Китай в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Географическое положение. КНР — третье по территории государство
мира — расположено в центральной и восточной Азии. С востока на запад
страна протянулась на 5700 км, с севера на юг — на 3650 км. Страна
граничит с 16 государствами и территориями. Очень большая по
протяженности граница у Китая с государствами СНГ (1/3 всех границ КНР).
Чрезвычайно выгодно приморское положение КНР: протяженность морских
границ около 15 тыс. км (7 провинций — приморские).

Содержимое работы - 1 файл

мировая экономика.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  О СТРАНЕ.

Территория — 9,6 млн. км2 .

Население —  1,339,724,852 чел. на 2010 г

Столица — Пекин

   1. Географическое  положение.  КНР — третье по  территории государство

мира — расположено  в центральной и восточной  Азии. С востока на запад

страна протянулась  на 5700 км, с севера на юг — на 3650 км. Страна

граничит с 16 государствами  и территориями. Очень большая  по

протяженности граница  у Китая с государствами СНГ (1/3 всех границ КНР).

   Чрезвычайно  выгодно приморское положение  КНР: протяженность морских

границ около 15 тыс. км (7 провинций — приморские).

   В административно-территориальном  делении страны выделяются: 22

провинции, 5 автономных районов (где проживают национальные меньшинства)

и 3 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

   2. Население.  Китай является первой страной  мира по численности

населения (20% всех жителей  планеты). В начале XX в. средняя

продолжительность жизни населения здесь составляла менее 30 лет.

Наблюдались высокая рождаемость (35—40 промил) и высокая смертность

(25—30 промил), то есть был невысокий естественный прирост и население

Китая составляло около 400 млн. человек.

Население Китая  сравнительно молодо (в возрасте до 15 лет — 1/3

жителей). Китай обладает самыми многочисленными трудовыми  ресурсами, но

большая их часть  по-прежнему занята в сельском хозяйстве, хотя ситуация

меняется. Велика миграция рабочей силы по стране и за ее пределы. Существенна

доля "хуацяо" (эмигрантов из Китая, т.е. зарубежных китайцев). Общая  их

численность превышает 60 млн. человек (по некоторым оценкам 45 млн.). Они

проживают на Тайване  и в Гонконге (21 млн. и 6 млн.), в  Юго-Восточной

Азии — в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Сингапуре и т.д. Крупная

китайская община проживает  в США, где насчитывается 13 млн. этнических

китайцев.

   КНР — многонациональная  страна, здесь проживает 56 народностей  (не

считая племен). Однако 94% жителей — китайцы (самоназвание — хань). Они

сконцентрированы в восточной части страны. 2/3 территории страны (к

западу) занимают представители  некитайских национальностей (чжуаны,

хуэй, уйгуры, "тибетцы, монголы, корейцы, манчжуры и др.).

   Самые распространенные  религии в КНР: конфуцианство,  даосизм и

буддизм (ламаизм). Некоторые жители исповедуют ислам. Но в целом

население Китая  трудно назвать религиозным (Китай  — социалистическая

страна). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             1.КИТАЙСКИИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. 

     Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно -- III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший в декабре этого года. Кроме серьезных идеологических сдвигов, как то мощная критика левацкой идеологии, в буквальном смысле взаимное переименование многих принципов социализма и "отступлений от принципов социализма", реабилитация некоторых опальных и репрессированных политических, научных деятелей, его результатом стало принятие постановления о развитии системы производственной ответственности в деревне, которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономикой. Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в соответствии с существующим уровнем сравнительно отстающих производительных сил. Другие выводы касались недопустимо однообразной сложившейся в стране структуры собственности, связанных с ней закостенелых хозяйственного и политического механизмов, чрезмерной централизации власти и, в целом, скованности производительных сил и товарного производства. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до середины XXI века, включающего в себя:

1) Удвоение на  первом этапе (до 1990 года) валовой  продукции промышленности и сельского  хозяйства плюс решение проблемы  обеспечения населения страны  продовольствием и одеждой.

