Учения Галля, Ломброзо, Лафатера и др. ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

Физиогномика — учение о существовании однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.
Целью контрольной работы является ознакомление с учениями различных физиогномистов от древности до настоящего времени.

Содержание работы

Введение
3
1.
История физиогномики
4
1.1. Физиогномика в древние времена
4
1.2. Физиогномика в странах Древнего Востока
9
1.3. Западная физиогномика
10
1.4. Древнеиндийское учение о физиогномике
11
1.5. Физиогномика в средние века
12
1.6. Учения русских физиогномистов
20

Заключение
22

Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

ВП_Д.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

      Леонардо  да Винчи в своём творчестве всегда оставался верным своему главному принципу — опыту и наблюдению [6]. 
 

      Джованни  Баттист делла  Порт (1538—1615)

      Это неаполитанский учёный, известный как  физиогномист высокого ранга. В 1586 г. на основании личных наблюдений и знаний классических текстов он написал труд "Физиогномика человека". У него было много последователей, в том числе швейцарский священник Иоганн Лафатер (Лаватер) [6]. 

     1.2. Физиогномика в странах Древнего  Востока 

     «Лев  глазами бедуинов» 

     Собственным и очень интересным путем развивалась  физиогномика в странах Древнего Востока. Здесь очень большой  популярностью пользовалась кийяфа – искусство бедуинов, способных читать человеческое лицо как открытую книгу. Умение это бережно передавалось из поколения в поколения по мужской линии. Так, человек, по обличию схожий со львом, объявлялся отважным, милосердным, гордым и терпеливым; похожий на леопарда – хвастливым, злопамятным и вероломным; высокий лоб свидетельствовал о глупости, узкий лоб – о ловкости движений, а залысины – о низости духа. Глаза средней величины говорили об уме и хорошем характере, неподвижный взор – о скудоумии. Огромное значение бедуины также придавали родинкам.

     В Средние века богатые арабы, выбирая  на рынке рабов, целиком и полностью опирались на приметы лица [4, с. 58].

     А столь популярная в наши дни наука  Древнего Востока, основанная на акупунктуре? Это прямой наследник разработок восточных ученых – физиогномистов, считавших, что все внутренние органы человека имеют свой выход, отражение на внешних покровах.

     Особенно  большое развитие искусство чтения лиц получило в Японии, где и  сегодня в отличие от прагматической Европы оно весьма востребовано. Например, для удобства чтения японцы условно делят лицо человека на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона – это лобная часть, отражает весь жизненный путь человека. По этой зоне физиогномисты получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет, а также в глубокой старости. Правильная форма и прекрасный цвет кожи лба свидетельствуют о превосходном состоянии тела и духа. Средняя зона – от бровей до кончика носа – представляет жизненный путь от 35 до 50 лет. Гармоничность данной области свидетельствует об уравновешенности психики. Нижняя зона – от кончика носа до подбородка – дает информацию о периоде жизни от 50 до 77 лет. Правильные формы этого участка говорят о спокойном характере.

     Исторический  экскурс на Восток был бы неполным без рассмотрения иридодиагностического метода, своего рода кульминации в физиогномике. Говоря об этом, относительно новом и уже весьма популярном, методе, необходимо помнить, что возник он более трех тысяч лет назад, и истоки его уходят корнями в прошлое древних культур Китая, Японии, Индии. Сохранившись на протяжении веков, глазное прорицание в наши дни преобразовалось во вполне научный метод глазной диагностики [4, с. 63]. 

     1.3. Западная физиогномика 

     «Неуживчивая  форма» 

     И западные и восточные физиогномисты  сходились в одном: по отпечаткам на теле человека можно определить его судьбу, возможности и защитные силы. Учение это условно складывалось из четырех частей: исследование отпечатков (черт) лица – физиогномика, знаков на руке – хирология, выпуклостей на черепе – френология и родинок на теле – морфоскопия. За каждым из этих направлений – столетия практических исследований. Главное, наиболее информативное направление – физиогномика [3, с. 47].

     Знание  о человеке несут не только черты лица, но и его форма. Например, продолговатое лицо, так называемое «аристократическое», свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, но вместе с тем и о рассудительности, расчетливости. Круглая форма лица ассоциируется, в частности в Японии, с добродушием, мягкостью, миролюбием, гурманством, любовью к комфорту и отсутствием честолюбия. Владелец треугольного лица обладает определенной одаренностью, но отличается хитростью, неуживчивостью, ветреностью.

