Юнгианский подход в нормализации детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор юнгианского подхода в нормализации детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Содержимое работы - 1 файл

Родительско-детские отношения.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 Юнг убеждён в том, что при индивидуальности сновидений вообще невозможно отыскать подходящую теорию. Научное мышление – только одна из духовных способностей человека, которая дана нам для постижения мира. Вероятно, лучше было бы понимать сновидения как произведения искусства, чем как материал естественнонаучного эксперимента. Самое важное – то, чтобы нам удалось осознать бессознательную компенсацию и преодолеть односторонность и неполноту сознания. Пока действенны и полезны другие методы воспитания, мы не нуждаемся в сотрудничестве бессознательного. Такой анализ должен использоваться в тех случаях, когда непригоден никакой другой метод, и только профессионалом.

Общие результаты этих психиатрических исследований и методов для воспитателя  представляют не только чисто теоретический интерес. Они иногда оказываются чрезвычайно полезными, так как дают ему возможность разобраться в некоторых затруднительных ситуациях, что было бы невозможно без соответствующей подготовки.

3. Самопознание  как необходимое условие воспитания.

Говоря о воспитании детей согласно принципам аналитической психологии, Юнг подчёркивает, что воспитатель не имеет права быть лишь пассивным передатчиком культуры, он должен также, через самовоспитание, активно развивать культуру дальше.

Следующие методы исследования аналитической психологии нужно применять не к ребёнку, а к самому воспитателю. Для самовоспитания нужна надёжная основа – самопознание. Юнг находит объективную констатацию психического состояния в сновидении. Той малой долей сознания, которая остаётся у нас в состоянии сна, можно только воспринимать случающееся, но нельзя произвольно направлять течение психических процессов, поэтому ничтожна возможность самообмана.

Юнг считает  сновидение абсолютно объективным  психическим процессом, из природы  которого можно делать объективно-значимые выводы о характере действительно наличного психического состояния. Внутреннюю связь элементов сновидения можно увидеть в предварительном этапе анализа сновидения, где постигается так называемый контекст данного образа сновидения: текст сновидения делят на отдельные образы, затем собирают все ассоциации к элементам сновидения. Контекст сновидения обнаруживает перед нами все многообразные отношения сновидений с отдельными содержаниями бодрствующего сознания и показывают нам, сколь непосредственно связано сновидение со всеми наклонностями конкретной личности. Затем можно перейти к исколкованию наличного материала. Иногда это сделать легко, но бывают случаи, где требуется трудная работа по интерпретации образов сновидения. Вообще говоря о психологии, Юнг отмечает: «Не существует познания о психическом, а есть лишь познание в психическом». Аналитическая психология отличается от экспериментальной психологии тем, что не пытается изолировать отдельные функции и подчинить условия эксперимента исследовательским целям. Она занята естественным и целостным психическим явлением, даже если оно может быть разложено на более простые комплексы путём критического исследования. Цель и внутренний смысл этой психологии лежат в области врачевания и воспитания. Разыскание истины должно заново начинаться в каждом отдельном случае, так как каждый случай индивидуален. Нельзя уловить смысл индивидуальной психики при толковании её на основе предвзятых мнений.

В психологии существует четыре метода исследования неизвестных содержаний пациента:

1) Ассоциативный  метод.

Самый простой. Его принцип – в отыскивании  наиглавнейших комплексов, обнаруживающихся нарушениями при ассоциативном  эксперименте.

2) Анализ симптома.

Имеет лишь историческую ценность. От него отказался ещё сам открыватель – З. Фрейд.

3) Анамнестический  анализ.

Имеет большое  значение как в терапии, так и  в качестве метода исследования. Он состоит в тщательном анализе  или реконструкции исторического  развития невроза.

Практически это  метод излечения невротических детей. К детям нельзя применять метод анализа сновидений, который заходит слишком далеко в бессознательное. В большинстве случаев надо просто устранить некоторые препятствия. Обычный детский невроз был бы очень простым делом, если бы не существовало закономерной связи между ним и ложной установкой родителей ребёнка. Это поддерживает невроз ребёнка.

4) Анализ бессознательного.

Он начинается только тогда, когда сознательные материалы  исчерпаны. Об анализе сновидений уже  было сказано выше. Можно ещё добавить, что символика сновидений имеет поначалу личностный характер, который может быть прояснён при помощи интуиции сновидца. Образы сновидения очень многозначны. На определённую константность значения указывают только так называемые архетипические образы. Для практической работы при профессиональном толковании сновидений требуется, во-первых, специфическая сноровка и способность к чувственному проникновению и, во-вторых, знания в сфере истории символов. Толкование сновидений невозможно также без эмоциональной окраски.

 

3. Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями в развитии

«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» - К.Г.Юнг.

Есть ли такая детская игра, которая  сможет гармонизировать картину  мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятие добра и зла? Да, такая игра есть! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Песок тот удивительный природный  материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Сама структура песка притягивает нас, зовет поиграть с ним, вступить во взаимодействие.

Для многих людей обличение мысли  в слово – трудно. Но есть еще  и такая категория детей, для  которых это из-за особенностей развития невыполнимо. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот же принцип положен в основу песочной терапии.

Главное достоинство терапии песком в том, что она позволяет ребенку  или целой группе детей реально  создавать картины мира в живом  трехмерном пространстве, дает возможность  строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Песок нередко действует на детей  как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить  тоннели, горы и т.д. А если к этому  добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Для психологических игр с песком используется деревянный ящик размером 50×70×8. Такой размер соответствует  оптимальному зрительному полю восприятия, что позволяет охватить его взглядом целиком. Ящики должны быть именно деревянными, ибо это прекрасный природный материал. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий цвет. Ящик наполовину (или чуть меньше) засыпают просеянным, промытым песком. Уровень песка задает «линию горизонта». Дно ящика обозначает воду, борта над линией песка символизируют небо.

Сам принцип песочной терапии был  предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем  аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возится» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты  утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Может быть, поэтому, в холлах аристократических домов нередко ставят специальные плоские вазы с песком?..

Так или иначе, наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно  влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и делает ее прекрасным средством для «заботы о душе» (именно так переводится термин психотерапия).

Основополагающая идея песочной терапии  формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность  избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра ребенка – символический  язык для самовыражения. Манипулируя  предметами и игрушками, он может  показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Игру детей можно оценить  более полно, если признать, что она  для них – средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра в песок предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение. В свободной игре может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей – то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно не чего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии  определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться: с целью диагностики, оказания первичной психологической помощи, в процессе краткосрочной психотерапии или долгосрочного психотерапевтического воздействия. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений неврологического характера). В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто работу песком можно использовать в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, суетливостью, частой сменой настроения, чувством страха, манерничаньем, фамильярностью по отношению к взрослому.

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что  она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить взрослого присоединится к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы разыгравшейся на песочном листе. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства, мысли.

Игра на песке с фигурками  особенно плодотворна в работе с  теми детьми, которые никак не могут  выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматическое событие и, возможно, избавиться от связанных с ними переживаний.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии «хаос» ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет. Стадия «борьбы» можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. На стадии «разрешения конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Информация о работе Юнгианский подход в нормализации детско-родительских отношений