2) Утроение на  втором этапе (1991-2000) валового  национального продукта, что, согласно  расчетам, должно создать в КНР  общество "среднего достатка". 3) Достижение на третьем этапе  (до 2050 года) национальным валовым  продуктом мирового уровня среднеразвитых стран и, в основном, завершение комплексной модернизации народного хозяйства.

     В свете обще объявленной линии на перенос центра внимания с идеологической на экономическую сферу управления республикой, основным инструментом по реализации этого плана является экономическая реформа. Две ее основные задачи -- придание гибкости системе производственных отношений на период ускоренного развития менее развитых производительных сил. Результатом ее, кроме уже названных абсолютных показателей, должно стать создание бессбойного, долговечного механизма поддержания этого баланса между уровнями производительных сил и производственных отношений, что является основной гарантией стабильного и высокого темпа экономического роста. Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Смысл этой концепции состоит в товарной сути социалистического способа производства, а также в признании необходимости сохранения товарно-денежных отношений на переходный период, как средства взаиморасчётов между отдельными товаропроизводителями при сохраняющихся главенствующем положением общественной формы собственности на основные средства производства и приоритетным значении централизованного макро планирования.

     Разумеется, такие крутой поворот в официальной экономической науке не мог не сопровождаться и значительным прогрессом в идеологической сфере. С чисто психологической точки зрения мне это представляется необходимым с точки зрения элементарной динамики параллельного развития общественного и официального сознания с одной стороны и экономических отношений -- с другой.

С самого начала остро  встали вопросы и сомнения, обсуждением  которых мы имели удовольствие насладиться  только в конце 80х годов, а именно, небезосновательные подозрения в нереальности государственного регулирования рыночного народного хозяйства. В отличие, опять же, от наших лидеров, сведших эту дискуссию к гаданию на ромашке "бывает-не бывает" с переходом позже к принципу "кто громче, тот и прав", в Китае подошли к этой проблеме несколько с другой стороны: есть конкретная задача; как ее решить....

Большое практическое значение получили работы по этому  вопросу Сунь Ефана, У Цзинляня и  других китайских ученых-экономистов, ставивших одними из основных условий реализации идеи создания регулируемого рыночного хозяйства:

1) Хозяйственную  самостоятельность предприятий  (за исключением оборонных и  стратегических) на микроуровне,  то есть в отношениях со  смежниками и потребителями. Здесь  решающую и само контролирующую роль должны играть почти исключительно товарно-денежные отношения;

2) Постепенное возведение  отношений "государство-предприятие"  в ранг отношений между, хотя  и не полностью равноправными,  но, по крайней мере, экономически  самостоятельными единицами. То есть, другими словами, я могу это назвать созданием системы государственного управления товарного производства с помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на производство конкретных объемов конкретной продукции. 

3) Избегание характерной  для свободных, рыночных экономических  систем анархии производства  в масштабах общества за счёт создания трехуровневого механизма принятия хозяйственных решений, обеспечивающего не ущемление интересов государства, всех товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них трудящихся: (а)государственный уровень -- вопросы темпов экономического роста, соотношения фондов накопления и потребления, распределения капитальных вложений, регулирования максимального и минимального уровня банковских процентов за кредиты, платы за фонды, изменения части системы налогообложения потребителей, соблюдения социальных гарантий и т. д. ;(б)уровень предприятий - вопросы объема и структуры производимой продукции, затрат на производство продукции, нахождение источников снабжения, рынка сбыта и т. д. (в)уровень индивидуальной хозяйственной деятельности, то есть вопросы трудоустройства, индивидуального потребления, определения желаемого количества детей и т. д. Заметим, что при этой структуре, уже в значительной степени внедренной в Китае, государство оставляет у себя в руках только первый уровень принятия хозяйственных решений (стратегические вопросы, общегосударственные проблемы и ряд инструментов ориентирования производителей на их решение). Несмотря на такой более чем смелый подход к определению роли государства в отношениях с товаропроизводителями, китайские экономисты уделили огромное внимание разработке методов государственного контроля за деятельностью предприятий.