     И все же для большинства физиогномика – это прежде всего чтение характера по чертам лица. Мы не будем останавливаться на каких-то конкретных «приметах», ибо знания эти, как уже говорилось выше, во многом искажены любителями «психологических рецептов на все случаи жизни». Для того чтобы читатель проникся если не интересом, то хотя бы уважением к древнейшей науке, достаточно понять те основы, на которые опирались древние диагносты. Строение глаз, по их мнению, указывает на восприятие и отдачу энергии человеком, а также на связь с окружающими людьми, их биополем. Глаза отражают творческие устремления личности, по ним определяют духовные начала – что человек несет людям и миру. Лоб раскрывает связь с религией, философией, нравственностью и моралью. Очень важной при этом является линия роста волос надо лбом. Подбородок – показатель стойкости, выдержки и концентрации, нос – воли и активности, рот – чувственности, мягкости, любви, эмоциональной сферы человека [4, с. 51].

     Само  же искусство «чтения лица» –  процесс индивидуальный, во многом зависящий от интеллекта, интуиции и накопленного опыта конкретного исследователя. 

     1.4. Древнеиндийское учение о физиогномике 

     «Родинки  на Солнце» 

     Если  об «информационных знаках лица»  мы худо-бедно хоть что-то знаем, то о морфоскопии, искусству «чтения» по родинкам и пигментным пятнам на лице и теле, наверняка, даже и не слышали. Между тем наука эта развивалась в древности так же активно, как и физиогномика, и составляла единое целое в умении читать человека как книгу. Согласно учению древних, тело человека вертикальной линией делится на две части: на правую и на левую. Условно говоря, они симметричны, хотя в действительности это не совсем верно. Асимметрия сторон – важнейший показатель для анализа. Правая половина у всех людей соотносится с Солнцем – планетой, которая управляет мужским началом и для мужчин является положительно заряженной стороной. Левая половина тела соотносится с Луной - светилом, управляющим женским началом. Поэтому для женщин левая половина является «доброй», положительно заряженной.

     По  древнеиндийскому учению отпечатки  на коже несут определенную информацию о качестве событий, которые могут ожидать человека. При этом различают ряд знаков: неизменные – родинки и пигментные пятна, преходящие – бородавки, шрамы, трещины на коже. Все они, по мнению морфоскопистов, указывают на вероятность каких-то событий. Обнаружение любого отпечатка на благоприятной половине тела (правой для мужчин и левой для женщин) является хорошим прогностическим признаком, на неблагоприятной (левой для мужчин и правой для женщин) – свидетельствует о плохом прогнозе в судьбе и здоровье [8]. 

      1.5. Физиогномика в средние века 

      В Средние века, продолжая развиваться, физиогномика прочно входит в жизнь  монархов и придворных. Основные ее положения создавались, обосновывались и передавались в основном шарлатанами и колдунами. Их благополучие, а нередко и жизнь часто зависели от «правильности» прогноза, ведь основными их «клиентами» были султаны, монархи и т. п. И если оказывалось, что мнение ученых расходилось с мнением монарха, неправым оставался более слабый, т. е. физиогномист.

      Многие  придворные мудрецы, хироманты предсказывали  с помощью физиогномики судьбу и  характер человека. Но большинство  из них бездумно использовали опыт, накопленный веками, не пытаясь познать механизмы взаимосвязей между человеческим лицом, рисунками на ладони и характером их владельца.

      Различные правила этих учений зачастую переплетались  и взаимодополнялись в пересказах колдунов и шарлатанов, в итоге обрастая всевозможными непроверенными и нелепыми подробностями. Таким образом, это эмпирическое использование накопленных знаний подразумевало слепое применение многочисленных свойств внешности и знаков на ладони для оценки характера и судьбы человека.

      В Средние века, когда к хиромантии и физиогномике снова начали относиться как к наукам, эти дисциплины были освобождены от искажений. Так, ученый Дебарроль первым начал разрабатывать единую теорию, способную объяснить существование связи между внешним обликом человека и его характером. * В XVIII в. физиогномика вошла в моду в Европе, особенно в Германии. Г. Х. Лихтенберг в своей знаменитой книге «Афоризмы» и других специальных сочинениях также отдал дань физиогномике [5].

