьми.

     Язык  – необходимое условие существования  абстрактного мышления. Поэтому мышление является отличительной особенностью человека.

     Исходным  конструктивным компонентом языка  выступают используемые в нем  знаки. Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или  иным способом) предмет, выступающий  представителем другого предмета и носителем информации о последнем (знаки-образы: копии документов, отпечатки пальцев, фотоснимки; знаки-символы: нотные знаки, знаки азбуки Морзе, буквы в алфавите).

     По  своему происхождению языки бывают естественные и искусственные.3

 

      Е с т е с т в е н н  ы е я з ы к и  

     Естественные  языки – это исторически сложившиеся  в обществе звуковые (речь), а затем  и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для  закрепления и передачи накопленной  информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры и неотделимы от истории народа, владеющего им.

     Повседневные  рассуждения обычно ведутся на естественном языке. Но такой язык развивался в  интересах легкости общения, обмена мыслями в ущерб точности и ясности. Естественные языки обладают богатыми выразительными возможностями: с их помощью можно выразить любые знания (как обыденные, так и научные), эмоции, чувства. 4

     Естественный  язык выполняет две основные функции  – репрезентативную и коммуникативную. Репрезентативная функция заключается в том, что язык является средством символического выражения или представления абстрактного содержания (знаний, понятий, мыслей и т. д.), доступного посредством мышления конкретным интеллектуальным субъектам. Коммуникативная функция выражается в том, что язык есть средство передачи или сообщения этого абстрактного содержании от одного интеллектуального субъекта к другому. Сами по себе буквы, слова, предложения (или иные символы, например иероглифы) и их совокупности образуют материальный базис, в котором реализуется материальная надстройка языка – совокупность правил построения букв, слов, предложений и других языковых символов, и лишь вместе с соответствующей надстройкой тот или иной материальный базис образует конкретный естественный язык.5

     Исходя  из семантического статуса естественного  языка можно отметить следующее:

  1. Поскольку язык представляет собой совокупность определенных правил, реализующихся на тех или иных символах, ясно, что существует не один язык, а множество естественных языков. Материальный базис любого естественного языка является многомерным, т.е. разделяется на вербальные, зрительные, осязательные и другие разновидности символов. В принципе все эти разновидности независимы друг от друга, однако в большинстве реально существующих языков они тесно связаны между собой, причем доминирующими являются вербальные символы. Обычно материальный базис естественного языка исследуется лишь в двух его измерениях – вербальном и зрительном (письменном). При этом зрительные символы рассматриваются как некий эквивалент соответствующих вербальных символов (исключение составляют лишь языки с иероглифической письменностью). С этой точки зрения допустимо говорить об одном и том же естественном языке, имеющем различные разновидности зрительных символов (например, о молдавском языке с письменностью как на основе кириллицы, так и на основе латиницы).
  2. В силу различий в базисе и надстройке всякий конкретный естественный язык репрезентирует одно и то же абстрактное содержание уникальным, неповторимым образом. С другой стороны, в любом конкретном языке репрезентируется и такое абстрактное содержание, которое не репрезентируется в других языках (в тот или иной конкретный период их развития). Однако это не означает, что каждый конкретный язык имеет свою собственную, особую сферу абстрактного содержания и что эта сфера является частью самого языка. Например, «стол», «table»репрезентируют одно и тоже абстрактное содержание, однако само это содержание (т.е. понятие стола) не относится ни к русскому, ни к английскому языку. Сфера абстрактного содержания едина и универсальна для любых естественных языков. Именно поэтому возможен перевод с одного естественного языка на любой другой естественный язык, несмотря на то, что все языки обладают различными выразительными возможностями и находятся на разных стадиях своего развития. Для логики естественные языки представляют интерес не сами по себе, а лишь как средство репрезентации единой для всех языков сферы абстрактного содержания, как средство, позволяющее «увидеть» это содержание и его структуру. Т.е. объектом логического анализа является само абстрактное содержание как таковое, в то время как естественные языки являются лишь необходимым условием такого анализа.

     Сфера абстрактного содержания представляет собой структурированную область  четко различимых между собой  объектов особого рода. Эти объекты  образуют некую жесткую универсальную  абстрактную структуру. Естественные языки репрезентируют не только те или иные элементы этой структуры, но и определенные целостные фрагменты ее. Любой естественный язык в какой-то степени действительно отражает структуру объективной реальности. Но это отображение носит поверхностный, неточный и противоречивый характер. Естественный язык формируется в процессе стихийного социального опыта. Его надстройка соответствует требованиям не чисто теоретической, а практической (преимущественно обыденной) деятельности человека и потому представляет собой конгломерат ограниченных и часто противоречивых правил (включая известное правило «нет правил без исключения»).

     Но  какой бы совершенной ни была надстройка русского английского или немецкого  языка, она не обеспечивает знания того, как осуществить трансляцию естественного языка в язык, например, машинных команд. Поэтому возникает необходимость создания искусственных языков.6 

 

      И с к у с с т в е н  н ы е я з ы к и 

     Искусственные языки – это вспомогательные  знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основой – языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатым по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.7

     Всякий  искусственный язык имеет три  уровня организации:

  • синтаксис – уровень структуры языка, где формируются и исследуются отношения между знаками, способы образования и преобразования знаковых систем;
  • синематику, где исследуются отношения знака к его смыслу (значению, под которым понимается либо мысль, выражаемая знаком, либо объект, обозначаемый им);
  • прагматику, где исследуются способы употребления знаков в данном сообществе, использующем искусственный язык.

     Построение  искусственного языка начинается с  введения алфавита, т.е. набора символов, которыми обозначаются объект данной науки, и правил построения формул данного языка. Часть правильно построенных формул принимается за аксиомы. Таким образом, все знание, оформленное с помощью искусственного языка, приобретает аксиоматизированную форму, а вместе с нею доказательность и достоверность.8

     Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования выражений и придания им значений. Во многих случаях эта особенность оказывается преимуществом таких языков в сравнении с естественными языками, аморфными как со стороны словаря, так и со стороны правил образования и значения.9

     Искусственные языки различной степени строгости  широко используются в современной  науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Информация о работе Логика, естественный язык, искусственные языки