     Наиболее динамично и без раскачки пошла сразу после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99, 6процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд), предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после расчётов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти. Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности производителей.

Но, с другой стороны, хотя пока что , в целом, эта система  себя экономически оправдывает, но будущее  сельского хозяйства китайские  ученые связывают с еще одним этапом аграрной реформой, необходимость которой обусловлена прежде всего постепенно возрастающей разницей между ростом потребностей стремительно растущего китайского общества и темпами развития сельско-хозяйственного производства, сдерживаемого сложностью применения аграрных научно-технических достижений, которые просто не по карману отдельным, частным мелким и средним производителям. Этот вопрос пока что не стоит чрезвычайно остро, но китайские экономисты уже сейчас ведут активные поиски новых форм сельско-хозяйственной кооперации. Весьма вероятно, что в новых формах сельхозобъединений будут присутствовать и такие моменты, как концентрация земли в руках наиболее производительных крестьянских дворов или бригад, найм рабочей силы. Примеры этого в Китае есть уже и сейчас. В любом случае можно с уверенностью сказать, что у прежних коммун шансов на возрождение в китайской деревне почти не осталось.

В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства  началась в Китае значительно  позднее -- фактически по завершению реформ в деревне. В другом разделе о ней будет рассказано подробнее, сейчас же несколько слов о причинах такой ее "запоздалости" и направлениях. Сразу надо сказать, что реформа в городах непосредственно связана с реформой китайской промышленности, которая почти полностью сконцентрирована в крупных городах. Кроме необходимости начала процесса изменений в промышленной структуре КНР, важным толчком для городской реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной реформы. Для ее успешного продолжения город должен был обеспечить создание, во-первых, условий для свободной реализации сельскими производителями излишков производимой продукции, во-вторых, промышленного сектора по производству продукции для товарного обмена с сельским населением на базе конверсии определенной доли городского промышленного комплекса. Центром всячески поощрялось разнообразие создаваемых новых связей между городом и деревней. Но при этом варианте при влиянии региональных, социальных и других факторов создалось такое многообразие связей деревни с центральными местами, что проведение центром какой-то общей конкретной политики на местах в этом вопросе стало попросту нереальным. Поэтому и последовало резкое расширение полномочий местных органов власти и самоуправления.

     Для реализации задачи строительства социалистического планового товарного хозяйства были сформулированы несколько принципов. Вероятно, их необходимо назвать. Самым главным было признано оживление предприятий госсектора на основе отделения права собственности от права хозяйствования. При этом допущены такие формы хозяйствования, как сдача предприятий в подряд от дельным коллективам и лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу ведомствам, районам, предприятиям и гражданам. Было предложено развивать хозяйственные связи между предприятиями в форме объединений, компаний, аналогичные связи между компаниями. Большое внимание должно было уделяться созданию системы рынков, причем не только рынков средств производства, продовольствия и потребительских товаров, но и фондовых рынков, рынков услуг, информации, техники и технологий и т. д. Рекомендовалось создавать новые типы организаций в сфере товарного обращения, внешней торговли, финансово-банковского дела, технических, информационных и прочих видов услуг. Одним из ключевых моментов вступления на путь реформ стал возврат к многоукладной экономике 50х годов. При этом поощрение индивидуальных, кооперативных и даже частных хозяйств лежит в рамках незыблемо приоритетного положения общественной формы собственности, как основного признака социалистического общества. В целом официальная линия предусматривает для этих негосударственных секторов, а также иностранного и смешанного капитала вспомогательную роль в экономике Китайской Народной Республики. Проблема поляризации доходов, неизбежная при многообразии форм собственности, предполагает демонополизацию в этой сфере "принципа распределения по труду". К нему должны прибавиться такие формы распределения доходов, как по вложенному паю, по уровню производительности, по науке и трудоемкости производственного процесса (ясно, что 3 последних параметра относятся, в основном, к уровню предприятий) и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Китай в мировой экономике