      Иоганн (Гаспар) Лафатер (1741—1801)

      Цюрихский пастор был самым известным физиогномистом своего времени, талантливым исследователем и неутомимым тружеником, обладавшим логическим мышлением и необыкновенной интуицией. Ему принадлежит десятитомное сочинение "Искусство познания людей по физиономиям". Как никто другой, он умел определять характер и будущее человека по лицу. Его работа "Фрагменты физиогномики", опубликованная между 1775 и 1778 гг., была переведена на различные языки и использовалась специалистами в течении 100 лет.

      Лафатер сначала изучал психологические  особенности человека, пользуясь для этого признаниями прихожан на исповеди, а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт лица. Таким образом были записаны тысячи хорошо известных ему лиц, и на основании этого материала сделаны выводы о взаимосвязи формы профиля и внутреннего склада человека. Так, он считал, что в строении и очертаниях черепа и лба отражается умственная жизнь человека; а в строении лицевых мускулов, очертаниях носа и щёк — моральная и эмоциональная жизнь; а складка рта и линия подбородка сообщают о чувственных, животных качествах.

      Лафатер, доказывая возможность определения  особенностей характера по рельефу  лица и строению черепа, претендовал на роль основателя новой науки: "Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас".

      Не  все с ним соглашались. Так, давая  оценку учению Лафатера, учёный-физик, писатель, критик эпохи Просвещения Георг Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что "эта теория представляет в психологии то же, что и весьма известная теория в физике, объясняющая свет северного сияния блеском чешуи селёдок. Можно постараться нарисовать себе ночного сторожа по голосу. При этом часто ошибаешься настолько, что трудно удержаться от смеха, когда обнаружишь своё заблуждение. А разве физиогномика нечто иное?"

      Лафатер сделал ряд ошибок, недопустимых для  серьёзного исследователя, и в итоге его труды вызвали серьёзную критику.

      Тем не менее, идеи Лафатера нашли своих  почитателей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались на других стран больные, дети и влюблённые, ему присылали портреты, слепки и маски. Лафатером восторгались, его превозносили, но одновременно и побаивались, например, с ним избегал встреч граф Калиостро — авантюрист и чародей, о котором ходили слухи, что ему 350 лет и он может превращать железо в золото. В большой мере разделял взгляды Лафатера австрийский врач Франц Йозеф Галль, создавший собственную интересную теорию [5].

      Франц Йозеф Галль (1758—1828)

      Известный австрийский врач и анатом, много  занимался изучением мозга, он первым высказал положение о том, что  особенности мышления надо связывать с особенностями строения мозга. В больших полушариях мозга он хотел найти "центры" для всех наших способностей.

      Галль создал подробные карты мозга, где  указывал места концентрации моральных  и интеллектуальных качеств человека. Он утверждал, что по форме и местонахождению выпуклостей и впадин на черепе можно определить характер, наклонности и умственные способности человека. С помощью специальных измерений он определял "шишки способностей" к музыке, поэзии и живописи, "бугры" честолюбия, скупости, храбрости материнской любви и т.д.

      Он  утверждал, что умом, эмоциями, чувствами  заведуют строго определённые участки мозга. Их увеличение свидетельствует о выраженности данного качества и сопровождается появлением выпуклости в соответствующем месте на черепе. Если же в положенном месте выпуклость отсутствует, значит, способностью этой человек не обладает. По "буграм" на черепе Галль и его ученики судили не только о преобладании тех или иных умственных или нравственных стремлений данного человека, но также предсказывали будущую жизнь ребёнка и старались влиять на его воспитание.

      Таким образом сформировалось учение — "френология" (от греческого phrem — ум). Слово "френология" введено учеником Галля Шпурцгеймом, а сам Галль был против этого термина и пользовался терминами "кефалоскопия" (от греческого kephale — голова), "краниоскопия" (от греческого kranion — череп), "краниология" [1, с. 75].

      Теория  Галля быстро приобрела популярность. На неё ссылались в своих произведениях  писатели и поэты, в том числе  и наши русские. И. С. Тургенев в романе "Отцы и дети", описывая кабинет отца Базарова, уездного лекаря, упоминает "небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырёхугольники". М. Ю. Лермонтов, описывая доктора Вернера от лица Печорина, замечает: "Он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей".

Информация о работе Учения Галля, Ломброзо, Лафатера и др. ученых