Становление ранних социальных взглядов на общество в Античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:54, доклад

Краткое описание

Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них, общество – это естественное образование; человек – существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может, подобно пчеле или муравью. Дообщественной стадии в формировании человека не существует, или, что то же самое, она означает одновременно дочеловеческую стадию. Отсюда следует, что государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

Содержимое работы - 1 файл

социология. античность.docx

— 15.55 Кб (Скачать файл)

Становление ранних социальных взглядов на общество в Античности.

Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них, общество – это естественное образование; человек – существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может, подобно пчеле или муравью. Дообщественной стадии в формировании человека не существует, или, что то же самое, она означает одновременно дочеловеческую стадию. Отсюда следует, что государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

Согласно другой традиции, общество – это искусственное  образование; человек – существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека – внеобщественное и дообщественное. Общество – это своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми для блага индивидов. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным: оно подчиняет себе своих подданных в конечном счете по их собственной воле и для их собственного блага.

Между отмеченными двумя  позициями существует множество  промежуточных точек зрения.

Наиболее ранний и выдающийся представитель первой традиции –  древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.), которого вообще можно  считать главным предшественником социологии в античном мире. Он утверждает, что человек представляет собой  существо общественное еще в большей  степени, чем пчелы и разного  рода стадные животные. Доказательство этого он видит в том, что среди  всех живых существ только человек  одарен речью [1, 378–379]. Под обществом  Аристотель понимает любое объединение  людей, чем-нибудь соединенных между  собой. В качестве элементарного  социального объединения он рассматривает  семью, домохозяйство. Это объединение  основано на природных отношениях: муж – жена и господин – раб.

Совокупность этих первичных  объединений образует селение. В  свою очередь соединение селений  составляет высшую форму социального  существования – государство (в  греческой форме – полис, город-государство). Государство, по Аристотелю, – разновидность  общества, а потому оно является естественным образованием. Вместе с  тем оно в определенной мере механизм, созданный человеком. Государство  первично по отношению к семье  и отдельным селениям, так как  вообще целое предшествует частям и  доминирует над ними. Аристотеля, таким  образом, как и его учителя  Платона (427–347 гг. до н. э.), можно считать одним из первых социальных реалистов. Аристотель считает общество абсолютно необходимым условием существования человека. С его точки зрения, тот, кто вследствие своей природы (а не случайных обстоятельств) живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек [1, 378].

Помимо Аристотеля к идее общества как естественного образования  в античности склонялись и стоики, в том числе самый выдающийся из них, римский философ и писатель Луций Анней Сенека (ок. 5 г. до н. э.– 65 г. н. э.). В своем сочинении “О благодеяниях” (63–65 гг.) он поет настоящий гимн обществу, доказывая, что оно опирается на природные основания и взаимопомощь людей. Сенека утверждает: “[Природа] дала две силы, которые человека слабого сделали весьма крепким, – разум и общество: благодаря им тот, кто, взятый в отдельности, не может даже ни с кем поравняться, обладает миром. Общество дало ему власть над всеми животными, его, рожденного на земле, общество ввело во владение иной природой и дало ему власть господствовать над всей природой. Оно сдерживает приступы болезней, приготовляет опору старости, дает утешение в скорбях; оно делает нас мужественными, потому что позволяет призывать [себя на помощь] против судьбы. Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода, – единство, которым поддерживается жизнь...” [2, 87].

И все же представление  об обществе как результате естественного  развития не было господствующим ни в  Древней Греции, ни в Древнем Риме. Преобладал взгляд, согласно которому общество – это искусственное  образование, результат изобретения  и целенаправленной деятельности людей: монархов, законодателей или самих  членов определенных обществ. Такой  точки зрения в античности придерживались Платон, Эпикур и его последователи (в частности, Лукреций), Карнеад, римские юристы Гай, Ульпиан и др. Но и представители этой традиции, считая общество изобретением человека, как правило, исходили из того, что оно основано на фундаментальных потребностях людей и выполняет в их жизни важнейшие функции.

Античное понятие общества в сравнении с тем, каким оно  стало впоследствии, имело более  узкое и вместе с тем более  определенное и конкретное значение. Оно включало только такие формы  взаимоотношений, в которых очевидным  и наглядным образом присутствовали общность, союз, совместная деятельность. Это прежде всего семья и имущественное объединение, основанное на тесных эмоциональных связях, юридических договорах и конкретных практических целях [3, 11 и сл.]. Понятие об обществе как таковом, обществе людей, еще не утвердилось; это, как правило, общество каких-то определенных людей, объединившихся для определенных целей. Поэтому Аристотель начинает рассмотрение общества с семьи. В Риме семья также считалась обществом, так как она была основана на договоре; семейная любовь называлась “социальной” любовью, а отношение жены к мужу считалось “социальным” отношением.

Кроме семейных союзов под  обществом понимались объединения  друзей, коммуны, братства. Но главным  образом обществами назывались союзы, заключаемые для каких-то имущественных  целей. Это понятие носило преимущественно  договорно-юридический характер. “С точки зрения этого понятия общество есть не более как договор, заключаемый  отдельными людьми вполне сознательно  и вполне намеренно, для вполне определенной и осуществимой имущественной цели. Заключая его, иными словами, вступая  в общество, каждый член вносит свой вклад, имущественный или иной” [там же, 15]. Вклад должен быть обязательно, иначе возникает отношение не социальное, а благотворительное, основанное на дарении. Поскольку общество –  это объединение, формируемое определенными  людьми для определенных целей, оно  не может создаваться навеки: его  существование продолжается и прекращается по воле участников. Вступая в общество, каждый обязуется только за себя, но не за своих наследников.


Информация о работе Становление ранних социальных взглядов на общество в Античности