Коллоидные кластреы и их свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы темпы научно-технического прогресса стали зависеть от использования искусственно созданных объектов нанометровых размеров (1 нанометр равен одной миллиардной доле метра или, что то же самое, одной миллионной доле миллиметра). Созданные на их основе вещества называют наноматериалами, а способы их производства и применения - нанотехнологиями. Невооруженным глазом человек способен увидеть предмет, диаметром примерно 10 тыс. нанометров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Коллоидные кластеры……………….………………………………………4

2. Коллоидные кластеры и наноструктуры…………………………………7

2.1. Формирование коллоидных наносистем…………………………….7

2.2. Мицеллы……………………………………………………………….9

2.3.Микроэмульсии………………………………………………………12

2.4.Формирование кластеров в микроэмульсиях………………………13

2.5. Организация и самоорганизация коллоидных структур………….15

3. Оптические и электронные свойства коллоидных кластеров………..21

3.1. Оптические свойства кластеров металлов и плазменные колебания…………………………………………………………….…………22

3.2. Оптические свойства полупроводниковых кластеров………………..23

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..…….25

Содержимое работы - 1 файл

курколлоидныекластеры.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

     На  рис. 6 приведены снимки с помощью электронного микроскопа наноструктуры Ag2S, полученной из пассивированных нанокластеров с размером 5,8 нм.

     Снимок  б наглядно демонстрирует, что кластеры расположены не хаотично, а строго организованы в наноструктуру. В ней, как в обычном кристалле, могут быть дислокации и дефекты (на снимке а, полученном с меньшим увеличением, они показаны стрелкой). Двумерные наноструктуры представляют собой плотноупакованные монослои, а трехмерные структуры характеризуются гранецентрированной кубической решеткой (ГЦК). Как уже отмечалось, такая методика получения коллоидных кристаллов позволяет варьировать размеры исходных кластеров — своеобразных атомов для наноструктуры.  

     

     Рис. 6. Электронные снимки наноструктур Ag2S с разрешением 35,8 нм (а) и 10,4 нм (б). Белой стрелкой отмечен дефект кристаллической структуры коллоидного кристалла [11]

     На  рис. 7 (с. 33) проставлены три снимка электронной микроскопии для наноструктуры Ag2S с размерами 3,0 (а, б), 4,0 (в, г) и 5,8 нм (д, е).

     Несмотря  на различие во внешней форме коллоидных кристаллов (рис. 1.16 а, в, д), их организация одинакова и соответствует структуре ГЦК. Формирование таких кластерных кристаллов происходит, по-видимому, под действием слабых вандерваальсовых взаимодействий.

     Читатель, вероятно, помнит, что для молекулярных гигантских кластеров палладия также получаются молекулярные кристаллы, кластеры которых намного труднее разглядеть в микроскоп из за меньшего размера, но монокристаллы которых могут быть охарактеризованы рентгеноструктурным анализом и исследованы макроскопическими методами измерения теплоемкости и намагниченности. Здесь молекулярный кристалл также образуется под действием сил Ван-дер-Ваальса. Это наличие слабых формирующих взаимодействий является, видимо, необходимым условием для формирования упорядоченных наноструктур. Вторым важным условием организации упорядоченных кластерных кристаллов является, безусловно, требование монодисперсности кластеров. Поскольку коллоидные кластеры выступают в роли основных элементов в наноэлектронике, нанооптике и получении наномагнитов, важным условием выступает прочность и стабильность таких структур. В этом смысле были бы более предпочтительны ковалентные связи и ковалент-ные кристаллы. Однако получить такие кристаллы методами, которые применяются при кристаллизации коллоидных нанокристаллов, путем нанесения на подложку с последующим выпариванием, не удается.  

 

      3. Оптические и электронные свойства коллоидных кластеров 

     Слабые  межкластерные взаимодействия в  коллоидных системах позволяют исследовать индивидуальные свойства нанокластеров подобно кластерам в газовой фазе, однако с тем существенным различием, что для коллоидного кластера обязательна пассивирующая оболочка, которая может изменить его свойства. В этом пункте будут преимущественно рассмотрены кластеры изолированных и слабовзаимодействующих металлов и халькогенидов металлов, проявляющие металлические или полупроводниковые свойства. Переход от отдельных атомов к массивным телам может быть рассмотрен на языке молекулярных орбиталей и изменения плотности состояний. На рис. 7 приведена схема изменения энергетических уровней электронов для атома, кластера и массивного твердого тела (а) и изменение плотности электронных состояний при увеличении энергии электрона (б) для массивной трехмерной, двумерной, одномерной структуры и так называемых в физике квантовых точек, которые на самом деле представляют собой трехмерные кластеры с размерами несколько нанометров.

     Если  проследить переход от массивного вещества к нанокластерам, а затем к  единичным атомам, то можно сделать  заключение о том, что происходит изменение структуры электронных зон, появление отдельных полос и уровней, пока не остаются одиночные уровни, отвечающие отдельным электронным локализованным состояниям атома. При этом наблюдается существенное различие во влиянии такого изменения структуры зон на возможное изменение энергетической щели между зонами. В то время как для металла уровень Ферми всегда находится внутри зоны проводимости и уменьшение размера кластера не приводит к появлению 

     

 

     Рис. 7. Схема изменения энергетических зон в металлах и полупроводниках (а)и плотности состояний для трех-, дву- и одномерных структур, в которых одно или дваизмерения находится в нанометровом диапазоне, и квантовых точек (нанокластеров с размерами несколько нанометров) (б)

     или изменению щели запрещенных энергий, для полупроводника уменьшение размера кластера ведет к нарушению структуры зоны, появлению отдельных уровней и увеличению ширины щели, например, для CdS от 2,5 эВ для массивного материала до 4,5 эВ для нанокластеров с размером несколько нанометров. Плотность состояний электронов также изменяет свой вид от корневой энергетической зависимости до отдельных уровней электронов в случае малых нанокластеров. 

     3.1. Оптические свойства кластеров металлов и плазменные колебания

     Оптические  свойства коллоидных нанокластеров металлов обуславливаются плазмонными колебаниями электронов в металлах. При этом спектры поглощения малых кластеров характеризуются интенсивной широкой полосой, которая отсутствует у массивных металлов. Эта полоса связана с коллективным возбуждением электронов проводимости светом — поверхностными плазмонами — и ее наличие в области видимого света приводит к уникальной цветовой гамме для разбавленных коллоидных золей благородных , щелочных и редкоземельных металлов. 
 

     3.2. Оптические свойства полупроводниковых кластеров 

     Для коллоидных кластеров полупроводников  также наблюдаются заметные размерные эффекты — сдвиги частоты поглощения оптических 
 

     

     

     Коэффициенты  поглощения оптического излучения  для разного размера кластеров  в зависимости от энергии фотонов 

     фотонов и увеличение силы осциллятора, —  которые уже используются в различных наноматериалах и наноустройствах. С уменьшением размера кластера полосы, отвечающие электронному возбуждению, сдвигаются в область высоких энергий (голубой сдвиг), а сила осцилляторов (интенсивность поглощения) концентрируется на нескольких переходах. Эти изменения связаны с изменением характера переходов между валентной зоной и зоной проводимости для массивного материала и линейчатого спектра для кластера. Энергия перехода может быть определена как Е й 1/R2, где R — радиус кластера, что предсказывает увеличение энергии перехода с уменьшением размера кластера. Это выражение может быть получено из квантово-механического соотношения неопределенности Ар Ах ^ Л — импульс, х — координата), если принять, что Д = R. Для полупроводников поглощение и излучение энергии связано с возбуждением электрона и образованием и распадом экситона (водородоподобного связанного состояния электрона проводимости и положительно заряженной дырки, так что энергия экситонного возбужденного состояния записывается в виде

     

     где п — целое число, R — радиус кластера, mef — эффективная масса экситона.

     На  рис. 8 приведена зависимость коэффициента поглощения света коллоидными кластерами CdS с размерами от 6,4 до 48 нм от длины волны.

     Результаты  свидетельствуют о том, что при  уменьшении размера кластера происходит смещение пика поглощения в сторону  коротких длин волн (голубой сдвиг). Это изменение длины волны  излучения в зависимости от размера кластера может быть использовано, например, в светодиодах или лазерах с перестраиваемой длиной волны.

 

      Литература 

  1. Ребиндер П. А.  Избранные труды. Поверхностные явления в дисперсных системах. М.: Наука, 1979.
  2. Everett D. N. Basic Principles of Colloid Science. L.: Royal Society of Chemistry, 1988.
  3. Русанов А. И. Мицеллообразование в водных растворах поверхностно-активных веществ. СПб.: Химия, 1992.
  4. Сумм Б. Д., Иванова Н. И. // Успехи Химии. 2000. Т. 69. С. 995-1008.
  5. Wetten R. L., Khoury J. Т., Alvarez M. М., Muiihy S., Vezmar /., Wang Z. L., Stephens P. W., Cleveland C. L., Luedtke W. D., Landman U. // Adv. Mater. 1996. Vol. 8. P. 428.
  6. Суздалев И. П., Суздалев П. И. // Успехи Химии. 2001. Т. 70. Р. 203-240.
  7. Petit С, Pileni М. Р. // J. Phys. Chem. 1988. Vol. 92. P. 2282.
  8. Pileni M. P., Gulik-Krzywicki Т., TanoriJ., FilankemboA., Dedjeu J. С // Langmuir. 1998. Vol. 14. P. 7359.
  9. Hardikar V. K, Matijevic E. // J. Colloid Interface Sci. 2000. Vol. 221. P. 133.
  10. Ефремов И.Ф. Периодические структуры. Л.: Химия, 1971.
  11. Motte L., Billondet F., Lacaze E., Douin J., Pileni M. P. // J. Phys. Chem. B. 1997. Vol. 101. P. 138.
  12. Kreibig U., Vollmer M. Optical Properties of Metal Clusters. Berlin: Springer-Verlag, 1995.
  13. CharleK. P., Schulze W. Optical Properties of Silver Clusters in Dielectric Matrices// Clusters of Atjms and Molecules II / Ed. H. Haberland. Berlin: Springer-Verlag, 1994.
  14. Zhang J.Z., Smith B.A., Faulhaber A. E., Andersen J. K., Resales// Ultrafast Prices. Spectrosc. 1996. Vol.9. P.561.
  15. Belotski E. D„ Tomchuk P. M. // Int. J. Electronics. 1992. Vol. 73. P. 955.
  16. Ролдугин В. И. // Успехи Химии. 2000. Т. 69. С. 899.
  17. Fauth К, Kreibig H., Schmid G. // Z. Phys. D. 1991. Vol. 20. P 297.

Информация о работе Коллоидные кластреы и их свойства